Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
Зиманова М.А.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
Статья посвящена анализу порядка перемещения международных почтовых отправлений через таможенную границу Евразийского экономического союза. Проведен анализ особенностей таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых в рамках международных почтовых отправлений, а также статистических данных о результатах таможенного контроля международных почтовых отправлений, представленных в динамике.
Ключевые слова:
международные почтовые отправления, таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль
Abstract:
The article is devoted to the analysis of the procedure for moving international postal items across the customs border of the Eurasian Economic Union. The analysis of the features of customs operations and customs control of goods moved within the framework of international postal items, as well as statistical data on the results of customs control of international postal items, presented in dynamics, is carried out.
Keywords:
international postal items, customs authorities, customs operations, customs control
В последние десятилетия научно-технический прогресс значительно ускорил процессы глобализации и способствовал углублению международной экономической интеграции. Международная торговля, стимулируемая специализацией стран на экспорт товаров с конкурентными преимуществами и импорт товаров, производство которых менее эффективно на внутреннем уровне, выступает в роли ключевого драйвера мировой экономики, что обеспечивает эффективное распределение ресурсов, стимулирует экономический рост и расширяет ассортимент доступных товаров, способствуя достижению государственных целей в условиях глобализации. Глобальные трансформации оказывают заметное влияние на жизненный уклад и поведение конечных потребителей, предоставляя им доступ к разнообразию товаров со всего мира [1].
Доступность международной торговли через Интернет вызвала рост спроса не только среди участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но и среди физических лиц, совершающих небольшие покупки в рамках неторгового оборота. В условиях, когда продавец и покупатель находятся в различных государствах, а возможности организации транспортировки товара ограничены, оптимальным решением становится купля-продажа товаров посредством международных почтовых отправлений (МПО) [2].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что таможенное регулирование МПО в настоящее время сталкивается с рядом проблем, обусловленных как увеличением объемов отправлений, так и ростом требований к безопасности и контролю за перемещением товаров через таможенные границы. Проблемы таможенного администрирования МПО остро стоят перед многими странами, стремящимися оптимизировать процессы, сократить время обработки отправлений и минимизировать возможные злоупотребления и задержки, которые могут существенно повлиять на удовлетворение потребителей и экономическую эффективность торговых операций. Основная сложность заключается в обеспечении баланса между проведением эффективного и быстрого таможенного контроля и снижением административных барьеров для участников международной торговли.
Можно выделить следующие основные характеристики МПО:
- международный характер перемещения – пересылаются между странами или территориями, преодолевая границы;
- обрабатываются и доставляются при помощи почтовых операторов;
- сопровождаются соответствующими документами, такими как таможенные декларации или др. в зависимости от содержимого и правил таможенного контроля;
- из-за пересечения границ и перемещения между различными юрисдикциями международные отправления могут подвергаться таможенному контролю и обработке;
- регулируются специальными стандартами и правилами обмена, что позволяет обеспечить более безопасный, эффективный и универсальный процесс доставки.
В рамках перемещения МПО через таможенную границу ЕАЭС действуют специфические условия относительно необходимости предоставления документов. В частности, для многих категорий товаров не требуется предоставления комплексного пакета разрешительных документов, что определяет особенности таможенного оформления. Однако это также влечёт за собой ограничения на пересылку определённых типов товаров, требующих особого контроля [3].
Запрещённый к пересылке через МПО список товаров обширен и включает в себя такие позиции, как наркотические средства, алкогольная и табачная продукция, живые животные, взрывчатые материалы и опасные отходы, содержащие, например, ртуть [4]. Логика запрета на пересылку данных товаров очевидна: например, наркотические вещества подлежат строгим регуляциям в плане перемещения через границы ЕАЭС и требуют особого разрешительного режима, который невозможно эффективно контролировать при их перемещении в рамках МПО. Алкогольная и табачная продукция относятся к категории подакцизных товаров, которые подлежат обязательной уплате акциза, однако механизмы таможенного оформления товаров, перемещаемых посредством МПО, не предусматривают возможности для взимания таких налогов, что делает их пересылку невозможной. Также перевозка живых животных посредством МПО недопустима из-за невозможности обеспечения адекватных условий их содержания почтовыми операторами. Перемещение взрывчатых веществ и опасных отходов также считается недопустимым, так как они могут представлять угрозу жизни и здоровью лиц, задействованных в процессе обработки и доставки почтовых отправлений [5].
Такой порядок установлен для обеспечения соблюдения законодательства и международных стандартов безопасности, а также для предотвращения незаконного перемещения запрещённых товаров.
Роль МПО выражается в том, что они представляют собой важное средство для международного обмена товарами, информацией и корреспонденцией. Они обеспечивают физическую инфраструктуру для перемещения разнообразных товаров и документов между странами, преодолевая географические и торговые барьеры. В контексте международной торговли, МПО действуют как инструмент обеспечения доступа к мировым рынкам, особенно для малых и средних предприятий. Они упрощают процесс трансграничного перемещения товаров, позволяя компаниям осуществлять глобальные торговые операции. Кроме того, МПО играют важную роль в неторговом обороте, облегчая передачу личных писем и посылок между физическими лицами. Их значимость также проявляется в контексте таможенного контроля, поскольку МПО подвергаются особому вниманию со стороны таможенных органов, чтобы обеспечить соблюдение таможенных правил и предотвращение нарушений при их пересылке через таможенные границы.
Общий порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в МПО, можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Следует отметить, что в данном процессе задействовано три субъекта взаимодействия: таможенный орган, оператор почтовой связи, перевозчик товаров. В первую очередь таможенный орган проводит документальный контроль, в том числе направленный на удостоверение в соблюдении запретов и ограничений с целью принятия решения о возможности выпуска товаров. В случае, если в ходе проведения контроля выявлено, что товар не может быть ввезен на территорию государства, таможенный орган сообщает почтовому оператору, который, в свою очередь, должен принять меры по незамедлительному вывозу товаров.
Ключевую роль в идентификации запрещённых или ограниченных к ввозу материалов и веществ, а также товаров, которые не соответствуют заявленному содержимому, играют ТСТК, повышая точность и скорость проведения таможенного контроля МПО [7, 8]. Также важное место в системе таможенного контроля МПО занимают служебные собаки кинологической службы ФТС России, обнаруживая наркотики, взрывчатые вещества и другие запрещённые предметы с выдающейся точностью и скоростью.
Далее рассмотрим практику совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в МПО на таможенном посту Аэропорт Пулково (почтовый) за 2022–2023 гг.
На основе данных, представленных на рис. 2 видно, что за 2022–2023 гг. динамика числа оформленных МПО на таможенном посту Аэропорт Пулково (почтовый) нестабильна, от месяца к месяцу наблюдается как рост, так и снижение показателя. В 2022 году было оформлено 428,45 тыс. ед., из них 282,26 тыс. ед. по направлению импорта, 146,17 тыс. ед. – по направлению экспорта.
Наибольшее количество МПО было оформлено в январе (102,7 тыс. ед.), наименьшее – в октябре (173 ед.). В 2023 году было оформлено 251,13 тыс. МПО, из которых 150,22 тыс. ед. по направлению импорта, 100,9 тыс. ед. – по направлению экспорта. Наибольшее количество МПО было оформлено в марте (35,6 тыс. ед.), наименьшее – в октябре (9,6 тыс. ед.). В целом за 2022–2023 гг. произошло снижение показателя на 41%, что в абсолютном выражении составило 177,3 тыс. ед.
На рис. 3 отражены импортные и экспортные потоки МПО – можно отметить, что количество МПО, которые прибывают на территорию страны, превышает количество убывающих с территории страны МПО примерно на 59%.
Нестабильную динамику имеет и сумма начисленных таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО: в 2022 году было начислено 35,7 млн руб., а к 2023 году показатель снизился в 32 раза, что в абсолютном выражении составило 34,59 млн руб.
Такое значительное снижение показателя может быть связано с тем, что показатель объема оформляемых таможенными органами МПО тоже влияет на динамику уплачиваемых таможенных платежей. Резкое снижение количества оформляемых МПО в 2023 году повлияло на существенное снижение сумм уплаченных таможенных и иных платежей в отношении товаров, перемещаемых в МПО физическими лицами.
Следует отметить, что за 2022–2023 гг. в семь раз возросло количество принятых должностными лицами таможенных органов решений о неотнесении товаров к категории для личного пользования: в 2022 году было принято 406 таких решений, к концу 2023 года данный достигнул 2857 ед. решений.
Это может быть связано, в большей степени с тем, что ввиду напряженной политической обстановки из-за ситуации на Украине и беспрецедентным санкционным давлением на Российскую Федерацию большое количество зарубежных брендов прекратило свою деятельность на территории страны, в связи с чем активизировались лица, которые заказывают брендовые товары за рубежом с целью их перепродажи отечественным потребителям без уплаты пошлин и налогов (в социальных сетях, с помощью агрегаторов объявлений типа «Авито», маркетплейсов и пр.). Статистика показывает, что превалирующее большинство решений о неотнесении товаров к товарам для личного пользования должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково (почтовый) было принято по признаку частоты перемещения (2159 раз, что составляет 76% от общего числа принятых решений).
Также причинами является характер товара (410 раз, что составляет 14% от общего числа принятых решений) и количество перемещаемого товара (288 раз, что составляет 10% от общего числа принятых решений).
Возросло также общее количество примененных форм фактического таможенного контроля, в частности, таможенных досмотров: в 2022 году было проведено 1457 таможенных досмотров, а к концу 2023 года показатель составил 1873 ед. Темп прироста достиг значения в 29%, что в абсолютном выражении составляет 416 ед. (Рис. 7.).
По результатам таможенного досмотра и проведения таможенных экспертиз, таможенными органами выявляется значительное число контрафактной продукции (рис. 8).
За 2022–2023 гг. динамика положительная – количество выявленных МПО, в которых перемещались контрафактные товары возросла в 2,6 раза – со 150 ед. до 394 ед. Номенклатура выявленных товаров представлена в основном одеждой, обувью, аксессуарами и пр. брендов Chanel, Adidas, Puma, Louis Vuitton.
Что касается правоохранительной деятельности, то должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково (почтовый) ежегодно возбуждаются дела об административных правонарушениях (рис. 9) и направляются материалы в Северо-Западную оперативную таможню (СЗОТ) для регистрации рапорта в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУСП) (рис. 10).
Можно отметить, что за 2022–2023 гг. снизилось число возбужденных дел об административных правонарушениях на 49%, что в абсолютном выражении составило 158 ед. В 2022 году возбуждено 20 дел по статье 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), 2 дела по ст. 16.5 КоАП РФ, 290 дел по ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ и 10 дел по ст. 16.9 ч. 1 КоАП РФ. В 2023 году их количество составило 41, 2, 113 и 8 ед. соответственно.
В то же время возросло количество противоправных деяний, о которых была направлена информация в СЗОТ. В 2022 году их количество было равно 30 ед., а к 2023 году составило 67 ед. В 2022 году 6 деяний были квалифицированы ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), 6 деяний по ст. 226.1 ч.1 УК РФ, 15 деяний по ст. 229.1 ч.1 УК РФ, 2 деяния по ст. 234 УК РФ и 1 деяние по ст. 247 ч.1 УК РФ. В 2023 году было выявлено 12 деяний, который квалифицированы по ст. 180 УК РФ, 37 деяний по ст. 226.1 ч.1 УК РФ, 18 деяний по ст. 229.1 ч.1 УК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях активной цифровизации и расширения сферы электронной торговли процессы таможенного оформления МПО в Российской Федерации претерпевают значительные и положительные изменения. Автоматизация, упрощение процедур и ускорение обработки данных о МПО – все это становится возможным благодаря интеграции современных информационных систем, которые обеспечивают передачу данных о содержимом и получателе МПО в таможенные органы в автоматизированном режиме, что значительно упрощает процесс таможенного декларирования и контроля. Практика совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в МПО, не имеет однозначной динамики – ряд показателей имеют тенденцию к снижению, другие же – возрастают. Снижение количества товаров, перемещаемых через МПО и оформляемых таможенными органами, и соответствующее уменьшение таможенных платежей подчеркивает влияние политических и экономических факторов на трансграничную торговлю. Статистический анализ результатов работы таможенного поста Аэропорт Пулково (почтовый) подтверждает эффективность таможенного контроля, осуществляемого в отношении МПО. Несмотря на снижение объемов перемещения МПО через таможенную границу ЕАЭС, количество таможенных досмотров увеличивается. Это приводит к активному выявлению нарушений таможенного законодательства, возбуждению дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях, а также доначислению таможенных пошлин и налогов.
Список литературы
- Греков И.В., Афонин П.Н., Аксенов И.А. Таможенный контроль МПО и услуги, оказываемые таможенными органами при их перемещении. Проблемы и решения в рамках двадцатилетнего анализа. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2023. – 164 с. – EDN TQSDBZ.
- Гамидуллаев С.Н., Афонин Д.Н. Проблемы и перспективы осуществления государственных таможенных услуг при осуществлении таможенного контроля международных почтовых отправлений // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 5(70). – С. 905-909. – EDN TUTXWH.
- Илюшина Г.Н., Афонин Д.Н. Таможенный контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, в условиях развития электронной торговли // Таможенные чтения - 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–26 ноября 2015 года / Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. Том Часть I. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2015. – С. 179-183. – EDN URGELV.
- Афонин Д.Н., Осипов Д.И., Прусак Э.И. Контрабанда наркотических средств, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Экономические отношения. – 2017. – Т. 7, № 1. – С. 135-142. – DOI 10.18334/eo.7.1.37389. – EDN ZBOHGL.
- Решение Коллегии ЕЭК от 28.05.2024 № 62 «О перечне товаров, не подлежащих пересылке в международных почтовых отправлениях» [Электронный ресурс] // Альта Софт. URL: www.alta.ru/tamdoc/24kr0062/.
- Зиманова М.А. Проблемы таможенного администрирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами в рамках неторгового оборота // Человек. Социум. Общество. – 2023. – № S3. – С. 152–159. EDN CYARHU.
- Афонин Д.Н. Применение технических средств таможенного контроля при проведении таможенного контроля: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело». Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр "Интермедия», 2022. – 120 с. – EDN ZOLJQM.
- Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. Казань: Издательство «Познание», 2023. – С. 114–118. EDN VUZBGY.
- Итоговые доклады о результатах деятельности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: customs.gov.ru/activity/ results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Зиманова М.А. Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 3 (31). – С. 41-49. – EDN CHXHZH.