Внедрение интеллектуального пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации — динамика, проблемы и перспективы

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Внедрение интеллектуального пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации — динамика, проблемы и перспективы

Кондрашова В.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся внедрения одной из самых актуальных инноваций в области таможенного дела в России – интеллектуального пункта пропуска, приведена информация о фактическом ходе внедрения данной инновации в систему государственного контроля Российской Федерации.

Ключевые слова:

таможенный контроль, интеллектуальны пункт пропуска, инспекционно-досмотровые комплексы, технические средства таможенного контроля.


Abstract:

The article examines issues related to the implementation of one of the most relevant innovations in the field of customs affairs in Russia - an intelligent checkpoint, and provides information on the actual progress of the implementation of this innovation in the state control system of the Russian Federation.

Keywords:

customs control, intelligent checkpoint, inspection complexes, technical means of customs control.


Вопросы создания такой организационной структуры государственного контроля, как интеллектуальный пункт пропуска, впервые были публично озвучены руководством ФТС России в 2020 году [1]. Необходимость подобных пунктов пропуска была обусловлена резко изменившейся под влиянием западных санкций структурой товаропотоков в России и кратным повышением нагрузки на отдельные пункты пропуска товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, что повлекло за собой рост издержек участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [2].

Актуальность указанной проблемы подчеркнул в 2024 году Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию: «Сейчас грузовые автомобили стоят на таможенных пунктах на границе часами, их проверку необходимо ускорить» [3]. Позже указанный тезис нашел свое выражение в выдаче соответствующих поручений федеральным органам исполнительной власти.

Концепция интеллектуального пункта пропуска подразумевает такую организацию контрольных процедур, при которой все виды государственного контроля в отношении транспортного средства, пересекающего таможенную границу, проводятся комплексно, с использованием передовых технических средств и применением технологий искусственного интеллекта, а результаты контрольных мероприятий доводятся до сведения должностных лиц, принимающих решение о возможности пропуска транспортного средства на территорию страны, незамедлительно [4]. В состав оборудования интеллектуального пункта пропуска будут входить автоматические весовые комплексы, интеллектуальная система распознавания номеров транспортных средств, портальные инспекционно-досмотровые комплексы и другие перспективные технические средства [5].

Следует отметить, что внедрение указанных технических средств сопровождается неизбежными трудностями. Так, например, внедрение портального ИДК требует переустройства полос движения в пункте пропуска, что влечет за собой ограничение пропускной способности. Вместе с тем, после внедрения портального ИДК скорость совершения таможенных операций сокращается в разы [6]. Кроме того, поскольку данный тип оборудования является новым по своей сути, велика вероятность выхода данного оборудования из строя, что непрогнозируемо повлияет на увеличение сроков прохождения пункта пропуска транспортными средствами.

Еще одной системой, внедренной в практику работы пунктов пропуска, но еще не интегрированной в систему интеллектуального пункта пропуска, является система автоматического распознавания номеров транспортных средств. Указанная система внедрена ФТС России в 2009 году на 61 международном автомобильном пункте пропуска и может быть интегрирована в единый контур интеллектуального пункта пропуска, позволяя в автоматическом режиме объединять результаты контроля транспортных средств с использованием ИДК и транспортного контроля, предоставляя комплексную информацию должностным лицам таможенного органа, принимающим решение о возможности выпуска транспортного средства с товаром из пункта пропуска [7].

Таким образом, в настоящее время процесс создания интеллектуальных пунктов пропуска через границу Российской Федерации находится в промежуточной стадии реализации. Необходимо завершить внедрение требуемых технических средств таможенного контроля во всех пунктах пропуска, а также завершить интеграцию комплекса программных средств, используемых государственными контролирующими органами. Реализация указанных мероприятий позволит сократить время прохождения контрольных процедур в отношении транспортных средств с товарами, добившись целевого показателя, установленного руководством страны.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 12.07.2024)
  2. «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный документ] // СПС КонсультантПлюс. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/.
  3. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр «Интермедия», 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 [Электронный документ] // СПС КонсультантПлюс. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/.
  5. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
  6. Афонин Д.Н. Применение технических средств таможенного контроля при проведении таможенного контроля: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело». – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр «Интермедия», 2022. – 120 с. – ISBN 978-5-4383-0253-7. – EDN ZOLJQM.
  7. Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. и др. Анализ информации, полученной с использованием ИДК: Учебно-наглядное пособие. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. – 110 с. – ISBN 978-5-9590-1082-9. – EDN KWDWRK.
  8. Полякова А.А., Афонин Д.Н., Яргина Н.Ю. Перспективы внедрения автоматизированной системы мониторинга контейнерных перевозок // Бюллетень инновационных технологий. – 2017. – Т. 1, № 3(3). – С. 34-41. – EDN ZGPNKZ.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Кондрашова В.А. Внедрение интеллектуального пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации — динамика, проблемы и перспективы // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 4 (32). – С. 43-45. – EDN XYVGBK.