Социально-правовое значение соотношения особенностей внешности и поведения человека

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Социально-правовое значение соотношения особенностей внешности и поведения человека

Касторский Г.Л.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В работе представлен криминологический анализ взаимосвязи факторов внешнего облика с поведением человека под воздействием современных стереотипов и требований различных элементов социальной среды.

Ключевые слова:

идентификация, индивидуальность, интеллект, интеллигентность, криминалистическая техника, мода, облик, одежда, перфекционизм, технический прогресс.


Abstract:

The paper presents a criminological analysis of the relationship between external appearance factors and human behavior under the influence of modern stereotypes and the requirements of various elements of the social environment.

Keywords:

identification, individuality, intelligence, intelligence, forensic technology, fashion, appearance, clothing, perfectionism, technical progress.


На индивидуальном и групповом уровне причинного комплекса преступности множество противоречий вызвано различными возможностями восприятия людьми окружающей действительности. Реальность бытия показывает, что даже осанка человека очень многое определяет в его жизни и во взаимоотношениях с окружающими. Большинство людей не придаёт этому значения и многое теряет, оставаясь в неведении относительно пространства, находящегося за пределами пяти органов чувств. Но правильное расположение тела делает его гораздо более восприимчивым к происходящему вне его.

Современный ординарный человек на данном этапе своего исторического развития, хотя и склонен к внушению, пока ещё психологически не готов отказаться от индивидуальных отличительных признаков своей внешности. Склонность завидовать и вызывать зависть стимулирует стремление выделяться в обществе какими-либо преимуществами, в том числе и внешнего порядка, либо устранять посредством косметики или пластики нежелательные внешние признаки старения, а также особенности внешности, воспринимаемые в обществе как изъяны.

Таким образом, типичный человек, в силу своей противоречивости, стремится под воздействием общественного мнения скрыть отдельные порицаемые и приобрести популярные признаки внешности. Решение подобных задач зачастую требует определённых средств, а значит и дополнительных усилий по их приобретению. Данное обстоятельство сказывается на образе жизни под воздействием навязываемых стереотипов, в том числе, посредством меняющихся представлений о так называемой моде, которая с точки зрения индивидуального здравомыслия не всегда адекватна: пирсинги и татуировки не могут улучшить внешний вид, но позволяют вписаться в определённую среду обитания, не гарантирующую верную дружбу и взаимопомощь.

Взаимодействие внутренних индивидуальных и внешних общественных оценок облика конкретного человека определяет множество факторов, в частности тех, которые интересуют криминологию, социологию, психологию и ряд других наук:

- каково отношение индивидуума к моральным ценностям социума;

- каким образом социум должен реагировать на внешность своего члена;

- склонен ли субъект следовать в русле целей и задач объединения;

- какие общественно полезные функции может осуществлять данный субъект;

- существует ли опасность нежелательного для общества поведения данного лица;

- способно ли оно адекватно реагировать на коррекцию его мировоззрения и поведения.

Внешние характеристики личности в некоторой степени отражают её внутренний мир. Так, например, талант может быть связан с аккуратностью, в том числе, в одежде. Но творческие натуры чаще являются неряшливыми: они озабочены любимым делом и не тратят время на наведение порядка даже на рабочем месте. Однако, по мнению психотерапевтов, аккуратные люди честны, а неряшливые лживы. И попытки первых воздействовать на вторых вызывают острые разногласия. Но токсичный, то есть воинственно-навязчивый перфекционизм (стремление всё выполнять идеально) может быть перенаправлен в общественно-полезное русло [1, с. 56-65].

Во время сражения форма одежды ориентирует военнослужащих относительно того, кому можно доверять на войне, а кого следует убивать. Во вторую очередь бойцы реагируют на речь и оружие. В остальном солдаты враждующих армий мало отличаются друг от друга: это такие же рабочие и крестьяне, чьи-то отцы, братья и сыновья, только из другой страны, не считая гражданских войн. После сражения медицинские работники, спасая раненых на поле боя, также ориентируются по форме одежды, отдавая предпочтение сослуживцам.

Как бы кто-либо ни говорил, что одежда, татуировка, пирсинги, макияж для него не имеют значения – его глаза выдадут лукавство, поскольку всегда будут фиксировать отклонение от нормы, вызывая настороженность. Даже представления о жизни ассоциируются у большинства людей с внешними атрибутами материального благополучия, такими как семья, работа, автомобили, жильё, но в большей мере – одежда [2, с. 51], поскольку в списке всех этих ценностей она ближе всего стоит к предметам первой необходимости.

В определённой степени одежда выдаёт предпочтения человека, характеризует его мировоззрение, отношение к праву и к окружающим людям. Однако носители одежды по-разному оценивают её значение. Одни люди считают неважным свой внешний вид, другие переоценивают значение одежды, используя её для достижения определённых преимуществ.

Имидж и респектабельность наряду с этикой и эстетикой во все времена служили средствами маскировки подлинного содержания субъекта (государства, юридического или физического либо должностного лица). В понимании сущности данных категорий кроется стремление казаться лучше (а иногда и хуже) по форме, зачастую – вопреки фактическому содержанию. Следовательно, это всё – популяризованные, не противозаконные (учитывая критику современного законодательства) средства обмана доверия.

Преступники всё чаще выглядят как аристократы, а преподаватели вузов и учителя школ – как шпана, в джинсах и свитерах, видимо, в стремлении завоевать доверие учеников. «Облик учителя должен изначально располагать к себе детей, родителей, коллег» [3, с. 222]. Конечно, почти все они – пленники моды, а джинсы в моде уже полвека. Но интеллигентный и эстетичный человек понимает, что это мода дворников, сантехников, трактористов и т.п. категорий работающих, да и то на время грязной (буквально) работы. Если кто-то этого не понимает, то с культурой у него – серьёзные проблемы. Но в среде плебеев он – свой, ему можно доверять. В любом случае одежда – плохая маскировка внутреннего мира человека.

Если в далёком и недавнем прошлом наблюдались существенные различия в культурах и одежде различных народов, то в современную эпоху информационного манипулирования данные различия постепенно стираются. В этом есть плюсы и минусы. Положительное – в том, что в данных вопросах люди во всех странах становятся терпимее и не преследуют за гендерное равенство в одежде и причёске. Отрицательным является сокращение разнообразия.

Одежда украшает или уродует внешность, спасает от жары и от холода, обозначает статус и материальное положение, а её отсутствие свидетельствует о виктимности или о бесстыдстве либо о принадлежности к социальной группе нудистов. Демонстрация в СМИ чужого тела без одежды правомерна с разрешения человека, который может потребовать судебной защиты личных прав и компенсации морального вреда [4, с. 73].

Для демонстрации истинной или мнимой принадлежности к высшей касте во все времена использовалась модная и дорогая одежда. С давних времён по правилам этикета стиль и цена одежды поддерживали кастовое разделение [5, с. 133-134]. В наше время к внешним атрибутам принадлежности к сословию так называемых «включённых» добавилось владение автомобилем престижной марки, пусть и с помощью кабального кредита, ещё более опускающего в разряд бедноты.

Небрежное отношение к своему внешнему виду зачастую всё же является наигранным. Человек заурядный стремится подражать социуму, выбирая удобный и дешёвый способ облачения. Неряшливость неопрятный человек пытается оправдать модой, чтобы скрыть свои лень, нечистоплотность и пагубные привычки. Иногда он может демонстрировать аскетизм в качестве смирения со своей участью человека, не способного достичь более высокого уровня в социальной структуре общества. Подобное не относится лишь к увлечённым творческим натурам, которые имеют незначительный удельный вес среди населения в целом.

Мнение обывателя о моде формируется и под влиянием рекламы. При разработке рекламных проектов учитываются социальные категории потенциальных потребителей, в том числе, возрастные. Фактор места и времени используется для подготовки наиболее интенсивных рекламных кампаний (перед праздниками, при зрелищных мероприятиях, при угрозе дефицита, при экономических санкциях и т.д.), т.е. с использованием дополнительных (действующих не постоянно и не повсеместно) стимуляторов потребностей, что позволяет за короткий период много заработать на «целеустремлённости» наивного обывателя. Наивность – в том, что год за годом, десятилетие за десятилетием одни и те же люди повторяют свои ошибки, приобретая массу ненужных товаров в ущерб более насущным потребностям.

Внешний вид, наряду с речью и поведением, могут выдавать недостатки умственного развития. Независимо от указанных признаков, высокомерие, как бы ни выглядел и выражался человек, также обнажает его отрицательное отношение к людям, подобное расизму, унижающему других людей без причины, без достаточных знаний и оснований.

В ХХI веке неопрятность и пошлость во внешности и вербальности уже не воспринимаются большинством как неприличные свойства низших слоёв населения. Леди и джентльмены пригодны только для художественных произведений об ушедших эпохах. Хиппи и нудисты – сегодняшняя реальность, начинавшаяся как протест индивидуалистов против рамок приличий и неожиданно ставшая приметой времени серой однородной массы наших современников. Но это – только внешняя сторона стирания различий, существо которых постигается через особенности мировоззренческих установок.

Поговорка «встречают по одежде, а провожают по уму» означает, что одежда скрывает внутренний мир, маскирует достоинства и недостатки её носителя. Но не одежда формирует внутренний мир, а уровень умственного развития влияет на внешность, причём не только сопутствующую, но и телесную. Внутренняя «червоточина» вылезет и наружу. Бедный человек без макияжа может быть более привлекательным при чистоте помыслов, выглядеть аккуратным и симпатичным, а безнравственный щёголь – вызывать отвращение.

Существует вполне обоснованное мнение в социологии и психологии о том, что сходные признаки между людьми по мере их распространения на всё большую совокупность не сближают, а разобщают людей [6, с. 77]. Десятилетиями в погоне за примитивной модой почти половина человечества одевается в джинсовые брюки, созданные для пыльных работ, но употребляемые повсюду. Даже актёры в театрах и современных художественных фильмах, а зачастую и телеведущие информационных программ одеты безвкусно и однообразно, что делает их безликими, а зрелищные произведения низкопробными и непривлекательными для зрителя.

Отношение самого человека к своему гардеробу может характеризовать его моральные качества, профессиональную пригодность, способности, образовательный и культурный уровень, а также уровень правосознания. Наличие или отсутствие стиля в одежде может объясняться различными противоречивыми версиями, свидетельствуя:

- о наличии вкуса и привычки к опрятности;

- о приспособляемости к мнению окружающих и соответствующей ситуации или мероприятию;

- о нечистоплотности и неряшливости;

- о стремлении выделиться и подчеркнуть превосходство над окружающими;

- о желании преподать урок и представить образец представляемого лицом этикета;

- об игнорировании правил приличия и мнения окружающих;

- о выражении протеста против навязывания конкретных норм поведения;

- о принадлежности к определённой корпоративной группе государственных служащих или работников юридического лица.

Начиная с юного возраста, человек может оказаться в русле требований к одежде воспитанников образовательных учреждений, которым предписано носить однообразную форму, различаемую только в зависимости от пола и возраста. Мнение о том, что подобные требования стирают признаки индивидуальности, очевидно ошибочно. Люди и при одинаковой одежде сохраняют физиологические, поведенческие и характерологические различия, которые обозначаются наиболее чётко и достоверно в условиях, когда разнообразие в одежде не скрывает личностные особенности. Даже одинаково одеваемые родителями близнецы-двойняшки легко различаются родителями, а после непродолжительного общения – и другими людьми.

Наличие определённой формы одежды подсказывает её носителю принадлежность к определённому объединению, подсказывает правила поведения в конкретной социальной группе, дисциплинируя и обеспечивая коммуникабельность. Данное обстоятельство обеспечивает направление одновременных общих усилий на достижение общей цели взаимодействия, устраняя деструктивные факторы дублирования операций, совершения ошибок и отвлекающих разногласий. Напротив, различия в одежде членов социума могут свидетельствовать о том, что каждый действует сам по себе, оказываясь вне русла общего плана и создавая препятствия на пути его реализации.

Современные стандарты моды, диктуемые ЛГБТ-организаторами, постепенно теряют свою практическую значимость, всё чаще оставаясь пригодными лишь для конкурсных подиумов, поскольку в повседневной жизни людей подобные вычурные экстравагантные образцы всё реже и всё менее востребованы. Одна из причин данного явления непопулярности среди широких слоёв потребителей – мировоззренческие установки дизайнеров моды, чуждые естественным предпочтениям людей и их репродуктивной функции. Постепенное стирание гендерных различий в одежде и общении на примере популяризации лишённого сексуальных предрассудков английского языка [7, с. 189-194] ведёт к кажущимся безобидными последствиям: однополым бракам, снижению рождаемости, вырождению культур, а в итоге – к деградации человечества.

Тело является тем осознаваемым каждым человеком даром и механизмом, который создаёт множество прочих механизмов в процессе развития всего человечества. Как самодостаточный инструмент тело является самым сложным и непревзойдённым механизмом с высшими уровнями механики, электроники и электро-схемами, но люди используют меньше 1% возможностей своего организма [2, с. 113-114, 130]. Сердце и многие другие детали человеческого организма по существу являются вечными двигателями, но при наличии подобных образцов человеческий разум не в состоянии создать такой двигатель, в то время как многие люди верят в возможность вечной жизни.

Внешний вид людей веками являлся признаком не только расы, но и кастовых различий. Если раса характеризует физические особенности в соответствии с внешним видом, то кастовые различия стали мощной инфраструктурой, предписывающей место в обществе для определённой социальной группы в зависимости от цвета кожи. В США до 1960-х годов процветало расовое неравенство. Гитлеровская Германия пошла ещё дальше, обострив национальные различия между людьми, да ещё и на законодательном уровне. Таким образом, раса как изобретение людей стала не только биологической, но и социальной конструкцией, используемой для разделения людей и сохранения неравенства между ними [8, с. 736-47, 433].

Отношение к внешности другого человека вызывает симпатии и антипатии, но критерии оценок неодинаково формируются даже у представителей разных полов. У обладателей красивой внешности больше шансов выбрать брачного партнёра, чем у внешне невзрачных людей. В борьбе общественных институтов за обеспечение всеобщего равенства можно попытаться заставить красивых жениться на уродах, но вряд ли они будут счастливы в браке [9, с. 147-153].

Если бы люди не различались по цвету кожи, глаз и волос, по форме частей тела, по росту и комплекции [10, с. 125], то возможно между ними было бы меньше разногласий и антипатий, но это лишь предположение. Индивидуальные признаки внешности при существовании преступности необходимы с точки зрения криминалистической габитоскопии, а в антропологии они могут сигнализировать о предрасположенности человека к совершению деяний определённого вида, характеризуя и конкретный криминальный тип личности.

Мощным криминогенным фактором, вызывающим неприязнь к ближнему, является завистливость, причём завидовать человек может чему угодно из того, чем сам не обладает, в том числе, красоте и молодости [11, с. 17]. Стремление подражать или превзойти кого-либо во внешнем виде становится навязчивой идей, осложняющей жизнь и здоровье её носителя, порой даже не только психическое здоровье, учитывая вмешательство пластической хирургии.

Попытки устранения различий не только нецелесообразны, но и бесполезны. Пластическая хирургия, устраняя дефекты лица или тела человека, выражает стремление оперируемого и создаёт образ в соответствии с его представлениями о красоте, которые формируются под воздействием существующих стереотипов общества в данный период времени. В итоге – индивидуальные признаки стираются, и жертвы пластики всё более похожи друг на друга.

Возможности хирургии и стоимость пластических операций всё же делают их недоступными для широких масс населения. Кроме того, подобные манипуляции с телом не остаются без отрицательных последствий для здоровья, а иногда и для внешности. Имеют место случаи, когда артистам после пластических операций приходится убеждаться в том, что утрата прежнего специфического образа сделала их невостребованными в профессии. Иногда и ближайшее окружение по-иному, чем прежде, воспринимает человека после устранения его изъянов в результате пластической хирургии, а это, в свою очередь, создаёт проблемы в общении и в жизни в целом.

В 1839 году была изобретена фотография [12, с. 135], но она лишь обнажила проблему неустойчивости телесных признаков. Рассматривая семейный альбом, каждый человек может проанализировать изменения своего внешнего облика в различные возрастные периоды, например, в дошкольном возрасте, юности, зрелости, старости. Все фотографии внешности одного и того же человека могут быть непохожи до неузнаваемости, хотя память подсказывает, что это один и тот же человек. Но, это всё же разные люди по жизненному опыту, запасу знаний, симпатиям и антипатиям, вкусам и поведению, общественному, имущественному и семейному положению, политическим и религиозным убеждениям, ближайшему окружению, а не только по внешности. Меняются окружающая действительность, мировоззрение, традиции, эпохи, меняется со временем и внешность человека.

Как бы то ни было, но спустя десятилетия внешность человека меняется очень существенно. При этом на сорокалетии выпуска школы почти все одноклассники друг друга узнают, что часто происходит и при случайной встрече вдвоём, даже до начала общения. Следовательно, во внешности человека долгие годы всё же сохраняются особенности, позволяющие идентифицировать габитоскопические свойства.

С точки зрения юриспруденции, в отсутствие тела человека не могут существовать личные права, субъектом которых является физическое лицо. Данные права связаны с телом человека как материальным носителем. Они связаны с проявлением его внешних биологических качеств, отличающих от других людей. В 1864 году Ф.М. Достоевский писал, что наука «успела разанатомировать человека» до сведения к минимуму свободной воли [13, с. 36].

Другой стороной использования внешнего облика человека с точки зрения его личных прав является правомерность обнародования в каком-либо виде изображений. Демонстрация в СМИ чужого тела без одежды правомерна с разрешения человека, который может потребовать судебной защиты личных прав и компенсации морального вреда, что касается даже умерших. Но практика разных стран в этом отношении крайне неединообразна [4, с. 73, 125].

Эксперименты, касающиеся изменения внешности, чаще всего бывают вызваны острой потребностью завоевать симпатии окружающих и получить определённые преимущества, в том числе, доступ к более предпочтительным сферам и носителям внешности. В решении данной задачи далеко не всегда можно получить правильные советы, рекомендации и консультации даже от авторитетных психологов, законодателей моды, косметологов и пластических хирургов, тогда как последствия рискованны и трудно исправимы.

Со временем стремление выглядеть лучше сменяется желанием не выглядеть хуже, но возраст своё берёт, а озабоченность своей внешностью портит характер, взаимоотношения с окружающими, образ жизни и общественно полезной деятельности. Здесь обнаруживаются дополнительные различия по половому признаку: мужчины гораздо менее проблематично относятся к своей внешности, поэтому данное обстоятельство не настолько портит им настроение, хотя пренебрежительное отношение к своей внешности может иметь отрицательные последствия.

Человек не готов и не согласен оставаться неизменно молодым даже с привлекательной внешностью. Если кто-то думает иначе, следовательно, у него ограниченное воображение. В этом случае рекомендуется посмотреть художественный фильм режиссёра Л.Т. Кригера «Век Адалин» (США, 2015 год). Со временем у нестареющего человека возникают проблемы взаимоотношений: а) с младшими поколениями, когда ровесники уже скончались; б) с документами, не соответствующими возрастным признакам внешности; в) с трудоустройством, поскольку сложившиеся стереотипы устаревшего образования и профессиональных навыков не соответствуют современным требованиям.

Противоречивость отношения типичного человека к своим внешним признакам является более серьёзной социально-психологической и юридической проблемой, чем неприятие индивидуальных особенностей внешности других людей. Желание выглядеть не хуже других перерастает в стремление выглядеть лучше всех. Зависть и неприязнь к тому, кто превзошёл тебя в чём-либо не воспринимается как возможность вызвать подобное нежелательное отношение к себе, иначе зачем же стараться наживать себе врагов.

С другой стороны, подражая моде, субъект сливается с серой массой большинства поддающихся манипуляциям людей, находящихся в плену стереотипов внешности, причём не обязательно по возрастным категориям: однообразные молодёжные причёски и макияж распространены и во внешности людей старших возрастов. Один из признаков времени – современные внешние устройства (смартфоны, наушники, планшеты, носимые компьютеры и прочие гарнитуры виртуальной реальности), которые со временем будут имплантироваться в тело и даже мозг человека [14, с. 35]. Предупреждения о возможных побочных негативных последствиях окажутся слабее стремления выглядеть вполне «современным».

Таким образом, следуя распространённым массовым представлениям о приемлемой внешности, типичный человек в то же время надеется отличаться от других преимуществами особой привлекательности. Нужен жизненный опыт и мудрый наставник, чтобы вывести из плена подобных заблуждений: когда ты посредством изменений внешности и артистичного поведения достиг желаемого, оказывается очень обременительным сохранять достигнутое положение слишком дорогой ценой, отказавшись быть самим собой и постоянно притворяясь другой личностью. Подобная ситуация удачно продемонстрирована в фильме режиссёра Р. Лукетича «Голая правда» (США, 2009 год).

Постепенно, начиная с ХIХ века, внешность человека в качестве сценического образа, предмета художественной фотографии и т.д. всё чаще оказывается в области личных прав, которые могут быть использованы в коммерческих целях. В случае их нарушения, в том числе при использовании без разрешения обладателя внешности, закон предусматривает судебную защиту с компенсацией морального вреда в материальном выражении. Но в материалах судебной практики наблюдаются факты превращения личных прав в товар и злоупотребления судейским усмотрением [4, с. 137, 171, 237].

Даже недавняя смерть человека меняет его внешность до неузнаваемости, а попавший в воду труп – уже через два-три дня плохо поддаётся опознанию. Неизменными и индивидуальными остаются у каждого человека структура ДНК, группа и резус крови, папиллярные узоры пальцев, зубы [12, с. 103-110]. Следовательно, криминалистическая техника имеет возможность идентифицировать конкретного человека, в том числе, для установления личности пропавших без вести, подозреваемых в совершении преступления и других разыскиваемых лиц.

При этом исследования ДНК и генома человека показывают, что расы выдуманы для разделения людей, которые из поколения в поколение верят в данную иллюзию как в неоспоримую истину. Расшифровка человеческого генома в 2000 году была завершена и показала, что все люди на 99,9% одинаковы, поэтому раса является социальным понятием, а не научно-биологическим [8, с. 87-88].

Сначала человек веками разгружал мускулы, заменяя их механизмами. Затем появились калькуляторы, склонившие бухгалтеров, кассиров, а впоследствии и широкие массы населения сначала к сложным вычислительным операциям, а вскоре – и к самым простым. Люди перестали использовать мозг даже для элементарных арифметических операций. Появление компьютеров постепенно лишает человека умственных тренировок, ограничивая возможности запоминания. Таким образом технический прогресс влечёт за собой атрофирование двигательных и умственных способностей. Но если суставы становятся менее подвижными, то выражение лица – менее интеллектуальным.

Современному человеку, находящемуся под влиянием моды, информационных систем, общественного мнения, рекламы, всё труднее определиться с тем, желает ли он сливаться с толпой и быть незаметным, либо осознавать себя неповторимой личностью. Ведь когда он готов быть внешне «как все», он постепенно растворяет в массе себе подобных и внутренние качества, играя роль стереотипного и заурядного обывателя, превращаясь в инструмент чужой воли и малозаметную деталь огромного механизма, называемого социальной средой.

До того момента, как удаётся разглядеть лицо человека, его можно узнать по походке и жестикуляции. Следовательно, двигательные функции индивидуальны. Возможно, с возрастом они меняются, но и в этом случае характеризуют особенности человеческой личности. Кроме того, жизненный путь человека крайне сложно прогнозировать. На него влияют особенности темперамента, факторы настроения, состояния здоровья, душевной организации, опыта в различных сферах жизнедеятельности [15, с. 204]. Телесные изменения влияют на поведение человека. Но существует и обратное взаимодействие, поскольку поведение является и результатом внутреннего состояния организма.

Последствия поведения человека очень различны по своему общественному значению, что представляет интерес для множества наук, в том числе юридических. Карманник или наёмный убийца долго тренируются, чтобы в совершенстве овладеть навыками своего криминального профессионализма для достижения максимально возможной материальной выгоды и безопасности от мер государственно-правового принуждения. Спортсмены добиваются рекордов и материального вознаграждения путём ещё более систематических и упорных тренировок своих мышц.

Проигравшие спортсмены и наименее удачливые участники зрелищных конкурсов испытывают состояние фрустрации (глубокое переживание, связанное с крушением надежд на достижение важных для человека целей). Удачливые соперники оказываются в плену заблуждений относительно своей исключительности и позволяют себе много лишнего, в том числе противоправного (нарушение Правил дорожного движения, общественного порядка, неприкосновенности личности и пр.), попадают в неприятные ситуации и причиняют вред окружающим.

Моторика рук развивает мышление, а действует благодаря мыслительной деятельности. Нажатие на клавиатуру несёт гораздо меньше пользы, если вовсе таковая имеет место. Мысль рождает текст, отражаемый на бумаге посредством направления пальцами рук пишущего предмета. Аналогичный процесс взаимодействия мозга и тела происходит при вышивании, вязке, работе со столярными и ювелирными инструментами. При этом движение рук способствует развитию мыслительной деятельности. В результате подобного взаимодействия перед человеком открываются новые горизонты знаний и возможностей.

По почерку можно многое сказать о человеке, написавшем текст пишущим предметом. Почерковедческая экспертиза может идентифицировать написавшего. Кроме того, она позволяет указать его пол, профессию, образование, привычки, увлечения и многое другое. Напечатанный текст даёт меньше информации, но автороведческая экспертиза позволяет по стилю изложения установить создателя художественного произведения или обширного письма.

Утверждение о том, что труд создал человека, как существо социальное, лучше всего подтверждается в условиях изоляции. Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система, как и общество в целом, находится в глубоком кризисе, одной из причин которого является проблема обеспечения занятости заключённых, сохраняющаяся и после их освобождения. Труд способствует социализации и исправлению заключённых, психологически ускоряет срок отбывания наказания, решает материальные проблемы. Отсутствие занятости в местах лишения свободы углубляет процесс десоциализации заключённых, увеличивает риск их рецидива преступлений после освобождения. Потребность трудиться появляется не только в стремлении решить вопросы личного благосостояния, но и в благородном намерении улучшить окружающую действительность общественно полезным трудом на благо человечества.

В условиях технического прогресса населению внушается целесообразность малоподвижного образа жизни: престижность личного транспорта, комфорт кабинетного труда за компьютером вместо рабочего инструмента. Люди становятся всё более хилыми и умственно ограниченными. А навыки работы указательными пальцами на клавиатуре в незначительной степени влияют на создание товаров народного потребления и средств коммуникаций.

Не только в культуре опасны удобства: малоподвижный образ жизни у компьютера, за рулём автомобиля ведёт к «букету» заболеваний, снижающих иммунитет, приводящих к стремлению человека избегать трудностей, а не разрешать проблемы. Излишний комфорт для человека разумного губителен: он отнимает интеллект с памятью, лишает чувственности и сострадательности, ухудшает физическое и психическое здоровье, делает человека зависимым от удобств и ограничивает способность к деторождению, выживанию, творчеству, какому-либо развитию.

Возникает парадокс: технический прогресс не разрешает проблемы голода, питьевой воды, здравоохранения, удовлетворения насущных потребностей населения планеты, поскольку динамика числа смертей от голода и болезней опережает динамику роста численности населения. Отчасти это можно объяснить увеличением численности населения в абсолютных величинах. Если за этим незначительным в процентном выражении ростом не поспевает технический прогресс, следовательно, он не выполняет свои функции перед человечеством.

В кратчайшие сроки техника искусственного интеллекта способна по внешним изменениям человека сделать выводы об его намерениях, идентифицировать пол, возраст, национальность и т.д. Для криминалистики открываются новые возможности, которых ожидали правоохранительные органы более трёх десятилетий с момента появления возможностей использования ДНК [16, с. 371]. При этом не следует излишне обольщаться техническими возможностями. Несмотря на увеличение скорости работы компьютеров, они по-прежнему сильно уступают человеческому интеллекту [17, с. 183]: это всего лишь подобие счётной машинки, ускоряющей решение поставленных человеком задач по составленной им же схеме или формуле.

Двигательные функции человека с возрастом изменяются. В начале и в конце жизни они менее активны, а в расцвете сил в середине жизни они наиболее активны и точны. Обеспечить равную эффективность поведенческих навыков затруднительно даже при работе на конвейере группы людей примерно одной возрастной категории.

Технические достижения постепенно вытесняют физический и умственный труд, снижая творческие возможности человека. Двигательные навыки меняются. Массовый характер техногенного воздействия в некоторой степени устраняет различия между людьми в трудовой деятельности. Точнее сказать, в группах людей, объединяемых по однородным профессиональным признакам.

Неустранимыми остаются различия по возрасту, генетике, темпераменту, национальной принадлежности, потребительским предпочтениям и прочим факторам, препятствующим стиранию различий в возможностях поведенческих навыков. Попытки переформатировать человека и подвести массы производителей материальных благ под определённые единые стандарты трудоспособности, во-первых, нереальны, во-вторых, нецелесообразны по причине ограничения процесса развития человечества, втиснутого в рамки конкретных функций, установленных не Богом, а сильными мира сего, которые не обладают необходимыми качествами для оптимизации прогресса.

 

Список литературы

  1. Добронравова Е. Цветные психотипы. Векторный психоанализ: почему мы видим мир по-разному. – М.: АСТ, 2023. – 288 с.
  2. Садхгуру. Внутренняя инженерия / Пер. с англ. Е. Леонтьевой. – М.: Эксмо, 2022. – 336 с.
  3. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
  4. Лимин В. Личные права: учебник / Пер. с кит. Е.А. Ербахаева, В. Чжихуа. – М.: Проспект, 2023. – 304 с.
  5. Турунен А. Всемирная история высокомерия, спеси и снобизма / Пер. с финн. А. Воронковой. – М.: Альпина Паблишер, – 2022. – 224 с.
  6. Баньковская С.П. Чужаки и границы. Исследования по социологии маргинальности. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2023. – 302 с.
  7. Дойчер Г. Сквозь зеркало языка: почему на других языках мир выглядит иначе / Пер. с англ. Н.Ю. Жуковой. – М.: АСТ, 2016. – 382 с.
  8. Уилкерсон И. Касты. Истоки неравенства в ХХI веке / Пер. с англ. М.В. Пономарёвой. – М.: Эксмо, 2022. – 512 с.
  9. Фукуяма Ф., Бродель Ф. Триумф глобализма. Конец истории или начало? / Пер. с англ. М.Б. Левина, пер. с фр. Л.Е. Куббеля. – М.: Родина, 2024. – 240 с.
  10. Руссо Ж. О причинах неравенства / Пер. с фр. Н.С. Южакова / Под ред. С.Н. Южакова. – М.: Юрайт, 2023. – 151 с.
  11. Оруэлл Д. 1984. М.: АСТ, 2023. – 288 с.
  12. Кэмпбелл Х. О дивный тленный мир. Когда смерть – дело жизни /Пер. с англ. В. Горохова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 352 с.
  13. Достоевский Ф. Записки из подполья; Вечный муж; Кроткая: повести. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. – 448 с.
  14. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвёртой промышленной революции / Пер с англ. К. Ахметова и др. – М.: Эксмо, 2022. – 320 с.
  15. Адлер А.В. Ты в порядке: Книга о том, как нельзя с собой и не надо с другими. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 296 с.
  16. Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти / Пер с англ. А.Ф. Васильева. – М.: Институт Гайдара, 2022. – 784 с.
  17. Карр Н. Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами / Пер. с англ. П. Миронова. – СПб.: «Бест Бизнес Букс», 2012. – 253 с.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Касторский Г.Л. Социально-правовое значение соотношения особенностей внешности и поведения человека // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 4 (32). – С. 46-54. – EDN KXFBJD.