Регулирование использования цифровых валют в расчетах по внешнеторговым контрактам Российской Федерации

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Регулирование использования цифровых валют в расчетах по внешнеторговым контрактам Российской Федерации

Мютте Г.Е.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассмотрены аспекты внедрения цифровой валюты в практику осуществления расчетов по внешнеторговым контрактам, осуществляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности, дана оценка перспективам использования цифровых активов в качестве средства платежа.

Ключевые слова:

цифровые валюты, внешнеторговый контракт, таможенный контроль, трансграничные расчеты.


Abstract:

The article examines aspects of the introduction of digital currency into the practice of settlements under foreign trade contracts carried out by Russian participants in foreign economic activity, and assesses the prospects for using digital assets as a means of payment.

Keywords:

digital currencies, foreign trade contract, customs control, cross-border settlements.


Начиная с 2022 года усложнение совершения внешнеторговых операций российскими участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) носит системный характер. Вводимые западными странами против Российской Федерации санкции нацелены в том числе и на препятствование доступу на отечественный рынок важных для российской экономики товаров путем блокирования международных валютных расчетов с зарубежными контрагентами. Начав с прямых отключений российских банков от системы SWIFT и включения российских кредитных организаций в санкционные SDN-списки, страны Запада переключились на воздействие на российских контрагентов за рубежом [1]. Так, после практически полного прекращения прямого движения денежных средств по банковским счетам из России в страны-поставщики товаров, в обиход финансовых расчетов вошли схемы с использованием платежных агентов в третьих странах, на администрации которых США и их союзниками также оказывается давление, сопряженное с угрозами наложения вторичных санкций.

В этих условиях российские банки и участники ВЭД все чаще приходят к мнению, что в расчетах с иностранными контрагентами должны использоваться максимально непубличные платежные решения. Эту точку зрения председатель правления банка ВТБ Андрей Костин выразил следующим образом: «Что касается системы трансграничных расчетов. Я, допустим, у себя в банке считаю, что эта тема должна иметь гриф «совсекретно». Потому что я очень хорошо вижу, как каждое наше выступление где-нибудь сидит там вот сейчас в посольстве США второй секретарь и все это записывает. Мы заметили, какие бы мы шаги ни предпринимали, вот реакция очень быстрая» [2].

По мнению многих финансовых экспертов, подобным инструментом трансграничных расчетов может стать цифровая валюта. Более того, в скором времени в России в рамках экспериментального режима должны быть запущены расчеты в криптовалюте для участников ВЭД [3]. Вместе с тем, в настоящее время имеется ряд серьезных ограничений по использованию указанного платежного инструмента.

Во-первых, необходимо актуализировать нормативно-правовую базу, в частности Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ [4]. В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации криптовалюта вообще не является платежным средством, а относится к категории имущества. Указанное обстоятельство не позволяет трактовать внешнеторговый контракт, в котором в качестве средства платежа используется криптовалюта, как договор купли-продажи, что означает невозможность применения к поставкам товаров в рамках такого контракта первого метода определения таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, что может повлечь дополнительные издержки для российских импортеров [5].

Во-вторых, не учтены вопросы иностранного арбитража криптовалют. Фактически, нивелировать риски мошеннических действий со стороны иностранного получателя криптовалюты, особенно на рынках развивающихся стран, можно лишь путем внесения таких получателей в некие одобренные на уровне иностранного государства-контрагента списки доверенных компаний-арбитров. Появление подобных списков в общем доступе необходимо для получения информации о них российскими участниками ВЭД с целью проверки надежности лиц, участвующих во внешнеторговой сделке. Однако, появление таких списков автоматически повышает риск применения к таким иностранных лиц санкций со стороны недружественных России стран. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что во многих иностранных юрисдикциях операции в криптовалюте также носят ограниченный характер или запрещены, например, в Китае [6].

В-третьих, таможенные органы Российской Федерации по настоящее время не выработали какой-либо правовой позиции касательно использования криптовалют в целях трансграничных расчетах [7]. Данное обстоятельство в перспективе влечет усложнение таможенных процедур и увеличение сроков таможенного контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, что неминуемо повлечет за собой рост издержек участников ВЭД [8].

Таким образом, несмотря на кажущуюся перспективность внедрения криптовалют в практику внешнеторговых расчетов, использование указанного платежного инструмента остается во многом законодательно не урегулированным, что повышает финансовые риски участников ВЭД и снижает привлекательность криптовалюты как финансового инструмента внешней торговли.

Список литературы

  1. Солабуто Н. Как живут российские банки и их клиенты без SWIFT сегодня [Электронный документ] // Финансовый журнал «Финам». – URL: www.finam.ru/publications/item/kak-zhivut-rossiiyskie-banki-i-ix-klienty-bez-swift-segodnya-20221106-232600/.
  2. Глава ВТБ предложил гриф «совершенно секретно» для международных расчетов [Электронный документ] // РБК. – URL: www.rbc.ru/finances/03/07/2024/668553ab9a7947292d7bbc7b.
  3. Обойти не получится. В России вводят новые ограничения // РИА Новости. – URL: ria.ru/20240902/kriptovalyuta-1969566832.html.
  4. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) [Электронный документ] // СПС КонсультантПлюс. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/
  5. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр «Интермедия», 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO.
  6. Катасонов В. «Метод отмывания денег»: Китай ведёт борьбу с криптовалютами [Электронный документ] // Фонд стратегической культуры. – URL: www.fondsk.ru/news/2024/09/ 10/metod-otmyvaniya-deneg-kitay-vedyot-borbu-s-kriptovalyutami.html.
  7. Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. – Казань: Издательство «Познание», 2023. – С. 114-118. – EDN VUZBGY.
  8. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. –   Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Мютте Г.Е. Регулирование использования цифровых валют в расчетах по внешнеторговым контрактам Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 4 (32). – С. 40-42. – EDN PZFIQN.