К вопросу автоматизации выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


К вопросу автоматизации выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров

Зиманова М.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день направлению таможенной деятельности – таможенному контролю после выпуска товаров, который направлен на сохранение и повышение эффективности таможенного контроля при общем сокращении его давления на участников внешнеэкономической деятельности. Особое внимание автор уделяет проблеме выбора объектов таможенного контроля, поскольку данный процесс в настоящее время не автоматизирован и требует обширного числа «ручных» действий должностных лиц таможенных органов, что увеличивает сроки проведения проверочных мероприятий, повышает влияние на результаты таможенного контроля человеческого фактора, а также ограничивает объемы анализируемой информации. Автором предлагаются направления совершенствования процесса выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров за счет автоматизации и модернизации программных средств, используемых должностными лицами таможенных органов.

Ключевые слова:

таможенный контроль после выпуска товаров, объекты таможенного контроля, таможенная проверка, аналитическая деятельность, цифровизация, искусственный интеллект.


Abstract:

The article is devoted to a current area of customs activity - customs control after the release of goods, which is aimed at maintaining and increasing the efficiency of customs control while generally reducing its pressure on participants in foreign economic activity. The author pays special attention to the problem of selecting objects of customs control, since this process is currently not automated and requires an extensive number of “manual” actions by customs officials, which increases the time required for verification activities, increases the influence of the human factor on the results of customs control, and also limits volumes of analyzed information. The author proposes directions for improving the process of selecting objects of customs control after the release of goods through automation and modernization of software used by customs officials.

Keywords:

customs control after the release of goods, objects of customs control, customs inspection, analytical activities, digitalization, artificial intelligence.


Международная торговля играет ключевую роль в современной глобальной экономике, и последние десятилетия она находилась под влиянием разнообразных экономических факторов, которые существенно влияли на ее динамичное развитие. Правительства стран проводят целенаправленную долгосрочную политику и финансируют строительство и модернизацию различных видов инфраструктуры, таких как автомобильные и железные дороги, аэропорты, морские порты, что позволяет увеличивать транспортную доступность и налаживать логистические цепочки. В некоторых случаях правительства также привлекают частный сектор к участию в инвестициях в инфраструктуру через государственно-частное партнерство, что позволяет объединить ресурсы государства и частного бизнеса для реализации крупных проектов и содействия внешнеэкономической активности. Особую роль играет также цифровая революция, которая открывает новые возможности и модернизирует способы ведения бизнеса, способствует развитию электронной коммерции, оптимизации логистики, улучшению связей между участниками торговли, а также обеспечивает доступ к большему объему данных и аналитике, что делает международную торговлю более доступной, прозрачной и динамичной [1, 2]. В совокупности данные факторы приводят к экономическому росту как национальных, так и глобальной экономик, увеличению объемов товарооборота и участия стран в международной торговле [3].

Сформировавшаяся модель развития мировых экономических отношений приводит к возникновению ряда сложностей и вызовов, связанных с тем, что повышается уровень непредсказуемости и неопределенности, между странами обостряется конкурентная борьба, что подвергает экономическую безопасность каждого отдельного государства рискам. В этой связи обеспечение экономической безопасности выступает одним из важнейших ориентиров при формировании внешнеторговой политики, а также требует от государств и экономических субъектов гибкости, адаптивности и способности своевременно и четко реагировать на изменяющиеся условия мировой экономики и внешнеторговых отношений.

Неотъемлемую роль в поддержании экономической безопасности страны и обеспечении стабильности внешнеэкономических отношений играют таможенные органы, которые выступают первичным барьером на пути товаров и транспортных средств и осуществляют контроль, направленный на обеспечение соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), правил и норм, установленных таможенным законодательством.

Ввиду того, что объемы международных товаропотоков ежегодно увеличиваются, становится невозможным осуществление на границах тотального контроля, в рамках которых можно было бы провести детальный осмотр каждой перемещаемой через границу товарной партии, поскольку временные, финансовые и человеческие ресурсы как таможенных органов, так и участников ВЭД ограничены. Более того, на международной арене наблюдается тенденция к упрощению процедур международной торговли и снижения нагрузки на участников ВЭД, в связи с чем таможенными администрациями большинства стран мира предпринимаются меры, направленные на сокращение времени, затрачиваемого на осуществление таможенных операций и таможенного контроля.

В таких условиях увеличивается риск того, что на территорию государства товары могут проникнуть незаконно, причем незаконность эта может проявиться как в уклонении от уплаты причитающихся пошлин и налогов, что для национальной безопасности нанесет не такой серьезный урон, так и в попадании на внутренний рынок ограниченных или запрещенных к ввозу товаров, например, оружия и боеприпасов, наркотиков, ядовитых веществ и пр., что может привести к причинению вреда здоровью или даже гибели людей. По этим причинам таможенные органы в настоящее находятся в условиях, при которых необходимо обеспечение баланса между защитой национальной безопасности, жизни и здоровья граждан и экономических интересов страны с одной стороны, и стимулированием международной торговли – с другой.

Такая тенденция привела к тому, что таможенные службы стран мира при проведении таможенного контроля стали применять принцип выборочности, основанный на оценке уровня риска нарушения таможенного законодательства при перемещении каждой конкретной поставки через таможенную границу, а также внедрять методы и инструменты, позволяющие перенести акцент таможенного контроля на этап, когда товары уже выпущены в свободное обращение на рынке, а не в момент их пересечения таможенной границы [4].

В совокупности эти два постулата привели к возникновению отдельного направления таможенного контроля, так называемого «последующего», который в мировой практике получил различного рода наименования: таможенный аудит, аудит после таможенной очистки, посттаможенный аудит и пр., в российских же реалиях данный вид контроля называется таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ).

ТКПВТ представляет совокупность действий должностных лиц таможенных органов (ДЛТО), осуществляемых на этапе, когда товары утратили статус находящихся под таможенным контролем (в общем случае в течение трех лет с момента выпуска товаров), направленных на сопоставление сведений, содержащихся в декларации на товары (ДТ) и информации из пакета внешнеторговой документации (счета-фактуры, инвойсы, товарно-транспортные накладные и пр.), а также анализ данных бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения соблюдения участниками внешней торговли норм, установленных таможенных законодательством, и выявления, предотвращения и профилактики нарушений таможенных правил [5].

Сущность ТКПВТ проявляется в том, что данный вид контроля позволяет обеспечить удовлетворение интересов нескольких субъектов таможенного процесса: добросовестного сектора участников ВЭД, таможенной службы, государства в целом.

Так, перенос акцента контроля на этап после выпуска товаров позволяет снизить нагрузку на добросовестных участников ВЭД, поскольку организации, которые по результатам риск-категорирования попали в «зеленый» сектор и имеют низкий уровень риска нарушений таможенного законодательства, получают некоторые послабления в виде снижения административной нагрузки и возможности на этапе таможенного оформления избежать применения мер по минимизации риска с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение.

Таможенная служба, в свою очередь, получает возможность сосредоточиться на наиболее рисковых поставках, что в условиях ограниченности временных и человеческих ресурсов положительно влияет на результативность проводимого таможенного контроля. На этапе после выпуска выявляется значительное число нарушений таможенных правил, поскольку в рамках проведения аналитической работы ДЛТО проводят анализ обширного числа данных, полученных в том числе по запросу из других государственных контролирующих органов и банковских и иных финансовых организаций, что не может быть сделано в рамках документального контроля, проводимого в центрах электронного декларирования за неимением на это времени.

Государство в данном случае является главным бенефициаром преимуществ ТКПВТ, поскольку он представляет собой фундаментальный механизм для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и способствует повышению фискальной и правоохранительной эффективности таможенных органов, поддерживая высокий уровень экономической безопасности, а также укрепляет доверие общества и международных партнеров к таможенной системе страны, что, в свою очередь, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата.

Порядок и особенности проведения ТКПВТ регламентируются нормами законодательства различного уровня. Международный уровень (Киотская конвенция, Рамочные стандарты и пр.) рекомендует внедрять методы аудита в таможенную деятельность с целью ускорения и упрощения таможенных формальностей. Наднациональное законодательство (ТК ЕАЭС, решения ЕЭК и пр.) составляют правовой «каркас» осуществления таможенного контроля для таможенных органов государств – членов ЕАЭС с целью обеспечения единого подхода к его проведению в рамках союза стран. Национальное же законодательство наиболее четко и структурно регламентирует особенности проведения ТКПВТ, алгоритмы действий ДЛТО, порядок закрепления результатов проведенного контроля и т.д. [6]. Такой многоуровневый подход позволяет формировать эффективную систему ТКПВТ, которая будет отвечать современным мировым тенденциям развития международной торговли и связанной с этим таможенной деятельности, но в то же время обеспечить защиту национальных государственных интересов.

Исследуя особенности проведения ТКПВТ, для начала следует отметить, что данный вид контроля проводится по трем основным направлениям:

  • ТКПВТ в общем его понимании, проводимый в течение 3 лет с момента выпуска товаров, направленный на контроль соблюдения участниками ВЭД норм таможенного законодательства;
  • ТКПВТ в отношении условно выпущенных товаров, проводимый в течение 5 лет с момента условного выпуска товаров, направленный на контроль за соблюдением правил, норм и ограничений по использованию таких товаров и распоряжению ими, условий предоставления льгот и преференций и т.д.;
  • контроль за ввозом и оборотом товаров, проводимый подразделениями ТКПВТ без ограничений по времени, направленный на выявление фактов незаконного ввоза товаров, проникших на территорию государства в обход таможенного контроля, с нарушением установленных запретов и ограничений, реализуемых на внутреннем рынке без получения на то разрешений и пр. (как правило, это санкционные, контрафактные, немаркированные товары) [7].

Алгоритм проведения ТКПВТ включает в себя несколько последовательных этапов, каждый из которых играет важную роль и позволяет провести контроль результативно и эффективно.

На первом этапе ТКПВТ происходит аналитическая работа, в рамках которой проводится анализ деятельности участника ВЭД по отдельным направлениям (код товара, таможенные платежи, льготы и преференции, и пр.). Аналитическая деятельность в рамках ТКПВТ не может превышать 60 дней и включает в себя несколько этапов (рис. 1).

Так, ДЛТО подразделений ТКВПТ проводится анализ внутренних и внешних источников, полученных в рамках внутриведомственного, межведомственного и в случае необходимости межгосударственного взаимодействия, на предмет нарушения норм, установленных наднациональными и национальными актами в сфере таможенного дела. По результатам проведенного анализа формируется перечень потенциальных объектов для проведения ТКПВТ с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их проведение.

На следующем этапе при наличии необходимости ДЛТО инициирует запросы о предоставлении дополнительных документов и сведений, необходимых для уточнения и подтверждения или опровержения выявленных рисков нарушения таможенных правил. Если предположения подтверждаются, то ДЛТО формируется информационно-аналитическая справка с предложениями о проведении конкретных форм таможенного контроля и его направлений, либо докладная записка на имя начальника таможенного органа с выводами по результатам проведения аналитической работы.

При проведении аналитической работы ДЛТО применяются различные программные средства, выступающие подсистемами ЕАИС. К таким средствам относятся: информационно – аналитическая система «Мониторинг – Анализ»; автоматизированная система контроля таможенной стоимости «АС КТС»; КПС «Доступ к сведениям реестра» (ЦРСВЭД), «Правоохрана», «Постконтроль», «Тарифы – Статистическая отчетность», «АСТО – Анализ»; автоматизированная информационная система «АИСТ – М».

Основным же инструментом при проведении ТКПВТ ДЛТО является КПС «Постконтроль». Функциональные возможности системы позволяют производить сбор и объединение информации из различных источников, в том числе и из других подсистем.

После поступления в подразделение ТКПВТ информации, свидетельствующей о признаках нарушения права ЕАЭС и таможенного законодательства, уполномоченные ДЛТО, в том числе с учетом функциональных сервисов КПС «Постконтроль», проводят анализ и сопоставление информации, содержащейся во внутренних и внешних источниках.

Благодаря СУР происходит определение объектов ТКПВТ с соблюдением главных принципов таможенного контроля – выборочности, а также на основании аналитической работы ДЛТО, поручений и информации из других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и структурных подразделений, информации из сети Интернет, средства массовой информации (СМИ).

Также информация поступает из следующих источников: информационные ресурсы таможенных органов; результаты предыдущих таможенных проверок; банки; небанковские кредитные организации; таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов.

Сформированные перечни по направлениям таможенного контроля используются уполномоченными ДЛТО при проведении аналитической работы. Для ее регистрации и учета в электронном журнале аналитических работ уполномоченное ДЛТО создает в КПС «Постконтроль» электронный учетный документ «Аналитическая работа» с внесением необходимой информации.

Информация, которая была использована в рамках аналитической работы и полученные в рамках нее сведения, имеющие особую важность для принятия решения о проведении таможенного контроля, в обязательном порядке заносится в КПС «Постконтроль» для последующего отслеживания действий ДЛТО по выявленным потенциальным нарушителям. В случае, если будет инициировано проведение таможенной проверки, ее результаты также будут подгружены в систему и послужат информационной базой при выборе объектов таможенного контроля в дальнейшем.

На текущем этапе развития принятие решений о проведении таможенных проверок осуществляется на основании аналитической работы, проводимой ДЛТО вручную. Данный процесс включает в себя анализ различных источников данных (как внутренних, так и внешних) и информации о деятельности участников ВЭД, истории их таможенных операций, а также подробной информации о товарах, которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС. Несмотря на то, что подобный подход позволяет учитывать множество факторов и осуществлять целенаправленный отбор объектов для проверки, он также связан с определенными недостатками, к числу которых относятся времязатратность, субъективность, ограниченность анализа.

Выбор объектов контроля, проводимый вручную, представляет процесс, на который необходимо затратить значительное количество времени, что в условиях ограниченности сроков проведения ТКПВТ и человеческих ресурсов может выступать фактором, негативно влияющим на результативность ТКПВТ. Важное влияние на правильный выбор объектов контроля оказывает в данном случае фактор субъективности, поскольку ДЛТО в условиях монотонности процесса анализа информации может не придать значения отдельным показателям, которые сигнализируют о вероятности нарушения таможенного законодательства. Более того, человеческий мозг не способен в сжатые сроки проводить анализ больших объемов данных, что также ограничивает и области анализа [8].

КПС «Постконтроль» представляет собой важный шаг на пути к автоматизации и улучшению процессов ТКПВТ. Функционирование этого инструмента в качестве базы данных, содержащей информацию о предыдущих проверках и их результатах, уже является значительным улучшением, поскольку обеспечивает ДЛТО доступ к необходимой информации для эффективного принятия решений. Однако текущая реализация программы не исключает человеческий фактор из процесса выбора объектов для проверки, что может влиять на объективность и качество таможенного контроля. Автоматизация процесса выбора объектов для таможенной проверки через разработку и внедрение специализированных программных решений позволит преодолеть эти недостатки (рис. 2).

Также в состав предлагаемой системы целесообразно внедрить несколько основных компонентов, каждый из которых выполняет определенные функции, направленные на повышение эффективности и объективности процесса выбора объектов ТКПВТ:

  1. Компонент мониторинга отклонений.

Данный компонент предназначен для непрерывного сбора и анализа данных о деятельности участников ВЭД. Он автоматически обнаруживает аномалии и отклонения от нормы в их трансакциях и «поведении», которые могут указывать на потенциальные нарушения таможенного законодательства. Используя сложные алгоритмы обработки данных и машинное обучение, этот компонент способен выявлять скрытые закономерности и неочевидные связи между различными параметрами.

  1. Расчетный компонент (оценка выявленных отклонений).

После обнаружения отклонений расчетный компонент оценивает их значимость и масштаб потенциальных нарушений. Этот компонент использует статистические методы и вероятностные модели для расчета рисков, связанных с каждым отклонением, что позволяет приоритизировать действия и ресурсы таможенных органов.

  1. Прогнозный компонент.

Данный компонент использует собранные данные и аналитические модели для предсказания будущих тенденций и возможных рисков. Он применяет методы математического моделирования и искусственного интеллекта для создания сценариев, которые помогают предвидеть изменения в поведении участников ВЭД и реагировать на них заблаговременно. Этот компонент сыграет важную роль в проактивном управлении рисками.

  1. Компонент поддержки принятия решений.

Этот компонент предназначен для обеспечения ДЛТО инструментами и информацией, необходимыми для эффективного анализа и принятия обоснованных решений. Он интегрирует данные из всех остальных компонентов и предоставляет пользовательский интерфейс с детализированными отчетами, аналитическими панелями и рекомендациями. Компонент также может включать функционал для оценки и выбора наиболее эффективной стратегии проведения ТКПВТ и принятия решения о форме таможенного контроля (проверкой документов и сведений, камеральной или выездной таможенной проверки).

Данная разработка представляет собой значительный шаг вперед в автоматизации процессов таможенного контроля. С внедрением дополнительных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, эффективность ТКПВТ может быть ещё больше увеличена, что позволит не только автоматизировать выбор объектов для проверки, но и прогнозировать потенциальные нарушения на основе анализа больших данных, сокращая риски для национальной экономики и безопасности.

Таким образом, анализ текущих вызовов, стоящих перед системой ТКПВТ, подчеркивает неотложную необходимость в дальнейшем развитии и усовершенствовании этой системы через автоматизацию, цифровизацию и улучшение межведомственного взаимодействия. Перечисленные меры являются ключевыми для повышения эффективности, скорости и прозрачности таможенных формальностей, что в конечном итоге поспособствует не только обеспечению экономической безопасности, но и стимулированию экономического роста. Реализация комплексного подхода, включающего технологическое обновление, законодательные инициативы, стандартизацию процессов и данных, позволит преодолеть существующие препятствия и сделать процесс ТКПВТ более адаптированным к современным условиям глобальной торговли. Для повышения эффективности ТКПВТ важно продолжать работу по автоматизации процессов, осуществляемых с применением КПС «Постконтроль», включая автоматический отбор объектов для проверки на основе анализа рисков. Важным шагом станет развитие функционала КПС «Постконтроль» в части интеграции с другими государственными информационными системами и базами данных, что позволит обеспечить более полный и своевременный доступ к необходимой информации. КПС «Постконтроль» имеет огромный потенциал для усовершенствования процессов ТКПВТ, и реализация этого потенциала требует комплексного подхода к решению существующих проблем и разработки новых технологических и организационных решений.

Список литературы

  1. Саламатов В.Ю., Аронов И.З., Рыбакова А.М. Влияние «Индустрии 4.0» на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. – 2024. – № 1. – С. 7–22. – EDN: EHWQXY.
  2. Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право. сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т. Казань, 2023. – С. 114–118. – EDN: VUZBGY.
  3. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
  4. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления рисками таможенных органов Российской Федерации. – Москва - Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022. – 176 с. – EDN: SITFJL.
  5. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO.
  6. Афонин П.Н., Кузьмичева Р.А. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – Т. 4. № 3 (15). – С. 54–60. – EDN: JJLVPB.
  7. Зиманова М.А. Проблемные вопросы системы таможенного контроля после выпуска товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 1 (85). – С. 26–29. EDN: EVKBRA.
  8. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Исследование психофизиологических факторов, определяющих эффективность деятельности операторов анализа изображений // Bulletin of the International Scientific Surgical Association. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 26-28. – EDN XYBLZP

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Зиманова М.А. К вопросу автоматизации выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 2(30). – С. 51-57. – EDN BHVVSR