К вопросу о применении таможенной процедуры «выпуск для внутреннего применения»

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


К вопросу о применении таможенной процедуры «выпуск для внутреннего применения»

Борисова Е.М., Матвеева Н.В.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые особенности применения таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления», приводятся основные международные, наднациональные и национальные законодательные акты, регулирующие её применение. Представлен краткий анализ статистических данных по импорту товаров в Российскую Федерацию из зарубежных стран за последние годы. Приведены новые технологии, способствующие ускорению совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ключевые слова:

таможенная процедура, таможенный кодекс, страны-члены ЕАЭС, выпуск для внутреннего потребления, таможенный контроль, таможенные операции.


Abstract:

The article discusses some features of the application of the customs procedure «release for domestic consumption», provides the main international, supranational and national legislative acts regulating its application. A brief analysis of statistical data on imports of goods to the Russian Federation from foreign countries in recent years is presented. The new technologies contributing to the acceleration of customs operations when placing goods under the customs procedure of release for domestic consumption are presented.

Keywords:

customs procedure, customs code, EAEU member states, release for domestic consumption, customs control, customs operations.


Таможенным законодательством государств-членов ЕАЭС выделено 17 таможенных процедур, схематично представленных на рис. 1 [1].

Процедура «выпуск для внутреннего потребления» (далее – ВВП) – это наиболее часто применяемая процедура при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Выбор той или иной таможенной процедуры зависит от многих факторов и одновременно влияет на дальнейшее использование товара, а также на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля.

В пп. 34 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) приведено следующее определение таможенной процедуры – это совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами [1]. Таким образом, заявление, условия и порядок использования товаров определяют цели таможенного законодательства.

На различных уровнях законодательства рассматривается вопрос выбора таможенной процедуры: международном, наднациональном и национальном.

Основным документом, регулирующим данный вопрос на международном уровне, является «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (далее – Киотская конвенция) [2], в тексте которой содержатся рекомендации по применению и унификации прохождения процедур, необходимых для выпуска товаров в свободное обращение, и другие положения. Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции в 2010 году и до сих пор является ее участником [3].

Специальным приложением В «Импорт» Киотской конвенции регулируются вопросы применения таможенной процедуры ВВП и приведены следующие определения:

  • «Очистка для внутреннего потребления» предполагает выпуск товаров в свободное обращение на таможенной территории после уплаты всех взимаемых сумм таможенных пошлин, налогов и соблюдения необходимых таможенных формальностей;
  • «Свободное обращение товаров» определяет право уполномоченного в отношении товаров лица использовать товары без каких-либо ограничений со стороны таможенной службы.

Кроме того, в тексте Киотской конвенции содержится прямое указание на то, что в текстах национальных нормативно-правовых актов в сфере таможенного дела должна быть прописана возможность таможенного декларирования товаров, отличная от подачи стандартной таможенной декларации на товары (далее – ДТ). Единственным условием для декларирования альтернативными способами должно стать требование о содержании всей необходимой информации, достаточной для проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров, помещаемых под соответствующую таможенную процедуру, в том числе ВВП.

Следующим, уже наднациональным нормативно-правовым актом в сфере таможенного регулирования является ТК ЕАЭС, в котором раздел IV посвящен непосредственно таможенным процедурам, применяемым на территории государств-членов ЕАЭС. Таможенной процедуре ВВП отведена глава 20, в которой указываются содержание и применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления (ст. 134); условия помещения товаров под данную таможенную процедуру (ст. 135); обязанности по возникновению и прекращению по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру ВВП, срок их уплаты и исчисление (ст. 136), а также особенности возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок их уплаты и исчисление в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру ВВП, при выпуске товаров до подачи декларации на товары (ст. 137, ст. 138).

Национальный уровень представлен Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 289) [4], в котором положения применения таможенной процедуры ВВП отражены в главе 17.

Необходимо отметить, что на наднациональном и национальном уровнях ЕЭК и ФТС России принято достаточно нормативно-правовых документов, регламентирующих применение различных таможенных процедур, в том числе ВВП.

Как отмечалось выше, на выбор декларантом таможенной процедуры влияют различные факторы: порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от цели такого перемещения; условия его использования и распоряжения им на (вне) таможенной территории; требования к товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу; вида транспорта (воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный) и др. Важным акцентом в этой связи является статус товара: иностранный товар или товар Союза, что, в свою очередь, влияет на порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, применение тарифных преференций, льгот, а также на применение мер нетарифного регулирования. Так, применение процедуры ВВП предполагает, что в отношении иностранного товара уплачены все ввозные пошлины и другие таможенные платежи, соблюдены запреты и ограничения – товар становится товаром Союза и может быть выпущен в свободное обращение.

Таким образом, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления позволяет «свободно» использовать ввезенные товары без применения каких-либо ограничений, и, следовательно, данные товары могут быть проданы, подарены, перемещены, утилизированы, а также с ними могут производиться любые иные действия по желанию лица, обладающего полномочиями в их отношении.

При заполнении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем первой графы таможенной декларации на товары таможенная процедура ВВП имеет код – «ИМ40» [6]. При этом графа 1 ДТ состоит из трёх следующих подразделов:

Первый подраздел: «ИМ» – импорт – это направление перемещения товара (ввоз товара на таможенную территорию ЕАЭС).

Второй подраздел: 40 – код таможенной процедуры в соответствии с классификатором видов таможенных процедур [6].

Третий подраздел: ЭД – электронная декларация, то есть носитель, на котором подана ДТ.

В настоящее время практически все ДТ подаются в электронном виде. Декларации на товары при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления может быть подана одновременно с прибытием товара на приграничный пункт пропуска, однако на данный момент на всех видах транспорта введено обязательное предварительное информирование, которое является одним из направлений перспективных таможенных технологий проведения таможенного контроля в государствах-членах ЕАЭС. Предварительная информация содержит сведения о транспортном средстве, перемещающем товары; количестве перемещаемого товара, его описание и описание грузовых мест; информацию об отправителе и получателе груза, его стоимости, а также иную информацию о документах и сведениях, установленную таможенным законодательством [1].

После проверки заявленных сведений и предоставленных документов таможенный орган осуществляет выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой. Однако факт помещения товаров под таможенную процедуру, проверка документов и сведений, а также проверка соблюдения участником внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) условий помещения под таможенную процедуру может осуществляться не только на этапе фактического контроля (до выпуска товаров), но и на этапе после выпуска товаров.

Необходимо отметить, что таможенная процедура ВВП имеет ряд особенностей. Главное ее отличие состоит в том, что завершением таможенной процедуры является выпуск товаров, как отмечалось ранее, в свободное обращение и проставление должностным лицом таможенного органа (далее – ДЛТО) на таможенных документах соответствующей отметки «Выпуск разрешен».

Кроме того, в ТК ЕАЭС отмечается, что данная процедура может применяться также к товарам, вывезенным с таможенной территории ЕАЭС или товарам, раннее ввезенным на таможенную территорию Евразийского экономического союза. То есть она может применяться в завершение таких таможенных процедур, как: временный ввоз (допуск), переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, таможенный склад и иных [5].

Есть ещё одна особенность рассматриваемой таможенной процедуры – это возможность условного выпуска товаров, который может быть произведен при помещении товаров под процедуру ВВП. При этом данные товары сохраняют статус иностранных товаров, находятся под таможенным контролем и на их использование накладываются ограничения по пользованию и распоряжению, в частности [1]:

  • товары, отнесенные к категории «гуманитарная помощь» полностью освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин с запретом на возмездную реализацию таких товаров. Таможенные органы осуществляют контроль за целевым использованием «гуманитарной помощи»;
  • товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС в качестве вклада в уставной (или складочный) капитал организаций с зарубежными инвестициями, освобождаются от уплаты сумм таможенных пошлин и НДС, а также запрещены к последующей продаже;
  • условно выпущенные товары не могут быть переданы третьим лицам, включая их продажу или иное отчуждение любым другим способом.

В этом случае в 47 графе ДТ при расчете таможенных платежей проставляется отметка об условном выпуске таких товаров (у.в.) [1, 4, 6].

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо отметить, что выпуск товара в соответствии с таможенной процедурой ВВП не ограничивает участника ВЭД не только в праве распоряжаться товарами, но и даёт ему полную свободу действий по отношению к выпущенным товарам при дальнейшем их вывозе с территории ЕАЭС, т.е. они могут быть в последствии помещены под таможенную процедуру, предполагающую вывоз товаров (экспорт, переработка вне таможенной территории и др.). ДЛТО, в свою очередь, имеют право проводить таможенный контроль на этапе после выпуска товара в течение 3-х лет или иного срока, установленного на уровне национальных нормативно-правовых актов государств-членов ЕАЭС [1, 4].

Если говорить о частоте применения в практической деятельности таможенной процедуры ВВП, то уже неоднократно отмечалось, что данная процедура является самой востребованной, и после введения «продовольственного эмбарго» в 2014 году Россия большую часть необходимых товаров ввозит из стран азиатского региона, особенно из Китайской Народной Республики [7].

По статистическим данным, приведенным на официальном сайте Росстата, импорт товаров из Китая начиная с 2014 года по 2019 год возрос с $34,9 млрд до $68,4 млрд. При этом основными товарами в структуре импорта были:

  • машины, оборудование и аппаратура;
  • металлы и изделия из них;
  • текстиль;
  • продукция химической промышленности;
  • разные промышленные товары;
  • пластмассы, каучук и резина;
  • транспорт;
  • обувь, головные уборы, зонты и др. [8].

Эта тенденция сохраняется в настоящее время. Усиление санкционного давления с 2022 года способствовало укреплению торговых отношений с восточными странами и особенно с Китаем, о чем говорят следующие статистические данные.

В структуре стран внешней торговли России на долю Европейского Союза в январе-декабре 2021 года приходилось 35,9%, на страны АТЭС – 33,3%, на страны СНГ – 12,2%, на страны ЕАЭС – 8,8%. При этом, товарооборот с Китаем составил $140,7 млрд (135,2% к январю-декабрю 2020 года) [8]. Наибольшее количество товаров в 2021 г. ввозилось в РФ из таких стран (помимо Китая) как: Германия, Южная Корея, США, Беларусь и др. [9].

По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот Китая и России в 2022 году увеличился на 29,3% к предыдущему году и достиг рекордных $190,3 млрд. Китайский экспорт товаров в Россию вырос на 12,8%, до $76,1 млрд. [9].

По итогам 2023 года товарооборот Китая с Россией вырос на 26,3% и достиг $240,11 млрд, что стало рекордом. Согласно отчету Главного таможенного управления КНР, экспорт из Китая в РФ за этот период вырос на 46,9%, почти до $110,97 млрд. [10].

Таким образом, из приведенных данных видно насколько динамично развиваются торговые отношения России с КНР. Учитывая динамику показателей, большинство товаров, ввозимых в РФ, помещается под таможенную процедуру ВВП. Для сохранения темпов роста товарооборота требуется оперативное внедрение таможенных технологий, которые отрабатываются в пилотном режиме [10]. Среди них перенос применения мер фактического таможенного контроля из железнодорожных пунктов пропуска на внутренние логистические терминалы; выпуск товаров в контейнерах с борта судна (контейнеры не разгружают, а сразу отправляют получателю, минуя склад временного хранения), развитие технологии «единого окна» на морском транспорте и блокчейна [10]. Применение новых технологий должно способствовать ускорению совершения таможенных операций при помещении основных групп товаров под таможенную процедуру ВВП. Актуальность применения таможенной процедуры ВВП в настоящее время имеет ещё большее практическое значение.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.05.1973) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 32 ст. 4810.
  3. Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Решение КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления рисками таможенных органов Российской Федерации. – Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022. – 176 с. – ISBN 978-5-4499-2783-5. – DOI 10.23681/622013. – EDN SITFJL.
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: ru-stat.com/date.
  9. Официальный сайт Медиахолдинга РБК. URL: www.rbc.ru
  10. Официальный сайт АО «Коммерсантъ». URL: www.kommersant.ru.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Борисова Е.М., Матвеева Н.В. К вопросу о применении таможенной процедуры «выпуск для внутреннего применения» // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 3 (31). – С. 22-26. – EDN RHGVAT