Современные тенденции информатизации таможенной службы

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Современные тенденции информатизации таможенной службы

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье исследованы основные тенденции информатизации таможенной службы Российской Федерации за последние десятилетия. Особое внимание уделено применению искусственного интеллекта при осуществлении таможенного контроля и перспективам дальнейшего развития системы «единого окна».

Ключевые слова:

таможенная служба, информатизация, искусственный интеллект, единое окно, информационно-коммуникационные технологии


Abstract:

The article examines the main trends in the informatization of the customs service of the Russian Federation over the past decades. Special attention is paid to the use of artificial intelligence in the implementation of customs control and the prospects for further development of the single Window system.

Keywords:

customs service, informatization, artificial intelligence, single window, information and communication technologies


За последние 10 лет таможенная служба подверглась кардинальным изменениям, перейдя от бумажного носителя к электронной или безбумажной таможне, а впоследствии, и к цифровой таможне.

Процесс цифровизации, несомненно, берет свое начало с внедрения электронного декларирования, которое в соответствии со ст. 3.11, 3.18, 3.21 Генерального Приложения Киотской Конвенции [1] подразумевает под собой возможность предоставления декларации на товары и подтверждающие документы в электронном виде.

Цифровая таможня компилирует в себе все информационно-коммуникационные технологии, разработанные таможенными органами и Всемирной таможенной организации для увеличения эффективности работы таможни, содействия международной торговле, противодействия контрабанде и другим преступлениям в таможенной сфере [2]. Также связанно с возрастающим объемом интернет-торговли и необходимостью контроля над перемещением таких товаров. «Цифровая таможня» подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), баз данных, облачных технологий, объединяя информацию, полученную посредством ИКТ, а также глобальной сети Интернет, СМИ и сотовых сетей.

Главным стратегическим направлением деятельности Федеральной таможенной службы является развитие современных цифровых технологий, а также внедрение новых перспективных технологий, которые обладают широким потенциалом при решении приоритетных задач таможенных органов за счет автоматизации процессов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Для осуществления поставленных задач Правительство Российской Федерации на регулярной основе разрабатывает и принимает стратегии развития для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Центральным ядром механизма развития инновационных технологий в таможне является «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [3] (далее – Стратегия 2030), которая к указанному периоду предполагает формирование  качественно новой, насыщенно «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Именно это становится стратегической целью развития ФТС.

Умные таможенные технологии представляют собой технологическую систему, направленную на всестороннюю автоматизацию и развитие цифровизации деятельности таможенных органов. Основой автоматизации деятельности будет выступать искусственный интеллект (далее – ИИ), технология, которая оказала положительное влияние, согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», при этом должны быть закреплены стандарты максимального применения ИИ при совершении таможенных операций.

Основным направлением деятельности ИИ в рамках реализации Стратегии 2030 является автоматизация таможенных операций, связанных с таможенным досмотром товаров, однако изучение опыта применения европейской разработки является перспективным направлением в рамках улучшения порядка проведения личного таможенного досмотра.

Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 [4] ИИ определяется как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Основными нормативными правовыми актами (далее – НПА) в работе таможенных органов являются Таможенный кодекс ЕАЭС [5], а также Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ [6], в которых закреплены положения об осуществлении декларирования товаров в электронной форме, что поспособствовало возникновению объемного безбумажного документооборота. С приказом ФТС России от 17.09.2013 №1761 [7]  было введено обязательное электронное декларирование. Технология электронного декларирования, осуществляемая в центрах электронного декларирования, товаров упрощает порядок подачи декларации на товар, а также нацелена на снижение рисков, которые могли возникать в процессе совершения таможенных операций с товарами [8].

 Центр электронного декларирования (далее – ЦЭД) – специализированный таможенный орган, находящийся в подчинении электронной таможни, в компетенцию которого входит исключительно совершение таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей декларирования товаров в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

В соответствии с Приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845 [9] при совершении таможенных операций при электронном таможенном декларировании товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, который отличается от места их декларирования, применяется технология «удаленного выпуска». Посредством применения технологии удаленного выпуска реализуется процесс взаимодействия ЦЭД и таможенных постов фактического таможенного контроля (далее – ТПФК).

Первостепенным элементом функционирования электронной таможни выступает федеральная государственная информационная система «Единая автоматизированная информационная система таможенных органов». Применение ЕАИС ТО регламентировано Приказом ФТС России от 17.06.2010 № 1154 [10] и Приказом Минфина России от 30.09.2016. № 144н [11].

Единая автоматизированная система таможенных органов (далее – ЕАИС ТО) является защищенной территориально-распределенной информационной системой таможенных органов Российской Федерации. Функциями ЕАИС ТО является автоматизация деятельности таможенных органов, осуществление аналитической поддержки должностных лиц. ЕАИС объединяет все таможенное органы Российской Федерации в единую информационную систему.

Все действия должностных лиц таможенных органов и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, завершаются оформлением электронного документа, имеющего юридическую значимость. При направлении электронных документов в таможенные органы используется усиленная квалифицированная электронная подпись. В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации № 63-ФЗ [12] электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, используемой в таможне равнозначен документу на бумажном носителе, с подписью уполномоченного лица и печатью.

Технология подачи товаросопроводительных документов, а также непосредственно декларации на товары осуществляется с помощью «Личный кабинет участника ВЭД», который является неотъемлемой частью ЕАИС ТО действует на основании Приказа ФТС России от 03.06.2019 № 901 [13].

Стратегическими документами Всемирной таможенной организации (Переходные стандарты Генерального приложения Пересмотренной Киотской конвенции, Рамочные стандарты SAFE), цифровизация в таможенной деятельности определена флагманским направлением на ближайшее десятилетие и рассматривается как внедрение и использование информационных и коммуникационных технологий для осуществления таможенных операций. Реализация положений международных и национальных НПА о внедрении и использовании информационных технологий в значительной степени затрагивает один из важнейших государственных органов, обеспечивающих безопасность экономических интересов России – Федеральную таможенную службу России.

Одним из ключевых элементов, позволяющим обеспечить цифровизацию таможенной деятельности, является механизм «единого окна». Основные положения по созданию механизма «единого окна» содержат Рекомендации № 33 [14], 34 [15] и 35 [16].

Наиболее распространенное определение «единого окна» приводится в Рекомендации ЕЭК ООН № 33. Согласно данному определению ЕО — «механизм, позволяющий сторонам, участвующим в международных торговых и транспортных операциях, подавать всю стандартизованную документацию с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита». «Если информация предоставляется в электронной форме, то индивидуальные элементы данных следует предоставлять лишь один раз».

«Единое окно» создается для обмена информацией между участниками торговой деятельности и государственными органами, а также между самими государственными органами по процедурам, связанным с внешней торговлей, таким как получение соответствующих разрешений, лицензий, сертификатов и согласований, прохождение таможенной очистки и выпуск из порта.

Система «единого окна» позволяет участникам торговой деятельности подавать внешнеторговую информацию один раз в одном месте и обеспечивает более эффективную и быструю обработку информации, если она подается в электронном виде.

В России цифровизация экономики в общем является магистральным направлением развития всех без исключения отраслей, а не только таможенных органов, что отражено в Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 [17], Паспорте национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 [18].

Таким образом, в рамках реализации Стратегии 2030, ФТС России стремится сделать таможенный контроль незаметным для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Основой улучшения таможенного администрирования будет являться применение искусственного интеллекта, который станет ключевым направлением деятельности умных таможенных технологий. В целом, цифровизация – одно из глобальных мировых, а также национальных явлений. Активно развиваясь в последнее десятилетие, цифровые технологии становятся все более значимым, ключевым элементом, способствующим как установлению коммуникации между различными странами, так и росту их экономики. Процесс цифровизации деятельности таможенных органов РФ продвигается довольно быстро, что положительно влияет на решение возложенных на таможенную службу задач. При этом одним из факторов успешного внедрения и повышения эффективности таможенной деятельности на основе современных технологий выступает подготовка и переподготовка кадров, формирование специалиста таможенного дела с принципиально новыми компетенциями в области цифровых и информационных технологий.

Список литературы

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) [Электронный ресурс] // ЭФ «Кодекс». – URL: docs.cntd.ru/document/1901082
  2. Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года / Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Том 1. – Казань: Издательство «Познание», 2022. – С. 30-34. – EDN TWPFAP.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // ЭФ «Кодекс». – URL: docs.cntd.ru/document/564952866.
  4. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // ЭФ «Кодекс» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/574608074.
  5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // ЭФ «Кодекс». – URL: docs.cntd.ru/document/456058064.
  6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023) [Электронный ресурс] // ЭФ «Кодекс». – URL: docs.cntd.ru/document/550836304.
  7. Приказ Федеральной таможенной службы от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – URL: base.garant.ru/70605990/.
  8. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 96-100. – DOI29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. – EDN BKOSTQ
  9. Приказ ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – URL: base.garant.ru/12186229/.
  10. Приказ ФТС России от 17.06.2010 № 1154 «Об утверждении Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – URL: base.garant.ru/71563522/.
  11. Приказ Минфина РФ от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71467970/.
  12. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [Электронный ресурс] // ЭФ «Кодекс». – URL: docs.cntd.ru/document/902271495.
  13. Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72186726/.
  14. Рекомендация № 33 «Рекомендация и руководящие принципы создания механизма «единого окна» Для повышения эффективности обмена информацией о международной торговле между торговыми компаниями и государственными органами». ООН. Женева. 2020. 43 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕЭК ООН. – URL: unece.org/sites/default/files/2020-12/ECE-TRADE-352_Rev.1R_Rec33_2020Edition.pdf.
  15. Рекомендация № 34 «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли». ООН. Женева. 2011. 43 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕЭК ООН. – URL: unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec34/ECE_TRADE_400_DataSimplificationand_Rec34R.pdf.
  16. Рекомендация № 35 «Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле». ООН. Женева. 2010. 25 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕЭК ООН. – URL: unece.org/DAM/cefact/documents/Rec35_intersessional_RUS.pdf.
  17. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: www.kremlin.ru/acts/bank/41919.
  18. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – URL: base.garant.ru/72190034/.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Афонин Д.Н. Современные тенденции информатизации таможенной службы // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 4 (32). – С. 5-9. – EDN DHNQWW.