Совершенствование мер, направленных на защиту авторских прав со стороны таможенных органов

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Совершенствование мер, направленных на защиту авторских прав со стороны таможенных органов

Начкин А.И.

Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

Аннотация:

Таможенные органы, обладая определенными полномочиями по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляя контроль за такой категории «товаров» обеспечивают протекцию экономической безопасности государства и его государственного суверенитета, координируют, контролируют и регулируют порядок перемещения таких товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, осуществляют соблюдение законодательно установленных запретов и ограничений, облагают данные товары причитающимися таможенными платежами (пошлинами, налогами и сборами), а также осуществляют правоохранительную деятельность в части нарушения авторских прав при перемещении таких товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза без разрешения правообладателя либо его представителя.
Проведенное исследование подчеркивает, что защита прав на определенные объекты интеллектуальной собственности является важнейшим регулятором отношений в области интеллектуальной собственности на таможенной границе Евразийского экономического союза, благодаря которому непосредственно таможенные органы являются «барьерами», препятствующими перемещению контрафактной продукции на территорию Евразийского экономического союза и Российской Федерации, в частности.

Ключевые слова:

авторские права, интеллектуальная собственность, таможенный контроль, ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.


Abstract:

The customs authorities, having certain powers to protect intellectual property rights, exercising control over such a category of «goods», ensure the protection of the economic security of the state and its state sovereignty, coordinate, control and regulate the procedure for the movement of such goods across the customs border of the Eurasian Economic Union, comply with legally established prohibitions and restrictions, tax these goods due customs payments (duties, taxes and charges), They also carry out law enforcement activities in terms of copyright infringement when moving such goods across the customs border of the Eurasian Economic Union without the permission of the copyright holder or his representative. The conducted research emphasizes that the protection of rights to certain intellectual property objects is the most important regulator of intellectual property relations at the customs border of the Eurasian Economic Union, thanks to which the customs authorities themselves are «barriers» preventing the movement of counterfeit products into the territory of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation, in particular.

Keywords:

copyright, intellectual property, customs control, maintenance of the customs register of intellectual property objects.


В современных реалиях, в эпоху глобализации и развития торговли, на мировом рынке представлено множество товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Значительное видовое разнообразие, а также большой потребительский спрос зачастую приводят к тому, что недобросовестные производители, желая заработать за чужой счет, создают подделки на такие товары. Правообладатели при этом вынуждены нести как материальные потери, так и урон своей репутации в связи с низким качеством многих контрафактных товаров. Очевидно, что в такой ситуации должны существовать эффективные правовые механизмы контроля за соблюдением авторских прав на объекты интеллектуальной собственности [1].

Соответствующие положения приоритетных направлений совершенствования таможенного администрирования отражены и в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, поэтому таможенные органы, следуя намеченному курсу развития, с каждым годом стремятся показывать всё более высокие результаты в области защиты прав на ОИС. Так, по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации в  2023  году  таможенными органами выявлено 13,3 млн. единиц контрафактной продукции; предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму 4,7 млрд. руб.

При этом необходимо отметить, что согласно пп. 6 п. 2 ст. 351 ТК ЕАЭС [2] таможенные органы в рамках таможенного контроля выявляют нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности и осуществляют защиту прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Евразийского экономического союза. Область компетенций таможенных органов законодательно ограничена, поэтому уполномоченные должностные лица таможенных органов могут принимать меры по защите интересов правообладателей только в отношении следующих категорий ОИС: объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания, а также наименований мест происхождения товаров.

Для таможенных целей особое значение имеют статья 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и статья 14.10 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» - статьи, напрямую связанные с нарушением прав на ОИС, охраняемых таможенными органами, именно по ним возбуждается большая часть дел. В качестве административного наказания в указанных случаях применяется административный штраф с конфискацией предметов и (или) орудий совершения административного правонарушения [3].

Для выявления фактов нарушений при таможенном контроле широко применяется СУР [4], по результатам которой реализуются меры, направленные на минимизацию риска незаконного перемещения объектов интеллектуальной собственности, при этом до 67% фактов нарушений выявляются на этапе после выпуска товаров в форме таможенных проверок . Таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесённые в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации, а также направляют на экспертизу товары, по которым имеются подозрения в нарушении прав. Такие товары чаще всего выявляются при таможенном досмотре [5]. В последние годы реализация мер, направленных на развитие таможенного декларирования и контроля документов и сведений о товарах на данном этапе приводит  к необходимости пересмотра к взаимодействую с иными контролирующими органами.

Кроме этого, важнейшей задач таможенных органов в 2022 году стала реализация режима параллельного импорта оригинальных товаров. ФТС России приняты необходимые распорядительные акты и сведения о разрешенных к параллельному импорту товарах интегрированы в информационную систему таможенных органов, в том числе для обеспечения их автоматического выпуска [6].

Вместе с тем, были выявлены ряд проблемных вопросов, которые снижают качество  деятельности таможенных органов по контролю за объектами интеллектуальной собственности:

– механизм обратной связи от заявителей прав на объекты интеллектуальной собственности при выявлении фактов нарушений не отработан в соответствии с реалиями ускорения процессов контроля за объектами интеллектуальной собственности, документы за частую предоставляются в бумажной форме;

В ФЗ-289 нормативно не закреплен перевод предоставления госуслуги по ведению ТРОИС полностью в электронный вид;

– необходимы изменения в Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности объектов,  для которых включены географические указания;

В Соглашении  об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Роспатентом не отработан механизм обмена информацией о защищаемых и охраняемых на территории РФ географических указаниях из баз данных Роспатента;

– необходимость взаимодействия с зарубежными таможенными службами в сфере защиты интеллектуальных прав в условиях когда с Всемирной организацией интеллектуальной собственности соглашение приостановлено приводит к необходимости поиска новых инструментов получения информации, например – о товарных знаках;

– существуют ряд проблем при ввозе параллельного импорта в современных условиях: как быть иностранным компаниям, которые не ушли с российского рынка и видят, что ввозится их продукция неуполномоченными лицами; в ТРОИС марка есть, но заградительные меры не принимаются, куда обращаться и т.п.

В качестве возможных направлений по повышению эффективности  деятельности таможенных органов по контролю за объектами интеллектуальной собственности можно предложить следующие меры:

– скорректировать электронную форму, чтобы заявление о включении в ТРОИС объектов,  для которых включены географические указания, чтобы можно было подать через «Личный кабинет участника ВЭД»;

– улучшить механизм обратной связи от заявителей через различные платформы, в том числе Единый портал госуслуг, официальный сайт и аккаунты ФТС в соцсетях;

– внести изменения в ФЗ-289 о переводе предоставления госуслуги по ведению ТРОИС полностью в электронный вид;

– внести соответствующие изменения в Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, для которых включены географические указания;

– внести изменения в Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Роспатентом, когда после их введения должностные лица в рамках таможенного контроля смогут самостоятельно получать актуальную информацию о защищаемых и охраняемых на территории РФ географических указаниях из баз данных Роспатента, не запрашивая ее у заявителя;

– ускорить принятие Объединенной коллегией таможенных служб государств ЕАЭС решения о внедрении аналогичного механизма обмена информацией в отношении товарных знаков, зарегистрированных во всех национальных таможенных реестрах ОИС государств-членов ЕАЭС;

– внести изменения в постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 по перечню товаров, разрешенных к ввозу в рамках параллельного импорта и издания Приказа ФТС по декларированию таких товаров при помещении товаров под процедуру реэкспорта.

На наш взгляд эти меры в состоянии решить ряд проблем практика реализации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности  со стороны таможенных органов в РФ.

Список литературы

  1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLOсур
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «КонсультантПлюс». - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
  3. Афонин Д.Н. Основы расследования административных правонарушений таможенными органами: Учебник. – Ектеринбург : Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения», 2022. – 142 с. – ISBN 978-5-0056-7168-4. – EDN BORRDK.
  4. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург : РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA
  5. Афонин Д.Н. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2020. – 124 с. – ISBN 978-5-4365-6331-2. – EDN JNUTQB.
  6. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Начкин А.И. Совершенствование мер, направленных на защиту авторских прав со стороны таможенных органов // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 4 (32). – С. 26-29. – EDN RCMHYP.