Роль специалистов по внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенные границы транснациональными компаниями
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Роль специалистов по внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенные границы транснациональными компаниями
Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В данной статье рассмотрена суть деятельности специалистов по внешнеэкономической деятельности в транснациональных компаниях. Было отмечено как их функции важны как для логистических процессов, так и для управления цепями поставок. Также в статье рассмотрена значимость усовершенствования практики взаимодействия таможенных администраций с компаниями, участниками ВЭД, задействованными в международной деятельности, и была подчеркнута необходимость консультирования таможенных органов с уполномоченными специалистами
Ключевые слова:
таможенное оформление, таможенные операции, международная цепь поставки товаров, транснациональные компании, специалист по внешнеэкономической деятельности, таможенное декларирование, таможенные платежи
Abstract:
In this article, the essence of the activities of specialists in foreign economic activity in transnational companies was studied. It was noted how important their functions are for both logistics processes and supply chain management. The article also considers the importance of improving the practice of interaction between customs administrations and companies, participants in foreign economic activity involved in international activities, and the need for consulting customs authorities with authorized specialists was emphasized
Keywords:
customs clearance, customs operations, international supply chain, transnational companies, specialist in foreign economic activity, customs declaration, customs payments
Транснациональные компании, работающие по всему миру, сталкиваются с тем, что в портах и пунктах пропуска на границе их поставки подвергаются таможенному контролю и соответствующим таможенным (торговым) процедурам. Соблюдение требований часто приравнивается к ненужной бюрократии, а транзакционные издержки между предприятиями и таможенными (пограничными) службами, как известно, препятствуют эффективной логистике и управлению цепочками поставок.
Несмотря на то, что объем и институциональные механизмы могут несколько различаться в разных странах, одни из основных задач таможенных служб заключаются в сборе таможенных платежей и обеспечении соблюдения торговых запретов и ограничений.
На пунктах пропуска, как морских, так и автомобильных, государственные контролирующие органы могут осуществлять прямые полномочия по перемещению товаров. Как только товары проходят этот пункт, гораздо труднее остановить их, когда это необходимо. Обычно таможенные администрации контролируют и проверяют товары, ввозимые на территорию страны и вывозимые из нее. Хотя, в зависимости от конкретной страны и соответствующей нормативно-правовой базы, таможенные администрации могут тесно сотрудничать с другими государственными органами, наиболее часто с пограничной службой. Компании, занимающиеся международными перевозками, обязаны уведомлять таможенные органы о своих поставках и соответствующим образом их декларировать. Несоблюдение действующего таможенного законодательства может привести к штрафам и в отдельных случаях к тюремному заключению. В некоторых странах таможенное законодательство требует, чтобы участники внешнеэкономической деятельности пользовались услугами квалифицированных лицензированных таможенных брокеров.
Таможенные платежи обычно включают таможенные пошлины, а также связанные с импортом товаров: налог на добавленную стоимость, акцизные и другие сборы. Там, где международные транспортные маршруты проходят через несколько стран (например, в странах, не имеющих выхода к морю, или через глобальные логистические центры), вступают в действие процедуры таможенного транзита [1].
Физические таможенные проверки обычно проводятся в портах и в автомобильных пунктах пропуска, размещенных на границе, и руководствуются принципом выборочности таможенного контроля, основанном на системе управления рисками [2]. Электронные или бумажные таможенные декларации должны быть представлены в таможенные органы до таможенной проверки товаров в портах и на границах. Часто таможенные декларации также используются для сбора официальной торговой статистики. Таможенные органы не всегда располагаются в порту или на границе. Во многих странах администрирование таможенных процедур в высокой степени автоматизировано и зависит от применяемых информационных таможенных технологий и технических средств таможенного контроля [3, 4].
Порядок декларирования товаров для целей таможенных органов, как правило, основан на нормах и положениях международных документов. Наиболее важными из них являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1994) и Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Однако практика может значительно различаться от одной страны к другой, в ряде стран возникают ситуации, когда требования изменяются даже от одного пункта пропуска к другому. Но при этом должностные лица таможенных органов должны руководствоваться соответствующим таможенным законодательством. Если говорить в самых общих чертах, расчет таможенных пошлин зависит от правильной классификации товаров, величины таможенной стоимости и применяемого таможенного тарифа страны. Большинство таможенных пошлин начисляются на адвалорной основе, которая представляет собой процентную ставку, основанную на стоимости товаров. Стоимость товаров обычно определяется с помощью методов, изложенных в Соглашении ВТО об оценке, и в большинстве случаев основывается на стоимости товаров, выставленной в счете-фактуре, стоимости перевозки и транспортном страховании.
Помимо вышеперечисленного, таможенные органы также применяют запреты и ограничения [5]. Однако таможенные органы могут (в зависимости от соответствующей страны) делегировать управление соответствующими требованиями лицензирования импорта и экспорта отдельным специализированным государственным службам. Список запрещенных и ограниченных к перемещению товаров значительно отличается от одной страны к другой. Как правило, к ним относятся наркотики, наркотические средства или ингредиенты, которые могут быть использованы при их изготовлении (так называемые наркотики-прекурсоры), оружие, исчезающие виды растений и животных, а также товары, подлежащие ветеринарному и фитосанитарному (или карантинному) контролю. Права на интеллектуальную собственность, пока товары находятся под таможенным контролем (например, в порту или на границе), также могут быть защищены.
Также в любой из стран участников внешнеэкономической деятельности существуют некоторые свои черты психологических, социальных и других особенностей ведения хозяйственной деятельности, как правило, это соотносится с ценностями, убеждениями, привычками, традициями, обычаями при решении деловых вопросов [6].
Большую роль в организации международных поставок играют специалисты по внешнеэкономической деятельности (далее специалисты ВЭД). Внешнеэкономическая деятельность предопределяет необходимость разработки и внедрения мероприятий по усовершенствованию процесса принятия управленческих решений [7]. При описании того, чем они занимаются, были выделены три взаимозависимых направления деятельности:
1) материально-техническое обеспечение;
2) управление цепями поставок;
3) выполнение нормативных требований.
В различных компаниях не всем этим видам деятельности уделялось одинаковое внимание. Для некоторых из страха перед штрафами и репутационным ущербом соблюдение нормативных требований является первоочередной задачей. Для других основным приоритетом является обеспечение безотлагательного оформления товаров в порту и на границе. Некоторые, но не все, также заинтересованы в снижении стоимости поставок.
Без разрешения таможенных органов товары не могут быть выпущены из пункта пропуска. Таким образом, одной из целей специалиста по внешнеэкономической деятельности является обеспечение того, чтобы товары перемещались через таможенную границу, без сбоев или задержек и с минимальными финансовыми затратами. Это включает в себя необходимость предоставления достоверной информация таможенным органам и уплату таможенных платежей в полном объеме. Также специалисты ВЭД должны знать налоговое законодательство с целью применения правильных ставок НДС, в том числе «нулевых», и уплаты акцизов, если это необходимо. Специалист ВЭД может также рассмотреть и внедрить системы, которые обеспечивают упрощенное таможенное и пограничное оформление, например, путем обеспечения того, чтобы таможенный контроль проходил в собственных помещениях компании (например, при распаковке контейнеров и размещении их на собственном складе), а не в порту, где затраты на хранение могут быть значительно выше. Специалисты ВЭД часто работают вместе со специалистами по логистике, когда товары задерживаются таможней и подлежат дальнейшему таможенному контролю в форме таможенного досмотра. Важной задачей специалистов ВЭД является поиск возможностей присоединения к различным программам безопасности таможенных цепей поставок, подав заявку, например, на статус уполномоченного экономического оператора.
Соответствие нормативным требованиям подразумевает под собой обеспечение отсутствия нарушений применимых таможенных процедур и законодательства. Также речь идет об обеспечении правильной уплаты таможенных платежей в полном объеме. Достижение соблюдения нормативных требований подразумевает от специалиста ВЭД внедрения информационных систем (как внутренних, так и внешних с деловыми партнерами) для минимизации рисков несоблюдения законодательства. Любые нарушения таможенного законодательства могут привести к потере преимущественных таможенных разрешений, что, в свою очередь, может повлиять на возможность эффективного выпуска товаров или использования любых других выгодных таможенных преференций.
Как правило, специалисты ВЭД используют три механизма для обеспечения должного рассмотрения вопросов таможенного оформления в их компании. Первый - лично в качестве штатного или выездного специалиста рассматривают вопросы в сфере таможенного дела. Второй механизм носит косвенный характер, опираясь на административные системы компании. Третий механизм заключается в заключении контрактов с третьими лицами.
Коллеги по закупкам могут обратиться к специалисту ВЭД за советом относительно требований и обязательств по уплате пошлин. Коллеги по логистике могут обратиться за советом, как правильно оформить товар в порту или по вопросам, связанным с выпуском товаров в пунктах пропуска. Также они могут попросить поддержку в подаче таможенных деклараций на товары и совета относительно применения упрощенных процедур или освобождения от уплаты таможенных платежей. Для определения правильного кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности может потребоваться консультация с работниками производства. Люди, ответственные за бюджет компании, могут обратиться за помощью в обеспечении освобождения от уплаты НДС на экспорт. У специалистов по внешнеэкономической деятельности также может возникнуть необходимость совместной работы с бухгалтерией, чтобы определить правильную таможенную стоимость, на основании которой рассчитываются все таможенные платежи.
Далее персонал, отвечающий за цепочку поставок, а особенно работающий в секторе экспресс-доставки, может попросить специалиста ВЭД проконсультировать клиентов по выбору оптимального способа доставки товара. Аналогичным образом специалисты по логистике могут рассчитывать на поддержку специалиста ВЭД при заключении контрактов с третьими сторонами. Специалисты ВЭД должны давать советы по любым договорным соглашениям с поставщиками, которые касаются таможенных операций и оформления, например, по правильному использованию Инкотермс Международной торговой палаты и любым обязательствам в сфере таможенного дела, которые ложатся на поставщиков (особенно те, которые касаются таких документов, необходимых при таможенном оформлении, как сертификат о происхождении товара и коммерческие счета-фактуры).
Использование административных систем компании может быть эффективным способом обеспечения надлежащего выполнения требований таможенного законодательства. Большинство специалистов ВЭД в значительной степени полагаются на стандартные программные продукты для подготовки деклараций на товары, такие как ВЭД-декларант, Альта-ГТД, а также на вспомогательные электронные системы и программное обеспечение (личный кабинет участника ВЭД, справочно-правовые системы и т.д.). В последнее время декларирование товаров происходит в электронном виде. Благодаря современным информационным технологиям важная для таможни информация (например, коммерческий счет-фактура, классификация тарифов, происхождение, грузоотправитель и грузополучатель, сведения об отгрузке) фиксируются правильно.
Заключение внешнеэкономического контракта, в разработке которого принял участие специалист ВЭД, является еще одним и очень распространенным подходом к обеспечению соблюдения требований таможенного законодательства, особенно в тех случаях, когда компании привлекают сторонних поставщиков логистических услуг, в обязанности которых также входит обеспечение и контроль выпуска товаров в пунктах пропуска. Также могут быть привлечены сторонние таможенные брокеры и таможенные агенты. Таким образом, значительная часть ответственности специалиста ВЭД заключается в обеспечении того, чтобы привлеченные компании получили необходимые инструкции по таможенному оформлению. Ответственностью специалиста ВЭД также является и контроль за их выполнением, например, путем установления предварительно согласованных в контракте ключевых показателей эффективности и периодического проведения проверок деятельности поставщика логистических услуг на предмет соблюдения требований таможенного законодательства. Некоторые специалисты по внешнеэкономической деятельности также полагаются на третьих лиц, особенно на таможенных брокеров и таможенных консультантов, как на эффективных помощников. Они могут оказать помощь в классификации товаров и материалов, предоставить рекомендации по предварительному планированию и внедрению информационных систем, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, подачи документов на различные режимы, связанные с освобождением от уплаты таможенных платежей, и поддержки любых других действий, требующих углубленного понимания таможенных правил и процедур.
Функции специалиста ВЭД широки, они включают в себя регулирование логистических процессов, подачу информации, на основе которой происходит управление цепью поставок, особенно когда это касается применения льготных таможенных пошлин и сборов. Помимо этого они выступают гарантом, что компания не нарушит таможенное, торговое и налоговое законодательство.
Аналогичным образом в ряде компаний ведение международных сделок и управление трансграничными рисками может осуществлять юридическое подразделение, если в штате организации есть юристы международного права или специализирующиеся на законах целевого внешнего рынка [8].
На рисунке 1 представлен краткий обзор взаимозависимых действий специалистов ВЭД, описанных в предыдущих разделах. Каждый из этих видов деятельности требует от специалиста ВЭД взаимодействия с коллегами как внутри страны, так и в филиалах и представительствах, открытых за рубежом, взаимодействия с поставщиками и покупателями, а также действий, связанных с контрактными логистическими услугами третьих сторон.
Главная проблема, с которой сталкиваются специалисты ВЭД это вопросы по распределению рабочего времени. Они должны уделить время следующим видам деятельности:
1) Сокращение затрат. Например, специалист ВЭД должен найти возможность сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, но так, чтобы товары не задержали на границе и не отказали в их выпуске.
2) Соблюдение требований действующего законодательства. Специалист ВЭД должен отслеживать, чтобы все работники компании обеспечивали соблюдение действующих норм таможенного законодательства. Это обеспечивает высокую репутацию компании как в глазах таможенных администраций, так и в глазах клиентов и акционеров.
3) Стратегическое развитие компании. Специалист ВЭД должен следить за тем, чтобы компания, в которой он работает, опережала своих конкурентов. Особенно важно это для компаний, основными критериями работы которой являются надежность и быстрое таможенное оформление товаров.
Ценность специалистов по внешнеэкономической деятельности заключается в том, что они превосходно разбираются в таможенном законодательстве. Такие специалисты знают, как его можно упростить и усовершенствовать так, чтобы это не противоречило его основным целям. Лучшее понимание специфики работы специалиста ВЭД может помочь таможенным администрациям разработать более эффективные пути их взаимодействия с бизнесом, что в настоящий момент является краеугольным камнем в системе таможенного контроля, обеспечивающего безопасность международной цепи поставок.
Список литературы
- Афонин Д.Н. Методическое, техническое и информационное обеспечение мониторинга транспортных средств и товаров при таможенном транзите // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2017. – № 4(19). – С. 36. – EDN YNWWLD.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA.
- Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года. – Том 1. – Казань: Издательство "Познание", 2022. – С. 30-34. – EDN TWPFAP.
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н. Основы применения технических средств таможенного контроля : Учебник. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, РИО Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала, 2018. – 302 с.
- Афонин Д.Н., Кулешов А.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебник. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2021. – 152 с.
- Вазигатова Г.Р. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью коммерческого предприятия // Журнал. Экономика. Управление. Финансы. – 2021. – № 3 (25) – С. 76-82.
- Иваненко И.А. Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью предприятий // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2020. – № 4 (70). – С. 106-111.
- Якушев А.Ж., Ланчаков А.Б., Филин С.А., Сорока Д.П., Батсайхан И. Управление внешнеэкономической деятельностью организации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 9 (117) – Том 2. – С. 14-31.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Куроптев Н.Б. Роль специалистов по внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенные границы транснациональными компаниями // Бюллетень инновационных технологий. – 2025. – Т. 9. – № 1 (33). – С. 34-39. – EDN VHMYFL