Практические аспекты осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Практические аспекты осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации
Кошелева О.Э., Борисова С.Н.
Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»
Аннотация:
В статье рассмотрены принципы валютного регулирования и валютного контроля таможенной службой РФ, основополагающие нормативные акты и функции ФТС России как органа валютного контроля, схема валютного контроля операций по товарным поставкам. Показана роль уполномоченных банков, приведена динамика правонарушений в этой сфере за последние годы и сформулированы предложения для совершенствования системы валютного контроля при взаимодействии таможенных органов с другими государственными структурами.
Ключевые слова:
валютное регулирование и валютный контроль, ФТС России, уполномоченные банки, совершенствование системы валютного контроля.
Abstract:
The article discusses the principles of currency regulation and currency control by the customs service of the Russian Federation, the fundamental regulations and functions of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body, the scheme of currency control of operations on commodity supplies. The role of authorized banks is shown, the dynamics of offenses in this area in recent years is given and proposals for improving the system of currency control in the interaction of customs authorities with other state structures are formulated.
Keywords:
currency regulation and currency control, the Federal Customs Service of Russia, authorized banks, improvement of the currency control system
Валютный контроль относится к важнейшим функциям государства, обеспечивающим правильность внешнеторговой деятельности всех участников, и является фактором национальной безопасности, поскольку современный уровень развития внешней торговли в условиях глобализации позволяет государству сохранять ведущие позиции в международном рейтинге и создавать благоприятные условия жизни для населения.
Регулирование валютных операций, обеспечение законности и прозрачности в сфере внешнеэкономических отношений осуществляет система валютного контроля с помощью комплекса экономических, организационных и законодательных мер. Обеспечение соблюдения валютного законодательства, контроль за движением валютных средств при международных расчетах, противодействие незаконному вывозу капитала за границу и поддержание стабильности национальной валюты и валютного рынка страны – основные направления ее деятельности в Российской Федерации.
Для регулирования системой валютного контроля в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты, к которым относят Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ и других государственных органов. За нарушение актов валютного регулирования и валютного контроля уголовным и административным кодексами РФ предусмотрена ответственность.
Основным законодательным актом в сфере регулирования и контроля валютных отношений является закон № 173-ФЗ (статья 3), в котором сформулированы принципы и механизмы валютного регулирования национальной экономики в виде контроля (рис. 1) [1].
Валютный контроль осуществляют Центральный Банк России, таможенные и налоговые органы (их рассматривают в качестве органов валютного контроля), а агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «Внешэкономбанк». Поддерживать стабильность и безопасность национальной валютной системы позволяют скоординированные усилия всех перечисленных структур, что повышает эффективность валютного контроля.
Как органы валютного регулирования, Правительство и Банк России полномочны издавать акты в валютной сфере, основные компетенции органов валютного регулирования перечислены на рис. 2.
Федеральная таможенная служба России, являясь органом валютного контроля, наряду с другими уполномоченными органами обеспечивает контроль валютных операций участников ВЭД, реализуя экономическую политику государства.
Таможенные органы обеспечивают контроль за валютными операциями при перемещении товаров, включая валюту, через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с положением о ФТС России [2]. Валютные операции участников ВЭД, связанные с ввозом или вывозом из страны иностранной валюты и рублей, внешних и внутренних ценных бумаг, подлежат обязательному валютному контролю [3].
ФТС России регулирует контроль за валютными операциями при тесном взаимодействии с налоговыми органами. Такой подход способствует наиболее эффективному предотвращению противоправных действий с оборотом валюты, а совместные усилия государственных органов позволяют поддерживать стабильность отечественного валютного рынка и экономики в целом, укрепляют позиции страны в макроэкономических масштабах. За счет комплексной работы ФТС России и контроле за сомнительными валютными операциями участников ВЭД повышается доверие потенциальных инвесторов и привлекательность России в качестве партнера во внешнеэкономической деятельности [4].
Требования к валютным операциям сформулированы в законе 173-ФЗ, а порядок совершения валютных операций участниками ВЭД по внешнеторговым договорам с целью обеспечения их учета и контроля, а также соответствия требованиям валютного законодательства РФ – в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И [5].
Основа валютного контроля по товарным поставкам – система таможенно-банковского контроля с разделением полномочий: ФТС России выступает как орган валютного контроля, а агентами в этой сфере являются уполномоченные банки (рис. 3). Контроль за валютными операциями, которые не относятся к компетенции ФТС России, возложен на ФНС России.
Во внешнеторговых сделках для участников ВЭД предусмотрены следующие обязанности: постановка внешнеторгового договора на учет в уполномоченный банк, предоставление документов и информации по операциям с расчетами (платежами) по договору, справок о подтверждающих документах по операциям, не связанным с расчетами (платежами) по договору. Уполномоченный банк обязан контролировать полноту и достоверность информации, полученной от участника ВЭД в рамках указанных процедур, сроки их предоставления и репатриации денежных средств по внешнеторговым договорам. Репатриацией валютной выручки по экспортным сделкам в случае товарной поставки считается обязанность участника ВЭД получить выручку от экспорта товара в установленный договором срок, в договорах по импорту товаров – обеспечить возврат денежных средств, уплаченных в форме аванса или предоплаты нерезиденту за товар при непоставке в установленный срок.
В зависимости от результата контроля уполномоченный банк принимает решения:
- при выявлении нарушения полноты и достоверности документов и информации от участника ВЭД он может запросить дополнительную информацию и документы по процедуре при соблюдении условий их предоставления или в совершении процедуры с возвратом предоставленных документов;
- при положительной проверке уполномоченный банк обязан присвоить внешнеторговому договору уникальный номер контракта (УНК) и поставить его на учет, провести платеж по операции и принять к учету справки и документы по не связанным с платежами операциям;
- при выявлении нарушений актов валютного законодательства РФ и других нормативных актов уполномоченный банк передает информацию о нарушениях в ФТС России в течение двух рабочих дней декады, следующей за декадой, в которой нарушение было выявлено.
Уполномоченный банк при нарушении участником ВЭД сроков репатриации денежных средств по договору передает в ФТС России электронную копию ведомости банковского контроля (ВБК), при нарушении сроков предоставления справок о подтверждающих документах – их электронную копию. Передача информации с кодом аутентификации банка осуществляется в электронной форме в территориальное учреждение Банка России и оттуда по каналам связи в Банк России и ФТС России. Декларирование товаров по поставке или отсутствие товара сопровождается предоставлением банком статистической формы учета перемещения товаров, используются сведения о зарегистрированных декларациях и статистические формы участника ВЭД, предоставленные таможенными органами в установленном порядке [6].
При валютном контроле таможенные органы осуществляют мониторинг информационных потоков движения посредством таможенного оформления товаров и движение денежных средств через уполномоченные банки, при этом проверяется соблюдение валютного законодательства РФ и достоверность учета и отчетности по валютным операциям участника ВЭД. Достоверность информации в отчетности контролирует подразделение таможенного поста, в котором происходит регистрация декларации на товары. Проверяются заявленные в декларации графы до и после выпуска товаров, а также применение системы управления рисками для валютного контроля при декларировании товаров [7, 8].
Значительную часть объема при контроле валютных операций проводят ФТС России, РТУ, таможни и таможенные посты, он происходит на стадии после выпуска товаров в форме проверки соблюдения валютного законодательства РФ, предусмотренной Административным регламентом [9], по разработанным административным процедурам (рис. 4).
В 2023 году количество проверок по соблюдению требований валютного законодательства РФ, проведенных ФТС России, сократилось и составило более 5,1 тыс., что на 0,1 тыс. меньше в сравнении с 2022 годом и на 4,9 тыс. меньше, чем в 2019 году [10]. До 2022 года это снижение было обусловлено действием антиковидных ограничений и отменой требования о репатриации денежных средств по договорам в несырьевом секторе, однако в 2023 году с отменой ограничений роста этого показателя не произошло, что может свидетельствовать о совершенствовании предпроверочного мониторинга и анализа, минимизирующих безрезультативные проверки, и росте эффективности контроля валютных операций (таблица 1).
По результатам контроля за соблюдением требований валютного законодательства РФ в 2023 году таможенные органы взыскали сумму 110 млрд. руб., что на 9 % выше, чем в 2022 году и на 181 млрд. руб. меньше в сравнении с 2019 годом. В 2021 - 2023 годы товарооборот значительно менялся от максимального значения в 2022 году (848 млрд. долл. США) до минимального (710 млрд. долл. США) в 2023 году, что должно было привести к снижению сумм взысканий по выявленным нарушениям. Этот показатель фактически вырос и стал максимальным за указанный период, что можно объяснить нарушением устоявшихся логистических и финансовых цепочек поставок, их структурной перестройкой. Данные обстоятельства привели к поиску новых решений для реализации внешнеторговых сделок и, как следствие, вызвали нарушение норм валютного законодательства (таблица 2).
Основную долю нарушений составили административные правонарушения (61 %) и уголовные преступления (22 %). Прочие нарушения связаны с подозрительными сделками лиц с признаками недостоверности ЕГРЮЛ (16 %) и незаконным выводом денежных средств с указанием недостоверных сведений о цене товара (1 %).
С учетом продолжающегося санкционного давления и изменения товарооборота требуется создать условия для развития деловой активности участников ВЭД, обеспечить экономическую безопасность страны, что потребует создания новых механизмов для регулирования отношений в сфере валютных операций. Для этого можно совершенствовать меры контроля валютных операций: использовать комплексный показатель риска участников ВЭД для целей контроля валютных операций по договорам поставки товаров; для упрощения контроля валютных операций по договорам поставки товаров применять шкалу сумм обязательств в зависимости от значения комплексного показателя риска участника ВЭД; при совершении таможенных операций наделить таможенного представителя правом расчетов по внешнеторговым договорам участника ВЭД; при зачислении поступающей иностранной валюты на счет участника ВЭД уполномоченный банк не должен использовать транзитный валютный счет.
Реализация этих предложений позволит снизить административную и финансовую нагрузку на добросовестных участников ВЭД; мотивировать бизнес для участия во внешнеэкономической деятельности; снизить нагрузку на органы и агентов валютного контроля; усилить эффективность контроля и стабильность валютной системы РФ за счет ограничения мер и учета риска негативного воздействия на систему.
В настоящее время актуальными остаются следующие вопросы: межведомственное взаимодействие государственных структур; невозврат иностранной валюты участниками ВЭД при торговых расчетах; нарушение валютного законодательства фирмами-однодневками и другие.
Технологическое развитие предоставляет новые возможности для автоматизации и улучшения процессов валютного контроля. Современные информационные технологии, цифровая трансформация могут существенно повысить эффективность и прозрачность работы таможенных органов. Исследование данного направления позволит разработать конкретные предложения по внедрению IT-решений в их деятельность [11].
Для решения указанных проблем валютного контроля требуется принять меры по репатриации товаров или денежных средств на территорию России в соответствии с разработанным алгоритмом; усилить взаимодействие таможенных органов с Центральным банком и банками с помощью технологии «Знай своего клиента» и взаимодействие с Росфинмониторингом для выявления выгодоприобретателей при проведении сомнительных сделок, в том числе по товарным поставкам; разрабатывать более совершенные механизмы по выявлению фирм-однодневок; широко использовать сервисы «Проверь себя и контрагента»; «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде»; «Прозрачный бизнес» в таможенной службе; проводить проверки посредством автоматического контроля, методами форматно-логического подхода и интеллектуального валютного контроля и другие меры на основе тесного межведомственного обмена.
Российское законодательство в валютной сфере постоянно меняется, что требует адаптации таможенных органов к новым условиям. Предотвращение незаконных валютных операций остается одной из приоритетных задач таможенных органов, поэтому изучение существующих актуальных аспектов и международного опыта в валютной сфере и разработка способов их решения позволит усилить борьбу с валютными правонарушениями и повысить ее эффективность.
Список литературы
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/?ysclid=m3afkkhxpj703370672
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 23.04.2021 № 636 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382977/?ysclid=m3aff8m4zn236508165
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/?ysclid=m3afmuork3127755376
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с.
- Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» от 16.08.2017 № 181-И [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282089/?ysclid=m3afr54nv1624744247
- Постановление Правительства РФ «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, а также о статистической форме учета перемещения товаров, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 278 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2012 № 1459 [Электронный ресурс] // ООО «Альта-Софт». – URL: www.alta.ru/tamdoc/12ps1459/
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с.
- Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. – Казань: Издательство "Познание", 2022. – С. 30-34.
- Приказ ФТС России «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений» от 17.07.2019 № 1171 [Электронный ресурс] // ООО «Альта-Софт». – URL: www.alta.ru/tamdoc/19pr1171/
- Таможенная служба Российской Федерации 2023: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс] // ФТС России. – URL: customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii
- Афонин Д.Н. Возможности, перспективы и проблемы виртуализации в Федеральной таможенной службе России // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – Т. 4, № 2(14). – С. 52-55.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Кошелева О.Э., Борисова С.Н. Практические аспекты осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. – 2025. – Т. 9. – № 1 (33). – С. 11-17. – EDN WNFIEI.