Безопасность труда должностных лиц таможенных органов при работе с фумигированными грузами

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Безопасность труда должностных лиц таможенных органов при работе с фумигированными грузами

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассмотрены основные меры профилактики отравлений должностных лиц таможенных органов, моряков и докеров при работе с фумигированными грузами, перемещаемыми морским транспортом. Автором проведен многофакторный анализ причины отравлений и предложены практические меры обеспечения безопасности труда при работе с фумигированными грузами.

Ключевые слова:

фумиганты, безопасность труда, должностные лица таможенных органов, морской транспорт.


Abstract:

The article discusses the main measures for the prevention of poisoning of customs officials, sailors and dockers when working with fumigated cargoes transported by sea. The author conducted a multifactorial analysis of the causes of poisoning and proposed practical measures to ensure occupational safety when working with fumigated goods.

Keywords:

fumigants, occupational safety, customs officials, maritime transport.


Актуальность исследования обусловлена тем, что при работе с фумигированными грузами, перемещаемыми морским транспортом, наблюдаются случаи отравлений (в том числе и со смертельным исходом) моряков, докеров и должностных лиц контролирующих органов.

Проблемным вопросом является недостаточное обеспечение безопасности труда должностных лиц таможенных органов при работе с фумигированными грузами.

Для обеспечения безопасности перевозимых морским транспортом товаров и грузов издавна применяются фумиганты, по сути, представляющие собой отравляющие вещества, направленные в первую очередь против насекомых, грызунов и других вредителей. Однако, нередки случаи отравлений контактирующих с фумигированными грузами моряков, докеров и должностных лиц контролирующих органов. Обработке фумигантами подвергаются как трюмные партии грузов, так и перемещаемые в морских контейнерах. Последние исследования показали, что до 36% морских контейнеров содержат вредные химические вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые [1]. По официальным данным в 2023 году через порты Российской Федерации прошло 3.9 миллиона контейнеров, значит 1,9 миллиона из них представляли опасность для жизни и здоровья лиц, которые с ними работали [2].

Достаточно полно правила работы с фумигированными грузовыми единицами изложены в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов МК МПОГ (IMDG code), введенном Ассамблеей ИМО 27.09.1965. Раздел 5.5.2 главы 5.5 МК МПОГ содержит «Специальные положения, применяемые к фумигированным грузовым транспортным единицам» [3].

Наиболее часто для фумигации грузов, перемещаемых морским транспортом, применяются бромистый метил и фосфин [4]. Оба вещества представляют собой газы, не имеющие цвета и вкуса. Кроме того, при отравлении ими клинические проявления наступают не сразу, а через двое суток. Динамика применения бромистого метила в мире представлена на Рис. 1.

Нередки случаи, когда отравление фумигантами моряков и докеров привод к смертельным последствиям [4]. В соответствии с международными стандартами по риск-менеджменту мы провели многофакторный анализ рисков отравления моряков, докеров и должностных лиц таможенных органов фумигантами. Результаты представлены на слайде в виде диаграмм Исикавы (Рис. 2) и «Галстук-бабочка» (Рис. 3).

Проведенный анализ позволил нам разработать алгоритм безопасной работы с фумигированными товарами, представленный на Рис. 4. Обязательными элементами алгоритма является проверка наличия маркировки, свидетельствующей о фумигации, и сопроводительных документов. Информация о проведенной фумигации может быть указана как в отдельной декларации, так и в фитосанитарном сертификате [5].

Следующим обязательным элементом нашего алгоритма является проведение газоанализа воздуха в морском контейнере или трюме до его вскрытия [6]. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных приборов показал, что оптимальным прибором для такого газоанализа является ион-дрейфовый детектор «Кербер-Т», выпускаемый в Москве фирмой «ЮжполиметаллХолдинг». По спектру идентифицируемых веществ данный прибор превосходит зарубежные аналоги. Кроме того, в отличие от зарубежных аналогов прибор не содержит радиоизотопов (ионизация осуществляется за счет электрического разряда), что значительно повышает скорость его работы. Применение данного прибора для предварительного газоанализа трюмов и контейнеров требует незначительной модификации, а именно, установки на него пробозаборного шланга длиной 1.5-2 метра [7].

Обязательным элементом обеспечения безопасности лиц, работающих с фумигированными грузами, мы считаем обеспечение каждого из них индивидуальным индикатором вредных химических веществ и в том числе фумигантов [8]. Разработанный нами прототип такого индикатора построен на универсальном датчике MQ-2, позволяющем детектировать все возможные фумиганты и некоторые другие вредные химические соединения. Управление датчиком осуществляется контроллером Ардуино-нано. Чувствительность датчика легко регулируется. При появлении в воздухе рабочей зоны тех или иных вредных веществ срабатывает звуковая и световая сигнализация, оповещающая работника о необходимости покинуть зону и использовать средства индивидуальной защиты [9].

Стоимость индикатора составляет 228 рублей, срок эксплуатации 5 лет при затратах (в т.ч. на элементы питания) 50 рублей в год – всего 478 рублей за 5 лет. Лечение одного случая отравления фумигантами, по данным зарубежной литературы, обходится в 1120 долларов США, что составляет примерно 100000 рублей. Таким образом, экономическая эффективность индивидуального индикатора для выявления фумигантов и вредных химических соединений даже если он позволит предотвратить хотя бы одно отравление составляет 99 522 рубля.

Таким образом, для обеспечения безопасности должностных лиц таможенных органов при работе с морскими контейнерами нами предлагается:

  1. Обязательная маркировка контейнеров, содержащих фумиганты, специальными стикерами в соответствии с Международным кодексом о перевозке опасных грузов морским транспортом.
  2. Введение в обязательную практику деклараций о фумигации в соответствии с Международным кодексом о перевозке опасных грузов морским транспортом.
  3. Включение в «Правила по охране труда в морских и речных портах», утвержденных Приказом Минтруда № 343н от 15.06.2023 раздела по работе с фумигированными грузами.
  4. Разработка конкретных инструкций и наглядных материалов для каждого порта по технике безопасности при работе с фумигированными грузами, находящимися в трюмах и контейнерах морских судов.
  5. Оборудование в морских портах специальных площадок для размещения фумигированных контейнеров, обеспеченных как средствами индивидуальной защиты и газоанализаторами, так и стационарными системами дегазации.
  6. Закупка морскими портами специальных ион-дрейфовых газоанализаторов для выявления вредных химических веществ, в т.ч. фумигантов. Оптимальным устройством для этих целей, на наш взгляд, является отечественный ион-дрейфовый индикатор «Кербер-Т».
  7. Обеспечение должностных лиц таможенных органов в обязательном порядке индивидуальными индикаторами вредных химических веществ и в т.ч. фумигантов.

Список литературы

  1. Афонин Д.Н. Токсичные вещества в морских контейнерах, представляющие опасность для должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра // Бюллетень инновационных технологий. – 2018. – Т. 2, № 1(5). – С. 56-58. – EDN YOKCYX.
  2. Динамика количественных показателей грузооборот и мощность морских портов России // Ассоциация морских торговых портов. – 2023. – URL: morport.com/rus/content/statistika.
  3. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов // КонсультантПлюс. – 2023. – URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=62167#CncvjwTgjeM66n2m
  4. Афонина К.Д. Фумиганты как угроза жизни моряков при транспортировке зерна // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7, № 1(25). – С. 64-66. – EDN UXPMPO.
  5. Афонин Д.Н. К вопросу о безопасности проведения таможенного досмотра // Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18–22 ноября 2019 года / Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. Том III. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2019. – С. 4-9. – EDN LYGLKL
  6. Афонин Д.Н. Разработка организационного и технического обеспечения безопасности должностных лиц таможенных органов при досмотре морских контейнеров // Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 2(49). – С. 57. – EDN YATETZ.
  7. Саченко А.Л., Афонина А.Д., Афонина К.Д. Организационные и правовые аспекты безопасности труда должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле фумигированных товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7, № 3(27). – С. 42-46. – EDN ADECSQ.
  8. Афонин Д.Н. Обеспечение безопасности должностных лиц таможенных органов при досмотре морских контейнеров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2018. – № 1(65). – С. 7-11. – EDN XSLQJV.
  9. Афонин Д.Н. Индивидуальный индикатор для выявления фумигантов и вредных химических соединений при досмотре морских контейнеров // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2-х томах, Санкт-Петербург, 19–23 ноября 2018 года / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. Том 1. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2018. – С. 21-26. – EDN XBSIBV. 

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Афонин Д.Н. Безопасность труда должностных лиц таможенных органов при работе с фумигированными грузами // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 3 (31). – С. 5-9. – EDN RXGNAR.