Уголовно-правовой механизм противодействия коррупции в таможенных органах
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Уголовно-правовой механизм противодействия коррупции в таможенных органах
Афонин Д.Н.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
Уголовно-правовой механизм противодействия коррупции в России включает в себя законы, органы и меры контроля, наказания и предупреждения коррупционных преступлений. Однако, несмотря на принятие законов и создание соответствующих органов, коррупция все еще остается серьезной проблемой в стране, и требует дальнейших усилий государства и общества для ее преодоления. Преступления, связанные с коррупцией, заключены в различные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, такие как злоупотребление властью, взяточничество, мошенничество, причинение имущественного ущерба и другие. В статье подробно рассмотрены признаки преступлений коррупционной направленности.
Ключевые слова:
коррупция, взятка, уголовное право, преступление, таможенные органы
Abstract:
The criminal law mechanism for combating corruption in Russia includes laws, bodies and measures to control, punish and prevent corruption crimes. However, despite the adoption of laws and the creation of appropriate bodies, corruption still remains a serious problem in the country, and requires further efforts by the State and society to overcome it. Corruption-related crimes are included in various articles of the Criminal Code of the Russian Federation, such as abuse of power, bribery, fraud, causing property damage and others. The article examines in detail the signs of corruption-related crimes.
Keywords:
corruption, bribery, criminal law, crime, customs authorities
Коррупция, неизменно остающаяся одной из самых острых проблем мировой экономики, поражает все ее сферы. По подсчетам экспертов, ежегодные потери, связанные с коррупционными сделками, достигают ошеломительных цифр, исчисляемых триллионами долларов. В результате коррупционной деятельности мировая экономика ежегодно теряет колоссальную сумму в размере 2,6 трлн долларов, что эквивалентно 2,7% мирового ВВП [1].
Одним из сегментов, наиболее подверженных коррупции, являются таможенные органы. Коррупционные практики в этой области подрывают основополагающие функции таможни, включая сбор доходов, упрощение торговых процедур и обеспечение внутренней безопасности. Таможенные пошлины составляют немалую долю государственного бюджета: в среднем от 30% до 50% от общего объема налоговых поступлений. Однако вследствие коррупции в таможенных органах государства теряют 30% и более таможенных сборов [2]. Коррупция в таможенной сфере имеет множество аспектов и для ее противодействия необходим комплексный подход, учитывающий экономические, правовые, социологические, политические и даже психологические факторы [3].
Условия для возникновения коррупционных схем в таможенных ведомствах складываются в условиях, когда должностные лица обладают широкими полномочиями, а системы контроля либо отсутствуют, либо недостаточно эффективны. Желание участников внешнеэкономической деятельности уменьшить таможенные платежи и ускорить прохождение грузов толкает их к подкупу должностных лиц таможенных органов, результатом чего становится занижение стоимости или сокрытие товаров [4].
Предотвращение и пресечение коррупции — важнейшая задача, осознанная на международном уровне еще в 1975 году, когда была принята Резолюция против коррупции. Этот документ призвал правительства всех стран принять эффективные меры для борьбы с коррупционными проявлениями. В рамках борьбы с коррупцией в последующие годы был принят ряд международных конвенций, в частности Конвенция ООН против коррупции (2003 г.), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), Межамериканская конвенция против коррупции (1996 г.) [5].
В России борьба с коррупцией также является одним из приоритетов государственной политики. Одним из первых законов, предусматривающих уголовную ответственность за мздоимство и лихоимство было Уголовное уложение 1903 года [6].
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) [7] предусмотрена отдельная статья 290, предусматривающая ответственность за получение взятки. Кроме того, в стране принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» [8], устанавливающий комплекс мер по предупреждению и пресечению коррупционных преступлений и правонарушений.
В настоящее время путем анализа действующего законодательства уголовно-правовой механизм противодействия коррупции можно определить как систему средств, состоящую из мер совершенствования норм уголовного закона, устанавливающих ответственность за незаконное использование должностным лицом своих полномочий вопреки законным интересам общества или государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц [9]. При этом следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит отдельной главы о коррупционных преступлениях. Данные противоправные деяния находятся в различных главах УК РФ и определение их перечня отнесено к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД РФ, которыми издано Указание [10], где в перечне № 23 указаны составы коррупционных преступлений. Уголовное законодательство постоянно совершенствуется с целью соответствовать требованиям времени и новым формам коррупционной преступности.
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
- совершение преступления только с прямым умыслом.
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
К коррупционным преступлениям без дополнительных условий относятся противоправные деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 141.1, 184, 200.5, 200.7, 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ.
Преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 200.4 УК РФ относятся к коррупционным, если совершены (или выявлены, если дату совершения установить невозможно) после 25.07.2022.
Преступления, относящиеся к коррупционным при наличии определенных условий:
- Преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210, ст. 210.1 УК РФ при наличии сведений об их коррупционной направленности.
- Преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ в соответствии с международными актами при наличии сведений о коррупционной направленности основного преступления.
Кроме того, к коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена пп. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. 170, 200.6, 201, 201.1, 201.2, 201.3, 202, чч. 2 и 2.1 ст. 258.1, ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, ст. 285.4, 285.5, 285.6, п. «е» ч. 3, чч. 4 и 5 ст. 286, ст. 292, ч. 3 ст. 299, чч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305 УК РФ, при наличии сведений о совершении преступления с корыстным мотивом.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 200.4 и чч. 1 и 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, совершенные ранее 25.07.2022 при наличии сведений о совершении преступления с корыстным мотивом.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ совершенные должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 226.1, чч. 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена чч. 3 и 4 ст. 183, п. «б» ч. 4 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, чч. 3 и 3.1 ст. 258.1, п. «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 260, чч. 1 и 3 ст. 303, ст. 322.1,322.2, 322.3 УК РФ, совершенные должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, совершенные до 01.01.2013 должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена чч. 3, 4, 5, 6 и 7 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 159.1, чч. 3 и 4 ст. 159.2, чч. 3 и 4 ст. 159.3, ч. 3 ст. 159.4, чч. 3 и 4 ст. 159.5, чч. 3 и 4 ст. 159.6, чч. 3 и 4 ст. 160, чч. 3 и 4 ст. 229 УК РФ при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 207.3, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, совершенные должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом.
К коррупционным относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена п. «а» и «г» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ, совершенные должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации при условии одновременного наличия в диспозиции квалифицирующих признаков «с использованием своего служебного положения» и «из корыстных побуждений».
К преступлениям, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности, относятся противоправные деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 159, 159.1, 159.2, 159.3, ч. 3 ст. 159.4, 159.5, 159.6 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6), ст. 169, 178, 179 УК РФ при наличии сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды.
Введены в действие такие составы преступлений как посредничество в коммерческом подкупе (статья 204.1 УК РФ), мелкий коммерческий подкуп (статья 204.2 УК РФ), мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ). С 2011 года законодателем установлена уголовная ответственность и за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), при этом, особое внимание обращают на себя внимание положения части 5 статьи 291.1 УК РФ, согласно которым уголовно наказуемым является также обещание или предложение посредничества во взяточничестве. В целях расширения возможности выбора более подходящего для конкретного случая наказания 04.05.2011 Федеральным законом № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» установлены штрафы, кратные сумме взятки и их верхний предел ограничен 500 млн. рублей.
При этом, законодателем, в примечании к статье 291 УК РФ установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Аналогичные положения действуют и в части освобождения от уголовной ответственности за дачу коммерческого подкупа.
Борьба с коррупцией в целом и в таможенных органах в частности — сложная и многогранная задача. Искоренение коррупции требует согласованных и последовательных действий на всех уровнях — от государственных структур до отдельных граждан. Только при объединении усилий можно добиться существенных результатов и создать условия для прозрачной и честной деятельности таможенных органов, способствующих развитию экономики и защите интересов общества.
Для эффективного противодействия коррупции в рамках уголовно-правового механизма важно не только ужесточать наказания за коррупционные преступления, но также улучшать возможности и механизмы их выявления, предотвращения и пресечения. Необходимо также усилить меры по повышению эффективности расследования коррупционных преступлений и обеспечить независимость судебной системы при их рассмотрении.
Таким образом, уголовно-правовой механизм противодействия коррупции является неотъемлемой частью системы борьбы с этим явлением и требует постоянного совершенствования и усиления усилий со стороны государства, общества и каждого гражданина.
Список литературы
- 1. Halai A., Halai V., Hrechaniuk R., Datsko K. Digital Anti-Corruption Tools and Their Implemen-tation in Various Legal Systems Around the World // SHS Web of Conferences ISCSAI 2021. – P. 1-7. – DOI: 202110003005
- 2. Chalendard C. Using internal and external sources of information to reduce customs evasion // ICTD Working Paper. 2017. – N 62 (January). – P. 59.
- Афонин Д. Н. Информационные технологии в борьбе с коррупцией в таможенных органах. Зарубежный опыт // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 3(87). – С. 9-14. – EDN GDDAAS.
- Афонин Д.Н., Начкин А.И. Конфликт интересов в таможенном деле. – Санкт-Петербург: университет при МПА, 2020. – 154 с. – EDN BMKWFZ.
- Афонин Д. Н. Борьба с коррупцией в Российской Империи в начале XX века // Бюллетень инновационных технологий. – 2019. – Т. 3, № 1(9). – С. 5-8. – EDN VTLUST.
- Афонин Д. Н. Правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации: Учебник. – [б. м.]: Издательские решения, 2024. – 118 с. – ISBN 978-5-0062-6425-0
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции»
- Афонин Д.Н. Правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации: Учебник. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения», 2024. – 118 с. – ISBN 978-5-0062-6425-0. – EDN WNCNQZ.
- Указание Генпрокуратуры России № 401/11, МВД России № 2 от 19.06.2023 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Афонин Д.Н. Уголовно-правовой механизм противодействия коррупции в таможенных органах // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 2(30). – С. 62-66. – EDN WRYLLG.