Направления корректировки таможенно-тарифного регулирования в условиях санкций
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Направления корректировки таможенно-тарифного регулирования в условиях санкций
Комелова А.Ю.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В статье обозначены направления поддержки экономики государств-участницах ЕАЭС, которые были приняты в период 2022-2023, относящиеся к мерам таможенно-тарифного регулирования. Ключевые меры и решения ЕКЭ, сгруппированы по видам принимаемых мер с краткими аннотациями о направлениях поддержки.
Ключевые слова:
меры поддержки, система преференций, таможенно-тарифная политика, таможенно-тарифные меры
Abstract:
The article outlines the areas of support for the economy of the EAEU member states, which were adopted in the period 2022-2023, related to the measures of customs and tariff regulation. Key measures and decisions of the ECE, grouped by type of measures taken with brief annotations on areas of support.
Keywords:
support measures, system of preferences, customs tariff policy, customs tariff measures
Таможенно-тарифное регулирование является одним из методов регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД). Применяемые внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) меры таможенно-тарифного регулирования включают методы, направленные на защиту национальных производителей; регулирования цен на ввозимую и вывозимую продукцию; регулирования товарной структуры импорта и экспорта; регулирования потребления отечественной и импортной продукции; обеспечение экономической безопасности государства.
Система таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности реализуется через совокупность элементов, к которым относятся [1; 5]:
− Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС);
− методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
− порядок подтверждения страны происхождения товаров;
− система тарифных льгот (в форме снижения, отсрочки или рассрочки ставок таможенных пошлин);
− режим наибольшего благоприятствования (РНБ);
− система тарифных преференций (включающая: перечень стран - пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС: развивающиеся и наименее развитые страны из развивающихся, перечень преференциальных товаров, преференциальные правила определения страны происхождения товаров, систему преференциальных ставок ввозных таможенных пошлин);
− порядок применения ставок таможенных пошлин в отношении отдельных видов товаров (условия применения ставки пошлин - тарифные примечания, сроки действия ставок);
− тарифные квоты с введением «внутриквотных» и «внеквотных» ставок ввозных таможенных пошлин;
− формирование зон свободной торговли и система преференциальных ставок, применяемых при торговле со странами, подписавшими соглашения с Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами о свободной торговле;
− защитные меры (антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины).
Основным органом, обеспечивающим принятие мер для функционирования и обеспечения повышения устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).
В связи с тем, что российская экономика и промышленность столкнулись с беспрецедентным давлением санкционных ограничений, правительства стран ЕАЭС были вынуждены оперативно вносить изменения в действующую систему государственного регулирования. Кроме того, как отмечено в работах других авторов, в таких условиях ЕЭК принимали решения по установлению нулевых ставок пошлин и введению льгот по многим товарным позициям.[2]
Обобщенная картина санкционных ограничений представлена на рисунке 1. [3].
Санкции, введенные против России, являются многосторонними и избирательными, поскольку они нацелены на несколько важнейших секторов, таких как энергетика и обрабатывающая промышленность, а также подкреплены ограничениями на личные поездки для отдельных российских граждан.[4]
Для повышения устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС в условиях санкционного давления 2022 -2025 гг. ЕЭК разрабатывала меры по пяти основным направлениям.
Выделим основные векторы, по которым были приняты меры поддержки экономик государств ЕАЭС в условиях санкций, а пункт 1 «таможенное и таможенно-тарифное регулирование …» рассмотрим ниже более подробно.
Основные направления поддержки экономик государств ЕАЭС в условиях санкций:
- Таможенное, таможенно-тарифное, нетарифное регулирование, защитные меры;
- Внутренний рынок и кооперация;
- Финансовые и валютные рынки;
- Международное экономическое сотрудничество (с странами, не входящими в ЕАЭС и интеграционными объединениями).
- Поддержка инвестиций.
Среди обширного перечня мероприятий, в настоящей работе, подробно будут рассмотрены только меры, относящиеся к пункту 1, и относящиеся к области «таможенно-тарифное регулирование», без расширения анализа на нетарифные меры регулирования и защитные меры.
Меры направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, связанные с таможенно-тарифным регулированием сгруппированы на восемь параграфов, представлены ниже (по состоянию на 01.04.2025).
Сгруппированные меры поддержки экономик связанные с таможенно- тарифным регулированием систематизированы с принятыми нормативно-правовыми актами (по состоянию на 01.01.2025) [6].
- Снижение ставок ввозных таможенных пошлин (согласно предложениям государств – членов ЕАЭС).
На 01.01.2025 Комиссией ЕЭК установлены ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в размере 0% от таможенной стоимости:
− отдельные виды фруктового пюре, сроком по 30.04.2023 г. (Реш.Совета ЕЭК от 17.03.2022 г. № 34);
− отдельные виды какао-масла и какао пасты (ТП 1803 10, 1804), анилин и его соли и отдельные виды тканей сроком по 30.04.2025 г. (Реш.Совета ЕЭК от 17.03.2022 г. № 34);
− медный штейн и медь цементационная сроком по 31.12.2023 г. (Реш.Коллегии ЕЭК от 29.03.2022 г. № 50);
− отдельные виды комплектующих для производства велосипедов сроком по 31.03.2025 г. (Реш.Коллегии ЕЭК от 22.03.2022 г. № 43);
− оплодотворенная икра рыб сроком по 31.12.2024 г. (Реш.Совета ЕЭК от 15.04.2022 г. № 63)
- Расширение перечня тарифных льгот на товары критического импорта (согласно предложениям государств – членов ЕАЭС):
На период с 17.03.2022-30.09.2022 от импортной пошлины путем предоставления тарифной льготы с подтверждением целевого назначения ввоза товаров освобождены:
− товары для производства и реализации продовольственной продукции;
− товары для производства фармацевтической, металлургической и электронной продукции;
− товары, используемые для развития цифровых технологий;
− товары для производства продукции легкой промышленности;
− товары, применяемые в строительной и транспортной отраслях.
Данные новеллы являются формой тарифной льготы и расширили список товаров п. 7 Решения КТС от 27.112009 г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» дополнить подпунктами 7.1.39 - 7.1.47 (в ред. Решение Совета ЕЭК от 17.03.2022 г. N 37).[7]
- Упрощение порядка представления сертификатов о происхождении товаров в целях упрощения процедуры получения тарифных преференций и подтверждения непреференциального происхождения товаров, определяемого в целях, предусмотренных п. 2 ст.37 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г.
Временно, в соответствии с Реш. Совета ЕЭК от № 47 и № 85 обеспечена возможность использования копий сертификатов о происхождении товаров для получения тарифных преференций для ввоза товаров из развивающихся и наименее развитых стран (мера продлена до 31.12.2025).
В период 01.03.2022 до 31.12.2024 г. не применяется условие непосредственной закупки товаров, т.е. заключения прямого контракта с резидентом преференциальной страны развивающейся или наименее развитой страны и участником сделки из страны ЕАЭС (Реш. Совета ЕЭК от 17.03.2022 г. № 33)
Внесены корректировки в условия предоставления преференций, через признание и применение копий непреференциальных сертификатов о происхождении товаров, упрощение требований их оформления (Реш. Совета ЕЭК №47).
- Установлены дополнительные основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозной таможенной пошлины без уплаты процентов в отношении отдельных категорий товаров на срок до 6 месяцев (по отношению к основаниям, п. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС).
С 15.04.2022 – 31.12.2023 гг. беспроцентная отсрочка (рассрочка) уплаты ввозных там. пошлин предоставляется системообразующим и (или) градообразующими предприятиями (организациями), которым оказывается поддержка в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик (за искл. подакцизных товаров, не используемых в производстве).
- Отменены требования по предоставлению оригиналов сертификатов о происхождении товара внутри ЕАЭС (во взаимной торговле) для реализации поручений Евразийского межправительственного совета от 19.11.2021 г. № 11.
До 31.12.2025 г. продлена возможность упрощенного документального подтверждения сертификатов о происхождении на серийную продукцию по форме «СТ-1» в рамках взаимной торговли между Республикой Казахстан и другими государствами – членами Союза.
- Приостановление действия отдельных мер защиты внутреннего рынка при наличии соответствующих оснований (временные меры):
− неприменении антидемпинговой меры в отношении гербицидов из ЕС и Великобритании и Северной Ирландии, ввозимых в ЕАЭС (Реш. Коллегии ЕЭК от 22.03.2022 г. № 45);
− корректировка срока начала применения антидемпинговой меры в отношении графитированных электродов, происходящих из Китая ввозимых в ЕАЭС (Реш. Коллегии ЕЭК от 29.03.2022 г. № 47).
- Принятие единых нетарифных мер с введением количественных ограничений экспорта для целостности внутреннего рынка согласно Поручению Совета ЕЭК от 17.03.2022 г. № 8.
Реализовано поручение Совета ЕЭК от 17.03.2022 г. № 8 в части разработки системы ограничений на вывоз пшеницы, меслина, ячменя, кукурузы, масла подсолнечного и сахара:
− ПП РФ от 6.04.2021 г. N 546 (введены «плавающие» экспортные ставки на масло подсолнечное);
− ПП РФ от 31.03.2022 г. N 532 (введены «плавающие» экспортные ставки на подсолнечный шрот);
− ПП РФ от 6.02.2021 г. N 117 (введены экспортные ставки и квоты на зерновые культуры).
- Иные таможенно-тарифные меры, направление на поддержание устойчивости экономики:
− Реш. Совета ЕЭК от 15.04.2022 г. № 72 утверждён Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура без уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе и вывозе сроком до 2 лет расширен в п. 5 для гражданских пассажирских самолетов, их запасных частей и двигателей (код 8802 40 001 6 ТН ВЭД ЕАЭС).
− Реш.ЕЭК от 27.09.2023 г. № 94 до 01.04.2024 г был продлен порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования до 1000 евро, пересылаемого (в т.ч. доставляемого перевозчиком) или перемещаемого в сопровождаемом и несопровождаемом багаже (за исключением воздушного транспорта).
Следовало бы более подробно изучать вопрос расширения группы мер поддержки по направлению «защиты внутреннего рынка» (параграф 6). В частности, в части подтверждения страны происхождения товаров, следовало бы для участников ВЭД дать методические разъяснения о применении условия непосредственной закупки товаров, когда требуется подтвердить происхождение товаров, в отношении которых могут быть применены антидемпинговые пошлины.
Преобразование тарифной политики России в условиях политического и санкционного давления – это многогранный процесс, включающий не только экономические, но и политические аспекты.
Результатом экономического воздействия стали ограничения торговли, финансовых операций и доступа к технологиям, что потребовало корректировки таможенно-тарифной системы не только ЕАЭС, но и России.
Корректировка тарифной политики также можно ответить развивалась как минимум по четырем направлениям:
− усиления фискальной роли и протекционизм для защиты отечественных отраслей: некоторые виды пошлин из недружественных страны были повышены, в частности, это постановления Правительства РФ: №788 [8], №2240 [9]. Кроме того, в 2025 г. были подняты ставки сборов и госпошлины.
− скорректированы экспортные пошлины для контроля за вывозом стратегических ресурсов: с 01.10.2023 – 31.12.2024, были введены «курсовые пошлины» на экспорт согласно постановлению Правительства РФ № 1538 [10].
− отраслевая поддержка: была реализована посредством расширения списка освобождаемых от уплаты ввозной пошлиной товаров согласно Решению КТС №130 (расширено пунктами: 7.1.39, 7.1.40, 7.1.42, 7.1.44 – 7.1.47), а также соответствующей корректировкой ставок таможенных пошлин в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (с включением срочных пошлин со ставкой 0% и новыми примечаниями к тарифу 55С, 56С, 57С, 62С, 63С, 67С, 68С, 69С, и более поздние 71С – 99С [7];
− сельское хозяйство: были реализованы программы по замещению импорта для стимулирования сельскохозяйственного производства. Ввозные пошлины на ряд продуктов питания были повышены для поощрения отечественного сельского хозяйства и переработки (постановления Правительства РФ №2240) [9].
− энергетический сектор: энергетическая отрасль остается ключевой для российской экономики. Тарифная политика посредством «бюджетного маневра 2014-2024 гг.» была адаптирована для обеспечения доходов от доходов и экспорта углеводородов при сохранении достаточных запасов для внутреннего потребления. Ставка вывозной пошлины на нефть и ряд др. углеводородов с 01.01.2024 г. – 0% [11; 12].
− промышленность: были предприняты меры поддержки отдельных секторов через льготные тарифы и субсидии. Например, для отраслей: автомобилестроение, гражданское самолетостроение, аэрокосмическая промышленность и оборона.
Таким образом, можно сделать вывод, что среди множества мер, принятых органами ЕЭК и РФ, выделятся восемь направлений таможенно-тарифного регулирования. Все принятые в этой связи решения органов ЕЭК направлены на поддержание устойчивости хозяйственной деятельности предприятий стран ЕАЭС; поддержку и упрощения импорта и экспорта в странах ЕАЭС; поддержку внешнеторговых потоков в рамках разрешенного «параллельного импорта»; сдерживания инфляционных процессоров в странах ЕАЭС и обеспечения экономической безопасности в странах таможенного союза.
Однако, стоит заметить, что принятые меры не являются достаточными мерами поддержки экономики РФ, а само таможенно-тарифное регулирование является только одним из звеньев мер государственной поддержки для стимулирования инвестирования, развития и расширения производства внутри страны, а также поддержки уже работающих отраслей.
Ограничениями в развитии импортозамещающих проектов в различных отраслях РФ являются: цены на сырье, «дорогие» деньги» (нет стимулирующей денежно-кредитной политики), нехватка кадров и т.п. [13].
Список литературы
- Слинкин Б.О., Терешенкова А.Ю. Вопросы совершенствования системы тарифных преференций в странах ЕАЭС // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: Сборник научных трудов по итогам III национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 240-244. – EDN ZQVPZD.
- Шленская М.В., Пак А.Ю. Особенности таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза в условиях современных реалий // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Москва, 14 апреля 2022 года. – Москва: РУДН, 2022. – С. 431-447. – EDN IDQTBO.
- Информационный бюллетень. Ограничительные меры и контрмеры [заголовок с экрана] // Российский экспортный центр [Электронный ресурс]. URL: www.exportcenter.ru/company/bulletin.
- Беляев А.С., Молодых Приоритеты трансформации таможенно-тарифной политики в условиях санкционного давления // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 4(91). – С. 14-20. – DOI 10.37493/2307-907X.2022.4.2. – EDN XYOREX.
- Терешенкова А.Ю. Проблемы практики и перспективы развития таможенного тарифа ЕАЭС // Управленческое консультирование. – 2022. – № 4 (160). – С. 50-70.
- Мониторинг ключевых мер ЕЭК и стран ЕАЭС (заголовок с экрана) [Электронный ресурс] // URL: eec.eaeunion.org/increasing_stability_economies/monitoring-klyuchevykh-mer.php.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (в ред. 2025 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 04.03.2025).
- Постановление Правительства РФ от 06.07.2018 № 788 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки» (вступило в силу с 06.08.2018).
- Постановление Правительства РФ от 07.12.2022 № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» (вступило в силу с 15.12.2022 по 31.12.2025).
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза».
- Информация Минэкономразвития России от 27.12.2024 «О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 января 2025 года».
- Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».
- Удовенко С. П. Механизм подготовки предложений по мерам таможенно-тарифного регулирования для ЕАЭС: проблемы, пути решения (на примере России) // Проблемы современной экономики. – 2019. – № 4 (72). – С. 22–25/.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Комелова А.Ю. Направления корректировки таможенно-тарифного регулирования в условиях санкций // Бюллетень инновационных технологий. – 2025. – Т. 9. – № 2 (34). – С. 32-37. – EDN VQAQAK.