Проблемы и перспективы внедрения искусственного интеллекта в практику таможенного контроля в ЕАЭС

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Проблемы и перспективы внедрения искусственного интеллекта в практику таможенного контроля в ЕАЭС

Кондрашова В.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся внедрения в практику таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами ЕАЭС, одного из самых перспективных инструментов ускорения и упрощения таможенных операций – искусственного интеллекта.

Ключевые слова:

таможенный контроль, искусственный интеллект, таможенные органы, Евразийский Экономический Союз.


Abstract:

The article examines issues related to the introduction into the practice of customs control carried out by the customs authorities of the EAU of one of the most promising tools for accelerating and simplifying customs operations - artificial intelligence.

Keywords:

customs control, artificial intelligence, customs authorities, Eurasian Economic Union.


Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в таможенные службы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является ключевым элементом цифровой трансформации, направленной на унификацию процессов, снижение административной нагрузки на бизнес и повышение прозрачности таможенного контроля [1]. Во многих направлениях таможенного контроля, таких как контроль правильности классификации товаров, контроль соблюдения запретов и ограничений и других направлениях, где требуется использование семантического анализа данных, потенциал модернизации цифровой инфраструктуры таможенных органов практически не реализован [2]. В то же время опыт стран-лидеров по внедрению цифровых инноваций (например, Сингапура, Нидерландов, США) демонстрирует значительный потенциал использования таких технологий [3].

Следует отметить, что в настоящее время повсеместное внедрение ИИ в практику таможенных служб государств-членов ЕАЭС сдерживается рядом факторов, которые будут рассмотрены далее в статье.

  1. Проблемы цифровой инфраструктуры:

– отсутствие единой цифровой платформы для таможенных органов государств-членов ЕАЭС. Страны ЕАЭС используют разные платформы для обработки таможенных деклараций, на сегодняшний день не в полной мере налажен обмен данными между государственными органами, осуществляющими контроль и выдачу разрешений в различных государствах-членах;

– недостаточно развитый уровень аппаратных и вычислительных мощностей, особенно в Киргизии и Армении, как в странах, присоединившихся к ЕАЭС позже других участников союза.

  1. Вопросы нормативного регулирования:

– в ЕАЭС отсутствуют гармонизированные требования к алгоритмам ИИ, что не позволяет единообразно подходить к использованию ИИ на всей территории ЕАЭС;

– нормы национального законодательства государств-членов ЕАЭС различаются в части требований к информационной безопасности и обработке данных (например, требования по локализации данных в России противоречат правилам Казахстана и Беларуси, где разрешено использование облачных сервисов) [4].

В то же время полноценное внедрение ИИ в практику таможенных операций позволит существенно повысить эффективность и сократить время проведения таможенного контроля, что показывает опыт зарубежных стран. Например, система TradeNet, используемая в Сингапуре, обрабатывает 99% деклараций в автоматическом режиме, интегрируя ИИ для анализа рисков [5]. Платформа Automated Commercial Environment (ACE), используемая в США, выявляет 40% нарушений за счет алгоритмов распознавания аномалий и риск-таргетинга [6].

Рассмотрим возможные положительные эффекты внедрения ИИ в практику таможенных операций:

  1. Резкое сокращение времени совершения таможенных операций за счет автоматизации проверки больших объемов семантических данных, в настоящее время проверяемых вручную сотрудниками таможни. Так, внедрение автоматизированных алгоритмов проверки таможенных деклараций уже сократило время проверки деклараций в РФ на 40%, в Казахстане – на 35% [7], внедрение ИИ позволит увеличить долю автоматически выпущенных партий товаров до 95%.
  2. Повышение выявляемости нарушений – за счет автоматизации проверки информации возможно повышение достоверности заявленных сведений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и соблюдения запретов и ограничений на этапе контроля перед выпуском товаров.
  3. Повышение прозрачности и снижение субъективности принимаемых решений за счет передачи права выпуска товаров от должностного лица таможенного органа, полагающегося на свой субъективный опыт и уровень знаний, алгоритму, используемому ИИ. Кроме того, внедрение ИИ в практику таможенного контроля позволит снизить риск совершения коррупционных правонарушений должностными лицами таможенных органов.
  4. Повышение качества таможенного контроля после выпуска товаров. Использование ИИ позволит оптимизировать и повысить эффективность отбора таможенными органами партий товаров для постконтроля, а также снизить нагрузку на должностных лиц, что благотворно скажется на распределении материальных и кадровых ресурсов таможенных органов в целом.

Таким образом, использование ИИ при таможенном контроле позволит значительно сократить административную нагрузку на бизнес, упростить и сделать более прозрачным процесс помещения товара под таможенную процедуру, а также повысить эффективность использования ресурсов таможенных органов государств-членов ЕАЭС.

Список литературы

  1. Афонин Д.Н. Современные тенденции информатизации таможенной службы // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8, № 4(32). – С. 5-9. – EDN DHNQWW.
  2. Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. – Казань: Издательство "Познание", 2023. – С. 114-118. – EDN VUZBGY.
  3. Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции, Казань, 23 сентября 2022 года. Том 1. – Казань: Издательство "Познание", 2022. – С. 30-34. – EDN TWPFAP.
  4. О Цифровой повестке Евразийского экономического союза // Digital Report ЕАЭС. – URL: digital.eaeunion.org/
  5. Скородумова А.А., Куроптев Н.Б. Опыт применения механизма "единого окна" в Сингапуре // Бюллетень инновационных технологий. – 2022. – Т. 6, № 4(24). – С. 38-42. – EDN YTDHUW.
  6. Еркебаева З.С. Практика функционирования автоматизированной коммерческой среды США ("Единое окно") // Основные направления развития таможенного дела в условиях членства России во Всемирной торговой организации: Материалы VI Международной молодежной научно-практической конференции, Люберцы, 24 апреля 2014 года. – Люберцы: Российская таможенная академия, 2014. – С. 103-106. – EDN XCEPIH.
  7. Кошелева О.Э., Кудрявцева А.В. Проблемы применения технологии автоматического выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2022. – Т. 6, № 1(21). – С. 47-49. – EDN YXJSXL.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Кондрашова В.А. Проблемы и перспективы внедрения искусственного интеллекта в практику таможенного контроля в ЕАЭС // Бюллетень инновационных технологий. – 2025. – Т. 9. – № 2 (34). – С. 38-40. – EDN VFPPEG.