Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации
Куроптев Н.Б., Муницына М.А.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В статье рассмотрены современные направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров в России. В статье авторы дают характеристику основным направлениям развития и отдельно отмечают, что наиболее перспективным направлением развития таможенного контроля после выпуска товаров является таможенный аудит, поскольку инструменты таможенного аудита широко применяется в зарубежных странах и показывают высокую результативность.
Ключевые слова:
таможенный контроль после выпуска товаров. цифровой двойник, прослеживаемость, таможенный аудит, мониторинг.
Abstract:
The article considers modern directions for improving customs control after the release of goods in Russia. In the article, the authors characterize the main directions of development and separately note that the most promising direction for the development of customs control after the release of goods is customs audit, since customs audit tools are widely used in foreign countries and show high efficiency.
Keywords:
customs control after the release of goods. digital double, traceability, customs audit, monitoring.
На сегодняшний день в условиях цифровизации деятельности таможенных органов (далее - ТО) и интеграционного развития внешней торговли, возникает потребность в упрощении и ускорении совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, что несомненно ведёт к поиску новых подходов и направлений в таможенном контроле после выпуска товаров [1].
В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряженим Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) (далее Стратегия развития ФТС до 2030 года) можно выделить несколько современных направлений развития таможенного контроля после выпуска товаров (далее ТКПВТ) (см. рис. 1). Рассмотрим более подробно каждое из представленных направлений. Система маркировки и прослеживаемости товаров – это сквозной контроль товаров от их ввоза до их реализации.
Маркировка наносится непосредственно на товар, на его упаковку и является его идентификатором. Благодаря маркировке товаров появляется возможность ознакомления с необходимыми сведениями о товаре и о его производителе, а именно наименование изготовителя, адрес и др. Также маркировка служит информацией для контролирующих органов на соответствие товара техническим регламентам ЕАЭС, качеству и безопасности [2].
Прослеживаемость товаров способствует отслеживанию движения товаров, финансов, а также отчетности. Цели системы прослеживаемости:
- Создание комфортной среды для добросовестных участников ВЭД.
- Повышение эффективности таможенного администрирования.
- Минимизирование перемещения незаконного оборота товаров.
- Пресечение незаконных схем уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей и др. [3]
С 2017 года существует Единая система маркировки и прослеживаемости товаров, которая позволяет выполнить следующие задачи:
- Обеспечение комфортной среды для получения оперативной информации о движении товаров, что позволяет снизить обороты незаконного перемещения товаров.
- Обеспечение современных бизнес-моделей для обработки и учета данных.
Также необходимо отметить, что система маркировки базируется на одном товаре, а система прослеживаемости на всей партии. Система прослеживаемости основывается на документарной идентификации товаров и не требует изменений в складской логистике. Так, система физической маркировки и система документарной прослеживаемости не дублируют друг друга, а дополняют. С 2019 года в России появилась обязательная маркировка «Честный знак», которая является обязательной для таких товаров, как молочные изделия, воду, одежду и др [4].
Далее рассмотри также немаловажное направление развития ТКПВТ – цифровой двойник. Сейчас информация об участниках ВЭД содержится в учетных записях декларанта, а также в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее ЕАИС ТО), что позволяет ТО использовать определённые алгоритмы для создания цифровой модели (профиля участника ВЭД), т.е. цифрового двойника.
Создание цифрового двойника участника ВЭД необходимо для оценки его поведения и назначения таможенных проверок в ходе проведения ТКПВТ. Технология цифрового двойника способствует категорированию участников ВЭД и служит одним из критериев правильного выбора объекта контроля. Данный автоматический алгоритм отбора поможет ускорить и усовершенствовать процесс выбора объекта контроля за счет оценки участника ВЭД и его поведения.
Концепция «цифровой двойник» участника ВЭД заключается в том, что собранные данные, которые сформировали досье – профиль участника ВЭД, копируются и создают виртуальную копию участника ВЭД [5].
Актуальность внедрения цифрового двойника объясняется тем, что в настоящее время существуют недобросовестные участники ВЭД, которые скрывают правонарушения в сфере таможенного законодательства. Зачастую СУР пропускает таких участников ВЭД. Так для того, чтобы минимизировать правонарушения, технология цифрового двойника будет работать параллельно с СУР для более эффективной работы ТО [6]. Здесь необходимо отметить, что СУР производится на этапе до выпуска товаров, а алгоритмы цифрового двойника после выпуска (см. рис.2).
Анализ информации, представленной на рис. 2 обращает наше внимание на то, что, не смотря на целость и независимость каждой из систем категорирования, между ними присутствует обратная связь. В данном случае «обратная связь» играет важную роль. Она заключается в том, что данные при отборе участников ВЭД в системе СУР должны предоставляться на этап после выпуска товаров, в то время как данные, полученные путем алгоритмов цифрового двойника, способствуют корректировке алгоритмов СУР до выпуска товаров [7].
Далее более подробно рассмотрим работу системы таможенного мониторинга. Таможенный мониторинг - это система, которая позволяет ТО постоянно наблюдать за деятельностью участников ВЭД. С помощью данной системы ТО смогут видеть целостную цифровую картину об организации.
Суть таможенного мониторинга состоит в том, чтобы ТО могли видеть полное цифровое досье на участника ВЭД, в котором будут представлены финансовая отчетность организации, данные от Федеральной налоговой службы, а также ветеринарные и фитосанитарные сертификаты и информация от других контролирующих органов. Благодаря сформированной базе ТО смогут беспрепятственно наблюдать за деятельностью организации, а также указывать им на нарушения.
Целью таможенного мониторинга является создание прозрачных и доверительных отношений между участниками ВЭД и ТО, а также минимизирование правонарушений в сфере таможенного законодательства.
По результатам проведения таможенного мониторинга ТО будут составлять заключение, в котором участнику ВЭД будут указаны выявленные правонарушения, чтобы тот смог их устранить. Так, в случае если участник ВЭД откажется исправлять нарушения, ТО вправе назначит таможенную проверку.
Данная система поможет ускорить проведение таможенного контроля, увеличит количество добросовестных участников ВЭД, а также сократит количество и частоту проведения таможенных проверок.
Следующим перспективным направлением в ТКПВТ являются методы таможенного аудита. Согласно стратегии до 2030 года одной из важных целей формирования новых подходов к организации и проведению ТКПВТ является формирование института таможенного аудита как дополнительного инструмента, позволяющего учитывать данные в случаях необходимости подтверждения предоставляемых (предоставленных) при таможенном контроле упрощений, исходя из детального анализа внешнеторговых операций участников внешнеэкономической деятельности, бухгалтерской отчетности, иных видов и форм взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с контрагентами и иными государственными органами власти [8].
Законодательно понятие и сущность таможенного аудита представлены в Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года» в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года (далее Киотская Конвенция). Согласно главе 6 Киотской Конвенции, посвященной таможенному контролю, а именно, согласно стандарту 6.6, «системы таможенного контроля должны включать в себя контроль на основе методов аудита». Таможенное законодательство стран-участниц данной Конвенции должно соответствовать международным нормам, придерживаясь его единообразного применения. Положения Конвенции являются универсальными кодифицированным международно-правовым актом в сфере таможенно-правовых отношений и направлены на упрощение и ускорение таможенных процедур, что стимулирует внешнеторговые отношения между странами.
Таможенный аудит является, прежде всего, формой таможенного контроля, в область проверки которого входит анализ общих факторов таможенных рисков, выявление процедурных нарушений, анализ процессов компаний в рамках внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), а также непосредственно аудиторская проверка участника ВЭД и т.д.
В 2015 г. ФТС России провела эксперимент по внедрению методов аудита для внешнеэкономических компаний. А в 2021 году вышел Приказ ФТС России от 29 октября 2021 г. № 960 «О проведении эксперимента по таможенному аудиту», в котором было принято решение о проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля. Так, с 08 ноября 2021 года по 30 апреля 2022 года в ТО проводился эксперимент с использованием методов таможенного аудита, однако информации о конкретных результатах проведения такого эксперимента в открытом доступе на сегодняшний день нет.
Сейчас согласно Стратегии развития ФТС до 2030 года ФТС России планирует внедрить методы таможенного аудита, при этом уже с 2024 года планируется сделать таможенный аудит добровольным для всех участников ВЭД.
Также следует выделить отличия системы таможенного мониторинга и инструментов таможенного аудита. На данном этапе таможенный мониторинг планируют внедрить как одну из мер таможенного контроля, в виде наблюдения, в то время как таможенный аудит будет являться одной из форм таможенного контроля (вспомогательным инструментом), а именно таможенной проверкой.
Система таможенного мониторинга планирует проводить по инициативе ТО, т.е. должностные лица в любой момент могут изучить в электронном досье организации всю необходимую для них информацию и при выявлении нарушений, направлять участнику ВЭД заключение, так, контролируемое лицо вправе самостоятельно и добросовестно исправить указанные правонарушения, что не повлечет за собой назначение таможенной проверки.
Таможенный аудит при этом будет являться проверкой, в том числе и по просьбе самих участников ВЭД. Таможенный аудит, прежде всего, будет направлен на ускорение и упрощение таможенного контроля и деятельности участников ВЭД.
Также необходимо выделить главное преимущество внедрения методов таможенного аудита - с применением методов таможенного аудита в России станут более доступными оценка риска и меры реагирования на него, появится возможность анализировать и выявлять более слабые места внешнеэкономических организаций и не допускать совершение правонарушений, также внешнеторговая среда станет более прозрачной, что повысит уровень добросовестности участников ВЭД [3].
На сегодняшний день ТКПВТ является неотъемлемой частью деятельности ТО, соответственно появляется необходимость совершенствования данной системы. Таким образом, для повышения результативности ТКПВТ ФТС России устанавливает новые направлении развития таможенного контроля, которые прописаны как в международных актах (Киотская конвенция), так и в национальных (Стратегия развития ФТС до 2030 года). Необходимо отметить, что многие из рассмотренных направлений уже активно используют в зарубежной практике. Их опыт показывает несомненно высокие результаты и эффективность применения того или иного современного метода проведения ТКПВТ, одним из которых является таможенный аудит, применяемый зарубежными странами не одно десятилетие. Представленные выше направления способствуют не только ускорению и упрощению таможенного контроля, но также позволяют выстроить прозрачными и доверительными отношения между ТО и участниками ВЭД, что прежде всего, минимизирует правонарушения в сфере таможенного законодательства и создает большее количество добросовестных лиц.
Список литературы
- Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
- Аринушкин Д.Е., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Применение устройств получения данных с контрольных (идентификационных) знаков. – Российская таможенная академия. – Москва: РИО Российской таможенной академии, 2021. – 72 с. – ISBN 978-5-9590-1233-5. – EDN VKHHWL.
- Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право : Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года / Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Том 1. – Казань: Издательство "Познание", 2022. – С. 30-34. – EDN TWPFAP.
- Агапова А.В., Кочкаров Р.Х. Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7, № 4(28). – С. 16-21. – EDN TKUVGL.
- Афонин Д.Н. Правовое обеспечение информатизации таможенного контроля в настоящее время // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. – Казань: Издательство "Познание", 2023. – С. 114-118. – EDN VUZBGY.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления рисками таможенных органов Российской Федерации. – Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022. – 176 с. – ISBN 978-5-4499-2783-5. – DOI 10.23681/622013. – EDN SITFJL.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Куроптев Н.Б., Муницына М.А. Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 2(30). – С. 41-45. – EDN EFXBYQ.