Проблемы формирования квалифицированного кадрового состава таможенных органов Российской Федерации в условиях цифровизации
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Проблемы формирования квалифицированного кадрового состава таможенных органов Российской Федерации в условиях цифровизации
Ионина М.В.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В условиях цифровизации деятельности таможенных органов Российской Федерации возникают проблемы системного характера при формировании квалифицированного кадрового состава. В статье сформулированы эти проблемы и обозначены возможные пути решения, которые позволят преодолеть разрыв между уровнем подготовки выпускников Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии и требованиями Федеральной таможенной службы России, а должностным лицам таможенных органов предоставит возможность сформировать необходимый пул компетенций.
Ключевые слова:
цифровизация, кадровый состав, таможенные органы, цифровые компетенции, инновационный центр, кадровый потенциал
Abstract:
In the context of digitalization of the activities of the customs authorities of the Russian Federation, systemic problems arise in the formation of qualified personnel. The article formulates these problems and identifies possible solutions that will bridge the gap between the level of training of graduates of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy and the requirements of the Federal Customs Service of Russia, and provides customs officials with the opportunity to form the necessary pool of competencies.
Keywords:
digitalization, personnel, customs authorities, digital components, innovation center, human resources
Ключевым элементом Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 (Стратегия 2030) [1], которая определяет векторы развития таможенной службы, является интеллектуальный пункт пропуска (ИПП). В условиях цифровизации и сервисной адаптации деятельности таможенных органов ИПП обеспечит безостановочное перемещение безрисковых поставок, реализуя процесс сквозного таможенного контроля. Единая информационная система ИПП свяжет в своем информационном пространстве (цифровой платформе) всех участников процесса международных перевозок и все этапы контроля, интегрируя данные, полученные от программного обеспечения инспекционно-досмотровых комплексов, весогабаритных комплексов, стационарной таможенной системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь», системы считывания и распознавания регистрационных номеров, системы контроля за перемещением транспортных средств (система визуализации с функцией считывания и распознавания регистрационных номеров транспортных средств и контейнеров, диспетчеризация их перемещения), системы электронной очереди, электронный документооборот [2].
Полностью интегрированная и автоматизированная система интеллектуального пункта пропуска сократит время оформления груза, количество проверок после выпуска товаров, затраты на физический осмотр [3]. Применение информационных технологий создаст благоприятные условия для более полного поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки участников внешнеэкономической деятельности, связанные с совершением таможенных операций, обеспечит соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также обеспечит защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности и пр. [4].
Внедрение цифровых платформ и таких глобальных трендов, как облачные технологии для обработки и хранения больших массивов информации, успешные разработки в сфере информационно-аналитических технологий (искусственный интеллект, технология блокчейн, интернет вещей (IoT) и др.) [5] в деятельность таможенных органов определяют высокие требования к квалификации должностных лиц (ДЛ), которые должны обладать глубокими знаниями в области таможенного дела и навыками в сферах программирования, кибербезопасности, аналитики данных и системной интеграции [6].
Формирование квалифицированного кадрового состава в условиях цифровизации становится актуальной задачей для таможенных органов Российской Федерации (ТО РФ). При этом существуют системные проблемы:
- Традиционные образовательные программы, разработанные в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего образования, не содержат достаточного объема информации, связанной с применением ИТ-технологий и принципами работы автоматизированных интеллектуальных систем, позволяющей сформировать необходимый уровень цифровых компетенций у выпускников Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии (Филиал) и отвечающей требованиям ФТС России как будущего работодателя [7].
Включение курсов по программированию, аналитике данных, искусственному интеллекту, информационной безопасности и системной интеграции в образовательные программы позволит решить обозначенную проблему [8].
В тоже время можно отметить следующие обстоятельства турбулентности внешней среды: СВО, санкции от недружественных стран, систематические кибератаки на информационную инфраструктуру ФТС России. Эти факторы влияют на закрытость информационных систем ТО и методических материалов, необходимых для обучения студентов. Важно сохранить баланс между закрытой и доступной информацией для получения наиболее высоких результатов в обучении студентов и устойчивого формирования нужных компетенций, в том числе и цифровых. Закрытость информационных систем ТО не должна входить в противоречие с качеством подготовки молодых кадров для таможенной службы, что в свою очередь может быть компенсировано организацией проведения практики студентов на базе информационных отделов ТО, занимающихся администрированием, сопровождением информационных систем. Также этой цели может служить привлечение ДЛ ТО в учебный процесс в следующих форматах: проведение учебных занятий, семинаров, «круглых столов», конференций. Альтернативным решением может быть создание программ-тренажеров (тренажерных комплексов) с последующим внедрением таковых как в учебный процесс в ходе обучения студентов, так и для повышения квалификации ДЛ ТО. Примером является тренажёрный комплекс «Интерфейс электронного декларирования для принятия решений по выпуску товаров». Данный тренажер размещен в электронной информационно-образовательной среде Филиала и является инструментом для приобретения студентами (цифровых) компетенций в области декларирования и выпуска товаров. Тренажер позволяет изучить и пройти все этапы, связанные с декларированием и принятием решений по выпуску товаров. После прохождения данного курса студенты, обладающие компетенциями в области декларирования товаров, смогут применить свои знания на практике непосредственно при работе в таможенных органах, показывая при этом уровень владения навыками работы в системе, что в свою очередь позволит повысить качество предоставления таможенных услуг.
- Массовое обучение ДЛ ТО в области информационных технологий не дает должного эффекта, поскольку это обучение (повышение квалификации) не носит систематического и адресного характера, обеспечивающего углубленное освоение навыков (цифровых компетенций).
В контексте формирования квалифицированного кадрового состава таможенных органов необходимо комплексное решение, позволяющее не только своевременно, но и с опережением развивать профессиональный потенциал персонала. Таким решением может стать создание флагманского центра цифровых компетенций на базе Филиала. Основной фокус в обучении должен быть направлен на формирование ИТ-навыков, необходимых в управлении и работе с современными информационными системами ТО, как у выпускников филиала, так и у ДЛ ТО, повышающих свою квалификацию.
Таким образом, инновационный центр обеспечит практическое взаимодействие будущих специалистов с действующими ДЛ ТО и может стать пространством для реализации сотрудничества с ведущими отечественными ИТ-компаниями. Студенты и ДЛ ТО смогут изучать и тестировать новейшие технологии, актуальные для сферы таможенного дела, внедряемые в том числе и в ИПП. Центр должен руководствоваться обновленными инновационно-ориентированными программами обучения. Содержание этих программ необходимо сфокусировать на ИТ-инновациях и совершенствовании управленческих навыков, что позволит сформировать пул компетенций, в том числе цифровых. Квалифицированный кадровый состав ТО обеспечит эффективный государственный контроль в ИПП как основном звене системы международных перевозок.
Именно высокопрофессиональный кадровый состав обеспечивает эффективную деятельность ФТС России и является основой в достижении поставленных целей согласно Стратегии 2030. В то же время концепция интеллектуализации деятельности ТО и внедрения новейших информационных технологий требует автоматизации и внедрения цифровых решений в систему управления кадровым потенциалом. Новые технологии могут быть реализованы в платформенном решении, в основу которого будет заложен компетентностный подход при наборе сотрудников на вакантные должности, оценке их профессионального уровня и дальнейшем выстраивании индивидуального трекера профессионального развития. Автоматизированная кадровая система должна содержать развернутую компетентностную характеристику (цифровой паспорт компетенций) каждого сотрудника, своевременно оповещать пользователей системы о необходимости прохождения переобучения, которое может быть связано как с внедрением новых таможенных систем и технологий, так и со стажем работника, требующим обновления имеющихся знаний. Такая система может стать основой и для формирования кадрового резерва.
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 No 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d08662125b1b4032/ (дата обращения: 25.06.2024).
- Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции в 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. – Казань: Издательство "Познание", 2023. – С. 114-118. – EDN VUZBGY.
- Афонин Д.Н. Интернет вещей при таможенном контроле за контейнерными перевозками // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8, № 1(29). – С. 5-9. – EDN BFKMVR.
- Зиманова М.А., Ионина М.В. Применение элементов искусственного интеллекта при решении задач, стоящих перед таможенными органами // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2022. – № 3 (83). – С. 11–16.
- Ионина М.В. Предпосылки создания цифровой экосистемы информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. – 2024. – № 1. – С. 125–133.
- Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
- Афонин Д.Н. Возможности, перспективы и проблемы виртуализации в Федеральной таможенной службе России // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – Т. 4, № 2(14). – С. 52-55. – EDN HMKSVT.
- Афонин Д.Н. Виртуализация, классификация и области применения в ФТС России. Возможности виртуализации. Системы и среды виртуализации: Учебное пособие. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2020. – 104 с. – ISBN 978-5-4365-5385-6. – EDN MMJJRO.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Ионина М.В. Проблемы формирования квалифицированного кадрового состава таможенных органов Российской Федерации в условиях цифровизации // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 3 (31). – С. 32-35. – EDN ZIFPBO.