Нормативно-правовые аспекты и перспективы развития электронной таможни в условиях цифровой трансформации
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Нормативно-правовые аспекты и перспективы развития электронной таможни в условиях цифровой трансформации
Зиманова М.А.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
Глобальная цифровизация экономики и международной торговли обусловливает необходимость модернизации таможенного регулирования, что находит отражение в концепции электронной таможни. В статье исследуются теоретические и правовые аспекты функционирования электронной таможни, анализируются существующие подходы к ее определению, а также рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования в Российской Федерации. Особое внимание уделяется необходимости формирования единой терминологической базы, а также вопросам внедрения технологий искусственного интеллекта в таможенное администрирование. В статье обоснована значимость совершенствования нормативно-правовой базы для обеспечения эффективной цифровизации таможенных процессов, устранения правовых неопределенностей и гармонизации национального законодательства с международными стандартами.
Ключевые слова:
электронная таможня, цифровая трансформация, таможенное регулирование, автоматизация таможенных процедур, искусственный интеллект, цифровая таможня, интеллектуальная таможня, информационные технологии
Abstract:
The global digitalization of the economy and international trade necessitates the modernization of customs regulation, which is reflected in the concept of electronic customs. This article examines the theoretical and legal aspects of electronic customs operations, analyzes existing approaches to its definition, and discusses regulatory challenges in the Russian Federation. Particular attention is paid to the need for the formation of a unified terminology framework, as well as the implementation of artificial intelligence technologies in customs administration. The study substantiates the importance of improving the legal framework to ensure effective digitalization of customs processes, eliminate regulatory uncertainties, and harmonize national legislation with international standards.
Keywords:
electronic customs, digital transformation, digital state, customs regulation, automation of customs procedures, artificial intelligence, legal regulation, digital customs, intelligent customs, information technology
В условиях глобальной цифровой трансформации экономики и стремительного развития международной торговли электронная таможня становится одной из ключевых платформ для эффективного таможенного регулирования. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью адаптации таможенных процессов к современным вызовам, связанным с цифровизацией, автоматизацией и усилением правоохранительной функции таможенных органов. Электронная таможня представляет собой не только инструмент для упрощения и ускорения таможенных операций, но и важный механизм для обеспечения прозрачности, безопасности и защиты экономических интересов государства. Кроме того, она способствует повышению уровня взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и другими заинтересованными сторонами, что значительно улучшает качество предоставляемых услуг и снижает административные барьеры.
Цифровизация общества и экономики является одним из ключевых факторов, формирующих современную реальность и задающих темпы глобального развития. Цифровизация охватывает все аспекты человеческой деятельности, начиная от личной жизни и заканчивая сложными системами управления государствами и экономическими системами. Основной цифровизации выступают информационные технологии, которые своим появлением и развитием радикально изменили способы взаимодействия людей, бизнесов и правительств, ускорив обмен данными, повысив прозрачность и эффективность процессов, а также расширив доступ к информации и услугам. Цифровизация открывает беспрецедентные возможности для повышения производительности труда, создания интеллектуальных решений в управлении, развития электронной коммерции и автоматизации промышленных и логистических процессов [1].
В контексте становления цифрового общества и экономики особое значение приобретает трансформация ключевых институтов, обеспечивающих стабильность и устойчивое развитие международных и национальных экономических процессов. Одним из таких институтов является таможенное регулирование, которое играет центральную роль в упрощении и безопасности трансграничной торговли, защите экономических интересов государства и обеспечении соблюдения международных стандартов. Внедрение цифровых технологий в таможенные процессы позволяет минимизировать административные барьеры, ускорить обмен данными и повысить прозрачность операций, что становится необходимостью в условиях глобальной интеграции и растущего объема международных грузопотоков. Цифровизация таможенного регулирования является неотъемлемой частью общей стратегии построения цифрового государства и представляет собой важнейший инструмент повышения эффективности ВЭД. Именно на пересечении глобальных цифровых преобразований и специфики таможенного администрирования формируются новые подходы к управлению трансграничными процессами, которые становятся центральным элементом цифровой экономики [2].
В условиях активной цифровизации таможенное регулирование также претерпевает значительные изменения, что находит свое отражение в переходе к новым формам администрирования и контроля. Одной из ключевых инноваций в этой сфере стала концепция электронной таможни, которая воплощает в себе современные подходы к упрощению, ускорению и автоматизации таможенных процедур. Электронная таможня явилась ответом на вызовы времени, интегрировав в себя современные цифровые технологии и создав основу для нового подхода к таможенному регулированию.
Прежде всего, необходимо провести всесторонний анализ и дать комплексное определение понятию электронной таможни, учитывая её роль как ключевого элемента цифровой трансформации в сфере таможенного регулирования.
Всемирная таможенная организация в рамках концепции «Digital Customs» определяет электронную таможню как «использование цифровых систем и технологий для автоматизации процессов декларирования, контроля и управления рисками, а также для повышения прозрачности и упрощения процедур международной торговли».
В российском законодательстве четкого и универсального определения термина «электронная таможня» не предусмотрено. Однако, в нормативных документах, например, таких как Приказ ФТС России от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года»«, электронная таможня рассматривается как «специализированный таможенный орган, обеспечивающий реализацию задач и функций Федеральной таможенной службы, связанных с осуществлением таможенных операций исключительно в электронной форме» [3].
В научной и учебной литературе электронная таможня рассматривается различными авторами как важнейший инструмент для повышения эффективности таможенного регулирования, ускорения процедур и оптимизации логистических процессов.
Котова Т.П. описывает электронную таможню как систему автоматизации таможенных процедур, которая позволяет осуществлять онлайн-оформление деклараций, проверять документы и данные о товарах, а также контролировать их перемещение через границу. Такой подход способствует значительному сокращению времени оформления, снижению ошибок и повышению прозрачности таможенных операций. Особое внимание автор уделяет влиянию электронной таможни на улучшение условий для бизнеса и создание благоприятного инвестиционного климата [4].
Бессарабов В.О. дает более структурированное определение, характеризуя электронную таможню как интегрированную систему, основанную на использовании информационно-коммуникационных технологий, которая автоматизирует процессы таможенного контроля и оформления. Автор акцентирует внимание на прозрачности операций, оперативном обмене данными и минимизации временных и материальных издержек, что делает электронную таможню важным звеном цифровой трансформации в таможенной сфере [5].
Мозер С.В. рассматривает электронную таможню в контексте логистических инноваций. По мнению автора, электронная таможня представляет собой комплекс мер, направленных на развитие таких технологий, как предварительное информирование, интернет-декларирование и удаленный выпуск товаров. Указанные технологии основаны на принципах анализа и управления рисками и обеспечивают взаимодействие между федеральными органами власти, участниками трансграничных цепей поставки и коммерческими посредниками, что способствует оптимизации логистических потоков и совершенствованию таможенной инфраструктуры [6].
Анализ понятий показывает, что электронная таможня рассматривается как комплексный инструмент, объединяющий автоматизацию процессов, цифровизацию данных и интеграцию взаимодействия между участниками ВЭД и государственными органами. Законодательные и научные трактовки дополняют друг друга: законодательство под электронной таможней закрепляет специализированный таможенный орган, осуществляющий функции исключительно в электронной форме, делая акцент на технической и организационной стороне функционирования электронной таможни, в то время как научная литература расширяет это понятие, включая в него вопросы стратегического развития, глобализации и инноваций.
Основным элементом всех подходов является использование информационно-коммуникационных технологий, направленных на оптимизацию и упрощение таможенных процедур. Отличие заключается в степени акцентирования различных аспектов: национальное законодательство сосредоточено на локальной реализации, а научные трактовки и международные подходы включают перспективы глобального информационного обмена и управления рисками.
Одной из фундаментальных проблем, затрудняющих эффективное функционирование электронной таможни в Российской Федерации, по мнению автора, является фрагментарность и недостаточная систематизация нормативно-правового регулирования в данной сфере. На данный момент остаётся нерешённым ряд вопросов, связанных с отсутствием единых правовых дефиниций таких ключевых концептов, как «электронная таможня», «цифровая таможня» и «интеллектуальная таможня».
Несмотря на то, что данные понятия выступают важнейшими элементами планомерной цифровизации таможенных органов Российской Федерации, они до сих пор не получили четкого закрепления в законодательстве, что формирует терминологическую неопределённость и затрудняет реализацию соответствующих инициатив. Данная проблема выходит за рамки исключительно лексической недоработки, поскольку правовые дефиниции играют значимую роль в унификации профессиональной терминологии, формировании регуляторных рамок и обеспечении предсказуемости правоприменения.
Современные реалии требуют чёткой и последовательной правовой основы, которая бы охватывала все аспекты цифровой трансформации таможенного администрирования, включая внедрение искусственного интеллекта, развитие интеллектуальных пунктов пропуска и применение инновационных технологий для автоматизации процессов. Отсутствие нормативно закреплённых понятий затрудняет создание единого подхода к разработке и внедрению цифровых технологий на всех уровнях таможенного администрирования. В результате данная неопределённость приводит к разночтениям в интерпретации задач и целей, что сказывается на эффективности работы таможенных органов.
Более того, данная проблема обостряется в контексте международной торговли, где единообразие технологических и правовых стандартов играет ключевую роль в снижении барьеров, упрощении процедур и гармонизации взаимодействия между национальными таможенными системами. Например, в международной практике, включая рекомендации Всемирной таможенной организации и Европейского Союза, широко используются концепции «единого окна», автоматизированных систем управления рисками и предиктивного анализа. В то время как в российской практике подобные элементы внедряются, отсутствие унифицированного подхода и правовой базы снижает их эффективность и ограничивает возможности взаимодействия с международными платформами.
Также следует отметить вопросы активного внедрения технологий искусственного интеллекта в системы государственного управления, включая таможенное администрирование как современную тенденцию цифровизации глобальной экономики. Электронная таможня, являясь ключевым элементом цифровой трансформации, уже сегодня демонстрирует значительные успехи в автоматизации процессов, однако переход к интеллектуальной таможне требует создания правовых условий для использования более сложных алгоритмов и систем искусственного интеллекта. Несмотря на государственную поддержку данного направления, которая отражена в стратегических документах, например, таких как Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», существующая нормативно-правовая база остаётся недостаточно проработанной применительно к специфике таможенной деятельности [7].
Правовое регулирование внедрения искусственного интеллекта в электронную таможню на текущий момент остаётся фрагментарным и не охватывает ключевых аспектов использования этой технологии. Концепция интеллектуальной таможни предполагает создание систем, способных к автономному анализу данных, прогнозированию рисков и принятию решений на основе машинного обучения. Однако, несмотря на техническую готовность к внедрению подобных решений, их правовая регламентация отсутствует. Не разработаны механизмы контроля за работой таких систем, не закреплены условия их применения в конкретных таможенных процессах, а также не определены требования к их сертификации, лицензированию и безопасности.
Еще одним из наиболее острых вопросов, связанных с применением технологий искусственного интеллекта, является проблема распределения ответственности за решения, принятые на основе алгоритмов. В интеллектуальной таможне такие решения могут включать автоматическую классификацию товаров, оценку таможенной стоимости, применение форм и мер таможенного контроля и даже выявление нарушений таможенных правил. Однако в действующем законодательстве отсутствуют нормы, определяющие ответственность в случае, если принимаемые решения окажутся ошибочными или приведут к нарушению прав участников ВЭД.
Например, в случае ошибочного автоматического распознавания снимков, полученных с применением инспекционно-досмотровых комплексов, остаётся неясным, кто должен нести ответственность: разработчики программного обеспечения, должностные лица, использовавшие систему, или сам таможенный орган [8]. Такая неопределённость в правовом регулировании может стать значительным барьером для широкого внедрения искусственного интеллекта в таможенные процессы, поскольку риски судебных разбирательств и потенциальных компенсаций могут снизить интерес к использованию этих технологий.
Решение перечисленных проблем в части правового регулирования требует разработки комплексной нормативно-правовой базы, которая будет учитывать современные реалии цифровой трансформации таможенных органов, а также учитывать опыт и рекомендации ведущих международных организаций. Введение базовых понятий и правовых рамок позволит не только унифицировать регуляторные подходы, но и создать основу для дальнейшего внедрения инновационных технологий, минимизируя барьеры для их применения. Более того, такая инициатива будет способствовать гармонизации национального законодательства с международными стандартами, что укрепит позиции России в глобальной системе таможенного администрирования.
Одной из ключевых задач в условиях цифровой трансформации является создание комплексной и систематизированной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность электронной таможни. Необходимо законодательно закрепить ключевые понятия, такие как «электронная таможня», «цифровая таможня» и «интеллектуальная таможня», что позволит унифицировать профессиональную терминологию, устранить разночтения и обеспечить предсказуемость правоприменения. Введение таких дефиниций должно сопровождаться разработкой стандартов и процедур для внедрения передовых технологий, включая искусственный интеллект, технологии блокчейн и интернет вещей.
При разработке дефиниций предлагается отталкиваться от следующего понимания терминов:
- Электронная таможня – это интегрированная цифровая платформа, функционирующая на основе информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления, предназначенная для обеспечения эффективного и прозрачного осуществления таможенных операций, включая подачу и обработку ДТ, осуществление таможенного контроля и взаимодействие с участниками ВЭД и иными государственными органами в электронном формате.
- Цифровая таможня – это концепция, основанная на использовании современных цифровых технологий, включая большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн, для полного автоматизированного управления таможенными процессами.
- Интеллектуальная таможня – это продвинутая форма цифровой таможни, предусматривающая применение самообучающихся алгоритмов и технологий искусственного интеллекта для автономного выполнения задач по анализу данных, управлению рисками, прогнозированию нарушений и оптимизации таможенных операций.
Кроме того, следует разработать правовые механизмы, регулирующие порядок и особенности применения технологий искусственного интеллекта в таможенной деятельности. Особое внимание необходимо акцентировать на закреплении базовых понятий с целью создания единой терминологической основы, необходимой для внедрения искусственного интеллекта в таможенные процессы, определении конкретных областей применения искусственного интеллекта, а также установить пределы автономности искусственного интеллекта в принятии решений и распределения ответственности за ошибки или неверные действия.
Таким образом, электронная таможня представляет собой ключевой элемент цифровой трансформации в сфере таможенного регулирования, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий. Внедрение электронной таможни позволяет автоматизировать процессы таможенного оформления, оптимизировать логистические операции, повысить эффективность правоохранительной деятельности и укрепить международное сотрудничество. Несмотря на то, что электронная таможня в России демонстрирует значительные успехи в модернизации таможенного администрирования, внедрении цифровых технологий и автоматизации процессов, в ходе проведенного анализа были выявлены проблемные вопросы нормативно-правового характера, затрудняющие полноценную реализацию её потенциала и переход к концепции интеллектуальной таможни. Совершенствование института электронной таможни в условиях стремительной цифровой трансформации требует развития нормативно-правовой базы, которая должна обеспечить единое понимание и регулирование ключевых понятий и процессов, а также дальнейшую техническую модернизацию, развитие – отечественных информационных технологий и обеспечение стабильной работы информационных таможенных технологий.
Список литературы
- Афонин Д.Н. Современные тенденции информатизации таможенной службы // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8., № 4(32). – С. 5-9. – EDN: DHNQWW.
- Зиманова М.А. Искусственный интеллект и цифровые технологии в трансформации таможенного администрирования // Человек. Социум. Общество. – 2024. – № S1. – С. 178-184. EDN: SRYNYL.
- Приказ ФТС России от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30.11.2017 «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года»« [Электронный ресурс] // Альта Софт. – URL: www.alta.ru/tamdoc/17pr2005/.
- Котова Д.П. Электронная таможня как перспективное направление развития таможенных органов // Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации: Материалы национальной конференции с международным участием, Брянск, 20 апреля 2023 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2023. – С. 62–66.
- Бессарабов В.О. О задачах и ключевых функциях электронной таможни как факторе экономической безопасности предпринимательской деятельности в условиях новых вызовов / В. О. Бессарабов // Таможенное дело и экспертная деятельность: современное состояние и перспективы : Материалы Международной научно-практической интернет-конференции, посвященной 160-летию со дня рождения Михаила Ивановича Туган-Барановского, Донецк, 28 марта 2024 года. – Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2024. – С. 14–17.
- Мозер С.В. Развитие института цифровой таможни: международно-правовой аспект: сборник публикаций. – Москва: РИО Российской таможенной академии, 2021. – 381 с.
- Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. – Казань: Издательство «Познание», 2023. – С. 114-118. – EDN: VUZBGY.
- Афонин Д.Н. Применение искусственных нейронных сетей для анализа рентгеновских изображений контейнеров и транспортных средств // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8., № 2(30). – С. 5-9. – EDN: LVXHQU.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Зиманова М.А. Нормативно-правовые аспекты и перспективы развития электронной таможни в условиях цифровой трансформации // Бюллетень инновационных технологий. – 2025. – Т. 9. – № 1 (33). – С. 53-58. – EDN NDONZP