О внедрении таможенного аудита в Российской Федерации

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


О внедрении таможенного аудита в Российской Федерации

Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассмотрены ключевые вопросы внедрения таможенного аудита в Российской Федерации и перспективы его использования в рамках таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со Стратегией развития таможенной службы РФ до 2030 года. Статья содержит анализ нормативно-правовых документов и перечень необходимых изменений для успешного внедрения таможенного аудита в РФ. Также рассмотрены преимущества для участников ВЭД и таможенных органов при использовании таможенного аудита в рамках таможенного контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова:

таможенный контроль после выпуска товаров, таможенный аудит, таможенная проверка.


Abstract:

The article discusses the key issues of the introduction of customs audit in the Russian Federation and the prospects for its use in the framework of customs control after the release of goods in accordance with the Development Strategy of the Customs service of the Russian Federation until 2030. The article contains an analysis of regulatory documents and a list of necessary changes for the successful implementation of customs audit in the Russian Federation. The advantages for participants of foreign economic activity and customs authorities when using customs audit in the framework of customs control after the release of goods are also considered.

Keywords:

customs control after the release of goods, customs audit, customs inspection


В настоящее время таможенные органы уделяют все больше внимания на ускорение и упрощение таможенного контроля за счет внедрения новых методов и инструментов. Новые методы проведения таможенного контроля позволяют ускорить осуществление проверочных мероприятий, не снизив при этом качество их реализации. Одним из таких методов является таможенный контроль после выпуска товаров с применением инструментов таможенного аудита. Таможенный аудит широко используется в зарубежных странах и претендует на начало использования в России. Использование таможенного аудита в пост-контроле приносит пользу не только таможенным органам, но и участникам ВЭД, снижая нагрузку на бизнес-процессы [1].

Рассматривая вопросы внедрения таможенного аудита в РФ, необходимо выделить ряд организационных условий, представленных на рисунке 1

Далее рассмотрим подробнее ключевые условия, способствующие внедрению и использованию методов таможенного аудита.

Внедрение таможенного аудита потребует внесения изменений в ряд законодательных актов, а именно включение понятие «таможенный аудит» в нормативно-правовые источники, определение порядка его проведения, алгоритм взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. Проанализировав действующее законодательство, необходимо отметить, что понятие таможенного аудита следует включить в ТК ЕАЭС, а также в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (далее 289-ФЗ), что позволит точно определять, чем является таможенный аудит, мерой или формой таможенного контроля. Также необходимо уделить внимание тому, на каком уровне будут происходить аудиторские проверки, кто будет проводить их, аудиторские компании или таможенные органы. Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее 307-ФЗ), который на настоящий момент времени связывает проведение аудиторских проверок только со специализированными аудиторскими организациями.

Главными нормативно-правовыми источниками в этом вопросе являются 307-ФЗ и Стратегией развития таможенной службы РФ до 2030 года. Однако положения двух представленных выше источников противоречат друг-другу. Положения 307-ФЗ подразумевают, что аудиторские проверки должны проводить специальные аудиторские организации. В то время как положения Стратегией развития таможенной службы РФ до 2030 года описывают процесс таможенного аудита, как одну из задач, возложенную на таможенные органы. Проводимые таможенными органами эксперименты по применению методов таможенного аудита, включали в себя аудиторские заключения от аудиторских организаций. Однако результатов успешности таких экспериментов нигде не представлено. 

Решением данной проблемы предлагается внесение изменений и дополнений в таможенное законодательство России и стран ЕАЭС, поскольку Россия входит в состав Союза. А именно, чем будет являться таможенный аудит (формой или мерой таможенного контроля), кто будет проводить таможенный аудит, в какие сроки будет происходить аудиторская проверка, какой будет порядок и алгоритм проведения таможенного аудита, кто будет выдавать аудиторские заключения и в каком формате. 

Также в таможенном законодательстве должны быть прописаны принципы проведения таможенного аудита. Предполагается, что аудит будет производиться добровольно по желанию организаций, однако встает вопрос о том, любые ли организации смогут предоставить свои данные и претендовать на аудит, или же только организации с низким уровнем риска. В законодательстве должно быть четко прописано, какие организации вправе претендовать на проведение аудиторских проверок, что такие организации могут получить в качестве преференций и будут ли они вообще.

Автор полагает, что участники с низким уровнем риска при добровольном желании провести аудиторскую проверку, в случае нахождения несоответствия таможенному законодательству, будут иметь право самостоятельно внести изменения в декларации, а также не иметь в последствие финансовых взысканий от таможенного органа в виде пени. При этом участники ВЭД со средним и высоким уровнями риска, также смогут добровольно предоставлять свои данные для проверки, с целью опуститься в уровне риска на более низкий, однако в ходе выявления нарушений, не смогут иметь такие же преференции и возможность внести исправленные данные в декларации на товары [2].

Также возникает вопрос о способности проведения таможенными органами таможенного аудита. Суть данной проблемы заключается в том, что международные стандарты описывают возможность проведения аудиторских проверок физическому или юридическому лицу «эксперту по аудиту». Однако в наших реалиях маловероятен вариант доверия проведения аудиторских проверок сторонним организациям. Решение данного вопроса потребует внесения изменений в законодательство в части решения вопроса о том, кто будет проводить таможенный аудит. Однако при выборе для этого аудиторских организаций, в нормативных источниках должна быть прописана их ответственность, а также права и обязанности при проведении проверочных мероприятий. Для решения данной проблемы, прежде всего, стоит обратить внимание на 307-ФЗ. Существует два варианта действий:

а) внести изменения в вышеуказанный федеральный закон о том, что «таможенный аудит» не подчиняется его требованиям, а регламентируется другими нормативно-правовыми актами в сфере таможенного законодательства;

б) внести изменения в вышеуказанный федеральный закон о том, что порядок проведения таможенного аудита регламентируется данным ФЗ, соответственно при данном исходе событий, таможенный аудит будут проводить сторонние аудиторские организации. 

По мнению автора, наилучшим решением будет вывести «таможенный аудит» из-под контроля 307-ФЗ, и включить положения о порядке проведения аудиторских проверок таможенными органами в уже существующие нормативно-правовые акты таможенного законодательства, такие как ТК ЕАЭС и 289-ФЗ.

Аудиторские заключения могут быть также использованы при отборе организаций - участников ВЭД для проведения процедуры таможенного контроля и служить основой для организации работ по проведению таможенной проверки [3].

В таможенных органах должно быть представлено программное обеспечение, позволяющее реализовать функцию удаленного доступа. Алгоритм работы данной функции представлен на рисунке 2.

При применении методов аудита с использованием удаленного доступа таможенные органы смогут в определенное время получить доступ ко всей бухгалтерской, а также иной отчетности фирмы, что несомненно упростит процесс аудиторской проверки в рамках таможенного контроля после выпуска товаров. При этом возникает вопрос, как с учетом требований информационной безопасности решить вопросы по удаленному взаимодействию с информацией, размещенной на компьютерах участников ВЭД [4].

Для проведения таможенного аудита таможенным органам необходим доступ к компьютеру участника ВЭД для просмотра и анализа всей бухгалтерской и налоговой отчетности, а также документов управленческого учета. Как отмечалось ранее, предполагается, что у таможенных органов будет установлена программа удаленного доступа, и в рамках проверочных мероприятий таможенные органы в режиме online смогут просмотреть всю отчетность организации.

Для решения данной проблемы необходим постоянное отслеживание внедрение новых программных продуктов, чтобы избежать угрозы информационной безопасности.

Введение добровольного таможенного аудита позволит участникам ВЭД активно участвовать в проверке своей деятельности и исправлять выявленные нарушения, способствуя повышению уровня соблюдения таможенного законодательства. Ожидается, что такое нововведение сделает таможенный контроль более эффективным, снизит нагрузку на таможенные органы и улучшит доверие между участниками ВЭД и таможенными органами [5].

В заключение необходимо отметить, что на настоящее время существует низкий уровень осведомленности участников ВЭД о методах таможенного аудита. А между тем для участников ВЭД с низким уровнем риска будут предоставлены определенные преференции, в частности, возможность самостоятельно внести изменения в декларацию на товары, а также возможность не уплачивать пени. Для участников ВЭД со средним и высоким уровнем риска, будет представлена возможность понизить категорию риска, куда они входят. Однако это возможно лишь при добровольном предоставлении данных для проведения проверочных мероприятии, в том случае, когда правонарушений найдены не будут. Для участников ВЭД, которые прошли аудиторскую проверку будет 3 года, в которые таможенные органы будут доверительно к ним относиться.

Таможенные органы, используя таможенный аудит в рамках таможенного контроля после выпуска товаров также получат ряд преимуществ, а именно за счет применения методов аудита, таможенные органы смогут выявлять добросовестных участников ВЭД, в меньших объемах назначать таможенные проверки, при этом не допуская совершения таможенных правонарушений на начальном этапе. Благодаря добровольному сотрудничеству в таможенном аудите, таможенные органы смогут наблюдать полную картину отчетности участников ВЭД и выстраивать доверительные отношения, поддерживая участников ВЭД с низким уровнем риска.

Благодаря использованию методов таможенного аудита таможенные органы смогут выявлять новые схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, категорировать участников ВЭД по уровням рисков, а также предотвращать правонарушения в целом. За счет того, что участники ВЭД будут добровольно предоставлять данные о деятельности внешнеэкономической организации, в целях снижения уровня риска или же поддержания доверительных отношений с таможенными органами, количество правонарушений значительно снизится.

Подводя итоги необходимо отметить, что для внедрения методов таможенного аудита необходимо учитывать особенности таможенного законодательства РФ и разработать индивидуальную концепцию таможенного аудита, которая будет применима конкретно к нашей стране.

Список литературы

  1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO.
  2. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. - Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA.
  3. Глазкова Г.В. Таможенный аудит: проблемы становления и развития // Аудитор – 2021. - №4. – С. 52-55.
  4. Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. – Казань: Издательство "Познание", 2023. – С. 114-118. – EDN VUZBGY.
  5. Зиманова М.А. Таможенный мониторинг и таможенный аудит как инструменты таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – № 3 (27). – С. 14-18.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Куроптев Н.Б. О внедрении таможенного аудита в Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 4 (32). – С. 30-34. – EDN PARGFE.