Актуальные вопросы применения нетарифных мер таможенного регулирования внешней торговли (на примере квотирования)
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Актуальные вопросы применения нетарифных мер таможенного регулирования внешней торговли (на примере квотирования)
Молчанова Е.Р.
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы применения инструментов нетарифного регулирования в современных реалиях. Большое внимание уделено нормативному и обеспечению нетарифного регулирования и перспективам его применения в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова:
нетарифное регулирование, квотирование, Евразийский экономический союз, Всемирная торговая организация
Abstract:
The article discusses the issues of using non-tariff regulation tools in modern realities. Much attention is paid to the regulatory and enforcement of non-tariff regulation and the prospects for its application in the Eurasian Economic Union.
Keywords:
non-tariff regulation, quotas, Eurasian Economic Union, World Trade Organization
С начала 2000-х годов в России наблюдается увеличение важности нетарифного регулирования внешней торговли как эффективного инструмента для управления торгово-политическими отношениями между странами.
Нетарифное регулирование представляет собой совокупность административных и экономических мер государственного контроля, которые заключаются в ограничении импорта и экспорта товаров, защите экономических интересов государства и обеспечении национальной безопасности [1].
Федеральный закон № 164-ФЗ "Об основаниях государственного регулирования внешнеторговой деятельности" является правовой основой ограничительных мер.
Участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) имеют право самостоятельно определять нетарифные меры в своей внешнеэкономической деятельности с третьими странами.
Меры нетарифного регулирования основаны на принципе прозрачности в соответствии с Приложением № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Нетарифные меры регулирования внешней торговли представляют собой меры, не связанные с применением таможенных пошлин. Их целью является защита национального производителя и снижение зависимости экономики от импорта. Для экспортеров и импортеров нетарифные меры являются серьезной проблемой.
Нетарифные меры используются, с одной стороны, в целях общественных интересов, направленных на минимизацию угроз экономической безопасности, защиту жизни и здоровья населения, а также профилактику правонарушений [2]. С другой стороны, они часто используются для проведения политики защиты национальных производителей товаров и услуг, что может привести к неоправданной дискриминации или скрытому ограничению торговли.
Ожидаемым результатом применения нетарифных мер является рост издержек торговли для торговых партнеров. Эти меры менее прозрачны, сложно классифицируются и не поддаются количественному измерению, в отличие от тарифных мер. Возможность получения выгоды от доступа на рынок все больше зависит от соблюдения мер регулирования торговли, таких как санитарные требования и стандарты на товары. Оптимизация нетарифных мер может укрепить потенциал торговых переговоров в сфере достижения баланса между снижением торговых издержек и сохранением общественных целей.
Такие меры, как квоты, лицензии, стандарты качества, санитарные и фитосанитарные требования, административные барьеры и др., могут использоваться в рамках нетарифных мер регулирования внешней торговли.
В стране действуют единые нормы лицензирования и квотирования на всей территории. Квоты могут быть глобальными, тарифными, сезонными или индивидуальными в зависимости от того, на какую категорию товаров или страну-производителя они ограничиваются.
Квотирование является ограничением стоимости или количества товаров, которые могут быть ввезены (импорт) или вывезены (экспорт) в течение определенного периода времени. Она является прямым регулирующим механизмом.
Квотирование экспорта применяется в случаях, когда на местном рынке наблюдается нехватка товаров. Оно способствует защите местных производителей от иностранных конкурентов.
Ввод импортных квот становится эффективным инструментом, когда на внутреннем рынке существует свободная конкуренция. В противном случае, монополистические компании могут устанавливать завышенные цены на товары и создавать искусственный дефицит. Существуют четыре вида импортных квот:
- Глобальные квоты, составляющие две трети от общего числа, ограничивают объем импорта или экспорта определенного товара на определенный период времени. Глобальные квоты не зависят от страны, из которой происходит импорт или в которую осуществляется экспорт товара.
- Сезонные квоты вводятся для ограничения импорта или экспорта сельскохозяйственной продукции. Конкретные товары могут быть импортированы в определенные периоды года. Это ограничение защищает внутренний рынок в периоды недостатка сезонных продуктов.
- Тарифные квоты позволяют импортировать определенный товар с использованием сниженных пошлин. Они используются для регулирования производства, импорта и потребления отдельных видов животноводческой продукции, включая мясо и мясные продукты. Главным условием получения такой квоты является наличие соответствующей лицензии.
- Индивидуальные квоты вводятся на основе двусторонних договоренностей и предоставляют основные преимущества во внешней торговле определенным странам с общими политическими и экономическими интересами. Они закрепляются в контракте и являются двусторонними квотами, основанными на договоренности.
Квотирование экспорта используется в случаях, когда цены на внутреннем рынке ниже цен на те же товары на внешнем рынке. Оно может осуществляться двумя способами:
– Квоты, которые распределяются административным путем.
– Квоты для аукционных продаж.
Как одна из нетарифных мер регулирования внешней торговли, квота является способом установления количественных ограничений импорта или экспорта в протекционистских целях. Квота определяет максимальный объем поставки определенного товара производителю в определенный срок.
Квоты могут устанавливаться в форме ограничения уровня цен, размера или длительности. Они могут быть абсолютными или относительными, а также временными или постоянными. Их использование может быть оправдано в случае риска ущерба отечественной промышленности от дешевого импорта товаров или услуг, а также для выравнивания баланса внешней торговли [3].
Количественные ограничения экспортных и импортных квот могут быть оправданы при наличии экономических предпосылок для их применения, хотя следует учитывать, что они могут нарушить баланс национального спроса и предложения.
Несмотря на положительное влияние квот на отечественное производство, снижение давления на рубль и улучшение баланса платежей, некоторые эксперты высказывают опасения по поводу использования этого инструмента в таможенной политике России [4].
Во-первых, квоты могут спровоцировать коррупцию и непрозрачность. Если правительство будет продавать квоты по завышенным ценам или распределять их неэффективно, это может привести к злоупотреблениям со стороны чиновников и компаний [5].
Во-вторых, использование квот может быть недостаточно гибким для адаптации к изменяющимся условиям рынка. Если спрос на конкретный товар или услугу возрастает, а квота остается неизменной, это может привести к дефициту и повышению цен на этот товар или услугу.
В-третьих, введение квот может вызвать негативную реакцию со стороны партнеров России в международной торговле. Если другие страны начнут использовать похожие механизмы для защиты своих производственных отраслей, это может привести к появлению тарифных барьеров и нарушению правил Всемирной Торговой Организации.
Для того чтобы избежать негативных последствий от использования квот в таможенной политике России, правительство должно обеспечить эффективное управление этим инструментом и принимать гибкие меры для адаптации к изменяющимся рыночным условиям.
Прежде чем приступить к оценке перспектив применения квот в таможенном регулировании на современном этапе, необходимо учесть практические аспекты и проблемы, связанные с их внедрением [6].
Первая проблема заключается в определении объема квот для каждой страны-участницы торговых сделок. Это может вызвать конфликт интересов между странами-экспортерами и импортерами. Возникает желание экспортеров получить большую долю квот, чтобы увеличить свои продажи, в то время как импортеры будут стремиться ограничить импорт для защиты национального производства.
Для решения этой проблемы необходимо установить справедливые и прозрачные правила распределения квот между странами-участниками торговых сделок. Это может быть достигнуто путем проведения переговоров и разработки общих правил, учитывающих интересы всех сторон.
Вторая проблема связана с контролем над экспортом и импортом товаров, попадающих под квоты. Необходимо разработать эффективные механизмы контроля, чтобы избежать нарушений правил распределения квот и предотвратить нелегальную торговлю. Для этого можно использовать различные методы контроля, такие как введение специальных кодов товаров или дополнительных процедур при импорте и экспорте товаров.
Третья проблема заключается в определении сроков действия квот. Слишком короткий или длинный период действия квот может создать неопределенность для экспортеров и импортеров, что может негативно сказаться на объемах трансграничной торговли. В этом случае необходимо определить оптимальное время действия квот, учитывая специфику товаров и ситуацию на рынке.
Четвертая проблема связана с взиманием дополнительных пошлин за превышение лимитов квот. Это может быть негативным фактором для экспортеров и импортеров, так как повлечет дополнительные расходы. В этом случае необходимо разработать систему штрафов, которая будет применяться справедливо ко всем участникам трансграничной торговли.
Пятая проблема заключается в возможности изменения объемов квот в процессе торговых сделок. Это может вызвать неопределенность для экспортеров и импортеров, а также усложнения в планировании производства и поставок товаров. В этом случае необходимо определить четкие правила изменения объемов квот и обеспечить прозрачность процесса.
Квоты могут быть использованы как временное средство, чтобы защитить отечественную промышленность или обеспечить баланс внешней торговли страны. В данном случае мы рассмотрим достоинства и недостатки применения квот в таможенном регулировании [7].
Достоинства применения квот:
- Защита отечественной промышленности. Когда правительство устанавливает квоту на импорт определенной продукции, оно способствует предотвращению демпинга со стороны иностранных компаний, которые могут продавать свою продукцию по ценам ниже себестоимости и вытеснять отечественных производителей с рынка.
- Регулирование объемов внешней торговли. Если правительство считает, что импорт конкретного продукта может иметь нежелательные последствия для экономики страны, оно может установить квоту на этот вид продукции. Это позволяет контролировать объемы импорта и поддерживать баланс внешней торговли.
- Улучшение состояния окружающей среды. Например, установка квоты на выброс парниковых газов из-за производства определенных товаров способствует борьбе с изменением климата.
Недостатки квотирования. Квотирование импорта определенной продукции имеет свои недостатки, которые следует учитывать при регулировании таможенных процедур. Основные недостатки применения квот описаны ниже [8].
- Искажение конкуренции
Установление квот на импорт определенной продукции может привести к искажению конкуренции на рынке. В результате этого цены на данную продукцию могут быть выше, чем в случае отсутствия ограничений. Такая ситуация дает преимущество отечественным производителям, но снижает конкурентоспособность на международном уровне.
- Нарушение правил ВТО
Использование квот с целью защиты отечественной промышленности может рассматриваться как нарушение правил Всемирной торговой организации (ВТО), так как это может рассматриваться как форма дискриминации против зарубежных компаний. ВТО пропагандирует открытость и свободную торговлю, что означает, что такие ограничения могут рассматриваться как нарушение этих принципов.
- Рост коррупции
Введение ограничений на импорт определенной продукции может создать благоприятные условия для коррупции. Нечестные должностные лица могут попросить взятки за разрешение на импорт товаров, превышающих установленную квоту. Это создает негативную среду для бизнеса и может отрицательно сказаться на развитии экономики [9].
Рекомендации по улучшению использования квот в таможенном регулировании в России:
- Установление более точной квотировочной системы
Текущая система квотирования имеет недостатки, связанные с ее нерациональностью и неэффективностью. Вместо того, чтобы устанавливать жесткие лимиты на каждый вид товара для каждой страны-экспортера, рекомендуется разработать систему распределения квот между странами-партнерами России на основе объемов импорта.
- Установление гибких лимитов
Рекомендуется установить гибкие лимиты на основе объемов импорта и экспорта каждого вида товара для каждой страны-партнера. Такой подход позволит более эффективно использовать квоты и предотвратить нерациональное распределение контингентов.
- Улучшение мониторинга и контроля за использованием квот
Для улучшения мониторинга и контроля за использованием квот рекомендуется вести более детальную статистику импорта каждого вида товара для каждой страны-экспортера. Также необходимо обеспечить более частое предоставление информации о распределении и использовании квот, чтобы можно было своевременно реагировать на изменяющуюся динамику торговли.
- Расширение перечня товаров, подлежащих квотированию
Рекомендуется расширить перечень товаров, подлежащих квотированию, включив в него более широкий спектр продуктов, особенно тех, которые вызывают наибольшую конкуренцию на рынке. Такой шаг позволит защитить интересы отечественных производителей и способствовать стабильному росту экономики.
- Установление дополнительных мер поддержки отечественных производителей
Для поддержки отечественных производителей рекомендуется принять дополнительные меры, такие как снижение налоговых ставок на импортозамещающую продукцию или предоставление льгот при закупке государством товаров и услуг у отечественных компаний. Такой подход создаст благоприятную среду для развития отечественного производства и обеспечит стабильный рост экономики в целом.
Учитывая вышеуказанные преимущества и недостатки использования квот, можно сделать вывод о перспективах их применения в таможенном регулировании на 2024 год. Решение о введении квот должно быть принято с учетом анализа рынка и экономической ситуации в стране, учитывая потенциальные риски и выгоды для национальной экономики.
Список литературы
- Афонин Д.Н., Кулешов А.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебник. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2021. – 152 с. – ISBN 978-5-4383-0234-6.
- Афонин Д.Н. Разработка принципов прогнозирования таможенных правонарушений и преступлений на основе динамических методов оценки экономической устойчивости участников внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 21-24. – EDN GZOHDL.
- Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
- Гурова Е.С. Количественные ограничения как одна из мер нетарифного регулирования в ЕАЭС. Виды квот и их особенности // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 3(40). – С. 3-10. – EDN TAOWKS.
- Баранова П.А. Квотирование как инструмент защиты внутреннего рынка в условиях санкций // Цифровая трансформация учетно-контрольных и аналитических процессов бизнеса: Материалы научно-исследовательской работы преподавателей и студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. XII Международная научно-практическая конференция, Москва, 10–12 декабря 2020 года. – Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2021. – С. 69-73. – EDN BOJJIZ.
- Афонин Д.Н. Правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации: Учебник. – Ектеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения», 2024. – 118 с. – ISBN 978-5-0062-6425-0. – EDN WNCNQZ.
- Музалева О.В., Сыроижко В.В. Нетарифные меры регулирования внешней торговли: особенности применения в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 1-4(88). – С. 125-128. – DOI 10.24412/2500-1000-2024-1-4-125-128. – EDN DGAKYC.
- Мырадова С., Реджепгелдиев С. Важность выбора между импортными тарифами и квотами // Ceteris Paribus. – 2023. – № 3. – С. 149-151. – EDN IOBWPC.
- Афонин Д.Н. Информационные технологии в борьбе с коррупцией в таможенных органах. Зарубежный опыт // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 3(87). – С. 9-14. – EDN GDDAAS.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Молчанова Е.Р. Актуальные вопросы применения нетарифных мер таможенного регулирования внешней торговли (на примере квотирования) // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 2(30). – С. 36-40. – EDN SIJJBL