Зарубежный опыт организации государственного контроля в морских пунктах пропуска

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Зарубежный опыт организации государственного контроля в морских пунктах пропуска

Куроптева А.А., Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассмотрен зарубежный опыт организации функционирования морских пунктов пропуска в части осуществления таможенного и иных видов государственного контроля. В статье авторы дают характеристику опыту морских портов Германии и Южной Кореи. Подробно отражены вопросы осуществления таможенных операций связанных с декларированием товаров. Также раскрыты механизмы осуществления фактического контроля.

Ключевые слова:

таможенный контроль, иные виды государственного контроля, морской пункт пропуска, таможенное оформление, таможенные операции, зарубежный опыт таможенного контроля


Abstract:

The article considers the foreign experience of organizing the functioning of maritime checkpoints in terms of customs and other types of state control. In the article, the authors describe the experience of the seaports of Germany and South Korea. The issues of customs operations related to the declaration of goods are reflected in detail. The mechanisms of actual control are also disclosed.

Keywords:

customs control, other types of state control, sea checkpoint, customs clearance, customs operations, foreign experience of customs control.


В статье рассмотрен опыт двух стран (Южная Корея и Германия), которые достигли значительных успехов в вопросах организации и проведения государственного контроля, в том числе таможенного, в морских пунктах пропуска.

Морской порт представляет собой весьма крупную систему взаимоотношений между администрацией порта, операторами грузовых терминалов, морскими перевозчиками, владельцами грузов, экспедиторами, таможенными и государственными органами контроля и пр. [1]. Эффективность деятельности морских портов зависит не только от его собственной инфраструктуры и организации, но и от деятельности государственных контролирующих органов [2].

Необходимо отметить, что все уполномоченные государственные контролирующие органы зарубежных стран используют единую платформу для получения и обработки данных о товарах и участниках ВЭД, что и позволяет связать работу таких государственных органов в целостную систему [3]. Такими платформами являются PortNet (Финляндия), UNI-PASS (Республика Корея), TradeXchange (Сингапур) и ORBUS (Сенегал) [4]. Далее рассмотрим опыт Южной Кореи в построении системы таможенного и иных видов государственного контроля в морских пунктах пропуска. В соответствии с таможенной процедурой импорта промышленных товаров, ввозимых иностранными инвесторами, промышленные товары могут быть ввезены в страну путем подачи декларации уполномоченному специалисту таможенной службы Кореи напрямую, либо с помощью таможенного брокера. Процедура таможенного оформления импортных товаров выглядит следующим образом. Импортер подает декларацию начальнику таможенного поста. Если декларация правильно заполнена и соответствует Закону о таможне Южной Кореи, то начальник таможенного поста принимает такую декларацию и разрешает выгрузку товаров на таможенном складе (рис. 1).

После этого таможенные органы проводят досмотр грузов. Начальник таможенного поста уведомляет декларанта о дате, времени и месте проведения досмотра. Также при досмотре может присутствовать не декларант, а его представитель. Если ни декларант, ни его представитель не явились в указанные день и время, то досмотр груза проводится в присутствии владельца склада, на котором находятся выгруженные товары, либо его представителя.

При проверке товаров инспектор может попросить владельца склада или владельца импортируемых товаров провести подготовку к проверке, например, разместить необходимое оборудование или пригласить работников, которые будут вскрывать и упаковывать товары. Если к моменту осуществления досмотра подготовительные мероприятия выполнены в недостаточном объеме, то порядок проведения досмотра должен быть скорректирован, а досмотр проведен тогда, когда все будет готово. Декларант может попросить начальника таможенного поста проявить особую осторожность при досмотре товаров.  Если по таким причинам, как нехватка места или недостаточное количество досмотрового оборудования и/или персонала, начальник таможенного поста убежден, что проведение досмотра будет затруднено, он может отозвать декларацию и перевезти товары на таможенный склад, имеющий соответствующее досмотровое оборудование. После повторного декларирования товаров на таможенном посту, под юрисдикцией которого находится СВХ, можно проводить досмотр.

Отбор товаров для досмотра происходит на основе методов управления рисками и анализа данных о грузе. Может проводиться как 100% досмотр груза, так и частичный. Отобранные товары могут быть досмотрены с помощью применения технических средств, пробы могут быть направлены на анализ в лабораторию. Также осуществляется радиационный контроль товаров.

Затем таможня выдает декларанту сертификат импортной декларации, который подтверждает, что импортируемые товары были задекларированы на законных основаниях. Все эти процедуры выполняются в онлайновой электронной системе таможенного оформления KCS - UNIPASS.  Сертификат импортной декларации защищен различными мерами, предотвращающими его подделку или фальсификацию: специальной таможенной печатью, водяным знаком (эмблемой таможенной службы Кореи), серийными номерами, двухмерным штрих-кодом и знаком «копия».

Электронное таможенное декларирование в Южной Корее разрешено только для импортеров, которые зарегистрированы в реестре уполномоченных экономических операторов, либо для товаров с нулевым уровнем риска.

После принятия декларации импортер обязан обеспечить уплату налоговых и таможенных платежей. Если предприятия входит в список предприятий с высоким уровнем соблюдения законодательства, то они могут получить льготу в виде уплаты платежей после выпуска товаров.

После подтверждения принятия импортной декларации товары выпускаются с таможенного склада/территории. В качестве исключения до подтверждения принятия импортной декларации могут быть выпущены товары, которые требуется в срочном порядке. Например, сырье для производства.

Далее рассмотрим особенности таможенного оформления в морских пунктах пропуска Германии, которое требует всестороннего понимания нормативно-правовой базы. Оно требует строгого соблюдения особых требований к документации и четкого понимания применимых пошлин и налогов.

Процесс таможенного оформления в Германии призван обеспечить соответствие всех ввозимых в страну товаров местным законам и нормам, включая стандарты безопасности, охраны здоровья и окружающей среды. Процедура включает в себя несколько важных этапов:

  • Декларирование товаров. Импортеры должны декларировать свои товары, предоставляя властям подробную информацию об их стоимости и происхождении.
  • Предоставление документов. Вместе с декларацией импортеры должны представить все необходимые документы, которые могут включать коммерческие инвойсы, упаковочные листы, транспортные документы и сертификаты происхождения.
  • Таможенный досмотр. Сотрудники таможни могут досмотреть груз, чтобы проверить достоверность и правильность декларации и коммерческих документов для начисления соответствующих пошлин и налогов.
  • Уплата пошлин и налогов. Прежде чем товары будут выпущены, импортер должен оплатить все пошлины и налоги, начисленные властями.
  • Выпуск товаров. После того как все требования выполнены и платежи произведены, груз освобождается и может быть доставлен импортеру.

В обязанности таможенных органов Германии входит обеспечение соблюдения таможенных правил и международных торговых соглашений, анализ и сбор пошлин и налогов на импортируемые товары, предотвращение незаконных торговых операций и контрабанды, предоставление рекомендаций и информации предприятиям насчет соблюдения таможенных процедур.

Для осуществления таможенного оформления обязательным условием является получение предприятиями, импортирующими товары на территорию Германии, идентификатора. Регистрационный и идентификационный номер экономических операторов – это уникальный набор цифр, необходимый для предприятий, занимающихся импортом или экспортом товаров на территории Европейского союза. Он используется властями для контроля и отслеживания поставок, обеспечивая соблюдение нормативных требований. Для получения регистрационного номера предприятия должны подать заявку на его получение через таможенный орган Германии или таможенный орган любой страны-члена Европейского союза, где они впервые осуществляют свою деятельность. После присвоения номер действует на всей территории Европейского союза, что упрощает таможенные процедуры для предприятий, работающих в нескольких странах, т.к. позволяет ускорить обработку информации о грузах и сократить возможные задержки.

Для таможенного оформления товаров, прибывших в порт, импортер должен предоставить документы, указанные в табл. 1.

Таможенные пошлины и налоги взимаются с товаров, импортируемых в Германию, для регулирования торговли, защиты отечественной промышленности и получения прибыли. К основным компонентам относятся:

  • Таможенные пошлины. Взимаются при импорте грузов и рассчитываются как процент от стоимости товара (адвалорные пошлины). Ставка зависит от типа товара и страны его происхождения, что определяется классификацией по коду Гармонизированной системы.
  • Налог на добавленную стоимость. В Германии стандартная ставка НДС составляет 19%, а для некоторых товаров и услуг действует пониженная ставка 7%. Она рассчитывается от общей стоимости импорта, включая стоимость товара, доставку, страхование и таможенные пошлины. Таможенные органы начисляют НДС на импортные товары в порту. Для предприятий, не зарегистрированных в Европейском Союзе, может потребоваться назначение фискального представителя в Германии для выполнения обязанностей по регистрации и отчетности по НДС.
  • Акцизные налоги. Такие специфические товары, как топливо, табак и алкоголь, облагаются акцизными налогами. Они взимаются в дополнение к пошлинам и НДС и зависят от категории товара.

Система контроля импорта является частью инициативы Европейского Союза по обеспечению таможенной безопасности, направленной на повышение безопасности товаров, импортируемых из стран, не входящих в Европейский Союз [5]. Она требует от перевозчиков предоставлять таможенным органам Германии расширенную информацию о грузе, необходимую для анализа рисков и оценки безопасности, что позволяет выявлять и смягчать потенциальные угрозы.

Основные компоненты системы контроля импорта включают сводную декларацию о въезде и анализ рисков. Перевозчики или их представители должны подать сводную декларацию о въезде в таможенный орган первого порта въезда в Европейский Союз. Она включает в себя подробную информацию о грузе, отправителе, получателе и перевозчике. Далее таможенные органы используют информацию, предоставленную в сводной декларации о въезде для проведения анализа рисков безопасности. Товары, отнесенные к категории высокого риска, могут быть подвергнуты дополнительным проверкам или контролю.

Соблюдение требований системы контроля импорта необходимо для обеспечения бесперебойной и непрерывной трансграничной торговли. Несоблюдение требований может привести к задержкам, дополнительным проверкам и потенциальным штрафам. В связи с этим предприятия электронной коммерции должны убедиться, что их логистические партнеры полностью осведомлены об этих требованиях и соблюдают их, включая своевременную подачу сводной декларации о въезде.

Германия предлагает несколько таможенных процедур и правил, призванных облегчить международную торговлю и обеспечить соответствие стандартам ЕС. Они могут обеспечить значительные преимущества для предприятий, занимающихся импортом товаров в страну, включая экономию средств и оптимизацию процессов. Одной из таких процедур является предоставление льготы на внутреннюю обработку. Она позволяет предприятиям импортировать товары из стран, не входящих в ЕС, для производства, обработки или ремонта без уплаты пошлин и НДС в момент импорта. Готовая продукция должна быть либо вывезена за пределы территории, либо, если она выпущена для свободного обращения в пределах региона, пошлины и НДС подлежат уплате на этом этапе. Эта процедура особенно выгодна для компаний, которые импортируют сырье или компоненты для производства товаров на экспорт. Другим примером таможенных процедур является льгота на вывоз товаров за пределы региона. Она позволяет временно экспортировать товары из ЕС для обработки или ремонта за пределами региона, а затем ввозить их обратно с частичным или полным освобождением от таможенных пошлин. Данная льгота призвана поддержать предприятия ЕС в использовании услуг по переработке за пределами ЕС без лишних затрат.

Подводя итог можно отметить, что проведение таможенного и иных видов государственного контроля в морских пунктах пропуска призвано обеспечить экономическую безопасность и гарантировать безопасное использование товаров потребителями.

Список литературы

  1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Поль-Мари А.Л., Билик В.В. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: Учебник. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Троицкий мост", 2014. – 336 с. – ISBN 978-5-4377-0031-0. – EDN THTJMD.
  2. Шаповалова М.А. Возможности таможенного администрирования в морских пунктах пропуска // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию. Сборник докладов Международной практической конференции – 16-17 февраля 2023 года. – Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина). – С. 114-119.
  3. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
  4. Агапова А.В. Развитие механизма "Единого окна" в странах ЕАЭС на основе анализа зарубежного опыта // Международная торговля и торговая политика. – 2021. – № 3 (27). – С.149-162.
  5. Афонин Д.Н., Кулешов А.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебник. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2021. – 152 с. – ISBN 978-5-4383-0234-6.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Куроптева А.А., Куроптев Н.Б. Зарубежный опыт организации государственного контроля в морских пунктах пропуска // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 2(30). – С. 46-50. – EDN BNUIYU.