Деятельность таможенных органов по противодействию незаконному ввозу и обороту оружия на таможенную территорию ЕАЭС

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Деятельность таможенных органов по противодействию незаконному ввозу и обороту оружия на таможенную территорию ЕАЭС

Зиманова М.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

Статья посвящена вопросам перемещения оружия через таможенную границу Евразийского экономического союза и механизмам противодействия его нелегальному обороту. Особое внимание уделяется деятельности таможенных органов, реализующих разрешительный порядок трансграничного перемещения оружия, который направлен на укрепление общественной безопасности и предотвращение доступа к оружию незаконных структур. Подчеркнута значимость использования современных технических средств контроля, включая мобильные инспекционно-досмотровые комплексы обратного рассеяния, в работе мобильных групп таможенных органов для повышения эффективности обнаружения и пресечения случаев незаконного ввоза оружия.

Ключевые слова:

оружие, таможенный контроль, незаконный оборот оружия, мобильные группы, технические средства таможенного контроля, инспекционно-досмотровые комплексы.


Abstract:

The article addresses issues related to the movement of weapons across the customs border of the Eurasian Economic Union and mechanisms to counter its illegal trafficking. Special attention is given to the activities of customs authorities implementing the licensing procedure for the cross-border movement of weapons, aimed at strengthening public safety and preventing access to weapons by illegal entities. The importance of utilizing modern control technologies, including mobile backscatter inspection complexes, is emphasized in the work of mobile customs teams to enhance the effectiveness of detecting and preventing cases of illegal arms importation.

Keywords:

weapons, customs control, illegal arms trafficking, mobile teams, customs control technologies, inspection complexes


Глобализация, развитие международных экономических отношений и увеличение объема торговых операций способствуют росту трансграничного движения различных категорий товаров, включая служебное и гражданское оружие. Государства по всему миру производят и импортируют оружие для своих вооружённых сил и правоохранительных органов, а также удовлетворяют законные потребности граждан в охоте, личной защите и других не противоправных целях, однако часть этого оружия неизбежно попадает в незаконные каналы и используется в вооружённых конфликтах, насильственных преступлениях и террористических актах, что создаёт серьёзную угрозу общественной безопасности.

С целью противодействия незаконному обороту оружия разработаны международные и национальные меры, направленные на укрепление контроля над его распространением и трансграничным перемещением, однако данная проблема все еще остается актуальной для всего мирового сообщества, что требует усиления мер в первую очередь на национальных уровнях. По данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, глобальная торговля оружием является масштабной индустрией с серьезными экономическими и политическими последствиями – ежегодно в незаконный оборот попадает около 700 тысяч единиц оружия [1]. Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) сообщает, что в 2023 году мировые расходы на оружие превысили 1,9 трлн долл., а крупнейшими экспортерами оружия являются США, Россия, Франция, Германия и Китай, импортерами – Саудовская Аравия, Индия, Египет, Австралия и Китай [2].

В данном контексте, особенно в условиях участия Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) приобретает особое значение разрешительный порядок перемещения оружия через таможенную границу ЕАЭС, который позволяет установить контроль над законным движением оружия и способствует сокращению его утечки в нелегальный оборот, что, в свою очередь, позволяет поддерживать баланс между свободой торговли и потребностями в обеспечении безопасности, предотвращая доступ к оружию для незаконных структур и содействуя глобальной стабильности.

Неконтролируемое распространение оружия оказывает как прямое, связанное с непосредственным применением оружия для совершения насильственных преступлений, так и косвенное, включающее экономические и социальные последствия, воздействие на безопасность и стабильность в обществе. Незаконный оборот оружия представляет собой глобальную угрозу человечеству, которая усугубляется повсеместностью распространения оружия и его долгим сроком службы, ведь даже небольшое количество оружия, попавшего в незаконный оборот, может серьезно подорвать стабильность в отдельных странах и регионах, особенно в государствах с ограниченными финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами для контроля за преступной деятельностью [2].

На международном уровне разработан ряд мер для предотвращения незаконного оборота оружия, такие как Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему Организации объединенных наций (ООН), который требует от государств усилить контроль за оружием и наладить взаимодействие с международными организациями [3]. Тем не менее, эффективность указанных мер зависит в первую очередь от их реализации на национальном уровне. По этой причине разрешительный порядок перемещения оружия через таможенную границу позволяет установить контроль над законным движением оружия и способствует сокращению его утечки в нелегальный оборот, что, в свою очередь, позволяет поддерживать баланс между свободой торговли и потребностями в обеспечении безопасности, предотвращая доступ к оружию для незаконных структур и содействуя глобальной стабильности.

Особую роль в реализации разрешительного порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС служебного и гражданского оружия играют таможенные органы, которые при проведении документального и фактического таможенного контроля обеспечивают законность перемещения оружия через таможенную границу ЕАЭС, поддерживая тем самым национальную безопасность государства.

В рамках настоящего исследования более подробно остановимся на проведении фактического таможенного контроля, в частности, на особенностях применения технических средств таможенного контроля (ТСТК). Перечень ТСТК, применяемых таможенными органами при проведении таможенного контроля, установлен Приказом Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [4], а порядок их применения – Приказом Минфина России от 01.03.2019 № 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [5].

Применение ТСТК при осуществлении таможенного контроля обеспечивают высокую степень эффективности при предотвращении незаконного перемещения гражданского оружия. Особенно результативными считаются досмотровая рентгенотелевизионная техника, инспекционно-досмотровые комплексы, а также специализированные поисковые устройства, которые позволяют таможенным органам быстро и точно выявлять запрещенные предметы в транспортных средствах, багаже (рис. 1), личных вещах и на теле физических лиц (рис. 2), что существенно повышает эффективность контроля и минимизирует случаи нелегального ввоза или вывоза оружия.

На сегодняшний день проблема незаконного оборота оружия в государствах – членах ЕАЭС, в частности, Российской Федерации, приобрела особо актуальный характер, что требует комплексного подхода к её решению. Исследования показывают, что криминальный рынок насыщается современными образцами оружия, поступающими из США, стран Европы, Ближнего Востока и Китая, что существенно отличается от тех времен, когда на рынок попадало оружие преимущественно советского производства. Основные каналы контрабанды проходят через приграничные зоны СНГ, особенно на российско-украинской границе, где выявляется до 90% случаев незаконного ввоза, что обусловлено как продолжающейся политической нестабильностью, так и активностью радикальных группировок, настроенных враждебно по отношению к Российской Федерации [8].

Отсутствие таможенных границ с сопредельными государствами (Беларусь, Казахстан), несколько облегчает процесс контрабанды и способствует её масштабированию. Кроме того, для незаконного ввоза оружия активно используются МПО, а также легальные коммерческие грузы, в числе которых оружие перемещается под видом других товаров.

В условиях постоянного роста международных угроз и усиления требований к безопасности особое значение приобретает совершенствование таможенного контроля за перемещением служебного и гражданского оружия через таможенную границу ЕАЭС с целью минимизации рисков нелегального оборота оружия на таможенной территории ЕАЭС.

В первую очередь необходимо решить проблему незаконного ввоза оружия с территории сопредельных государств – членов ЕАЭС. В борьбе с этой проблемой особую роль играют относительно новые структурные элементы ФТС России – мобильные группы таможенных органов (МГТО), которые несут службу на приграничных территориях и выявляют факты незаконного перемещения товаров и транспортных средств, в том числе контрабанду оружия [9].

Несмотря на доказанную результативность МГТО в борьбе с незаконным ввозом товаров, их деятельность сталкивается с рядом значительных препятствий, среди которых ключевое место занимает недостаточное обеспечение современными и эффективными ТСТК. В условиях, когда технические средства играют определяющую роль в повышении эффективности таможенного контроля, данный пробел приводит к снижению общей эффективности деятельности МГТО и ограничивает их возможности в борьбе с незаконным оборотом товаров. Можно отметить отсутствие простых в эксплуатации и одновременно высокоэффективных технических средств, способных оперативно и точно выявлять нарушения таможенного законодательства. В качестве решения данной проблемы целесообразно применение в деятельности МГТО мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК ОР) обратного рассеяния, что особенно актуально в ситуациях, когда применение прямого рентгеновского излучения оказывается затрудненным или невозможным.

МИДК ОР отличаются мобильностью и удобством эксплуатации, что позволяет использовать их в удалённых и труднодоступных местах, обеспечивая непрерывный контроль и быстрое реагирование на возможные попытки незаконного ввоза оружия, что особенно актуально в контексте мобильности и оперативности деятельности МГТО [10].

В настоящее время в распоряжении ФТС России лишь один подобный комплекс, однако, ввиду того что у МИДК ОР есть огромный потенциал в выявлении контрабандных практик, целесообразно обеспечить ими МГТО всех регионов (в настоящее время в Российской Федерации функционирует 35 МГТО).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время необходимо усиление мер таможенного контроля за трансграничным перемещением служебного и гражданского оружия. Несмотря на существующие международные и национальные механизмы, направленные на противодействие незаконному обороту оружия, проблема остается актуальной и требует комплексного подхода, включающего в том числе применение современных технических средств. В условиях глобализации и роста международных угроз особое значение приобретает наращивание технического потенциала таможенных органов для обеспечения безопасности и предотвращения незаконного оборота оружия на территории ЕАЭС. Обоснованным шагом представляется масштабное внедрение МИД ОР деятельность мобильных групп таможенных органов с целью повышения эффективности таможенного контроля в труднодоступных и удалённых приграничных районах.

Список литературы

  1. Годовой отчет УНП ООН 2023 [Электронный ресурс] // Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. – URL: www.unodc.org/unodc/en/about-unodc/annual-report.html.
  2. Pieter D. Wezeman, Katarina Djokic, Dr Mathew George, Zain Hussain and Siemon T. Trends in International Arms Transfers [Electronic Resource] // Stockholm International Peace Research Institute. Stockholm. 2024. – URL: www.sipri.org/publications/2024/sipri-fact-sheets/trends-international-arms-transfers-2023.
  3. Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. – URL: docs.cntd.ru/document/901815449/titles.
  4. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324453/.
  5. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324437/.
  6. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
  7. Афонин Д.Н. Применение рентгеновских сканеров для персонального досмотра при таможенном контроле. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. – 174 с. – ISBN 978-5-4365-7216-1. – EDN LJUKNU.
  8. Афонин Д.Н. Таможенный контроль оружия и товаров военного назначения: Учебник. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения», 2024. – 152 с. – ISBN 978-5-0064-5310-4. – EDN KQFMWY.
  9. Зиманова М.А. Роль мобильных групп таможенных органов в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 2(86). – С. 27-31. – EDN AXJUXP.
  10. Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. и др. Анализ информации, полученной с использованием ИДК: Учебно-наглядное пособие /; Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. – 110 с. – ISBN 978-5-9590-1082-9. – EDN KWDWRK.

 


Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Зиманова М.А. Деятельность таможенных органов по противодействию незаконному ввозу и обороту оружия на таможенную территорию ЕАЭС // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 4 (32). – С. 35-39. – EDN WYQRTN.