Значение человеческого потенциала для обеспечения экономической безопасности государства

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Значение человеческого потенциала для обеспечения экономической безопасности государства

Колоткина О.А.

Уральский государственный экономический университет

Аннотация:

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью категории «человеческий потенциал» при обеспечении экономической безопасности государства. Развитие личности, человеческого потенциала заявлены как приоритетные цели многих стратегических документов, реализуемых в современной России. Целью данной статьи является проведение определение степени влияния человеческого потенциала на обеспечение экономической безопасности государства. При проведении исследования был использован широкий круг методов общенаучного и частнонаучного характера, что позволило провести комплексный анализ. Проведенное исследование показало отсутствие единообразного понимания человеческого потенциала в научном сообществе, что дает возможность многозначного толкования. Но единообразным является позиция исследователей в том, что создание благоприятных условий для развития конкретной личности позитивно сказывается на обеспечении экономической безопасности государства. Человеческий ресурс признан одним из наиболее ценных в современную эпоху, поэтому нельзя отрицать его влияние на составляющие национальной безопасности государства. Вывод. В результате проведенного исследования необходимо отметить, что сегодня есть необходимость в создании на государственном уровне системы мониторинга показателей экономической безопасности в социальной сфере, частью которой является также и человеческий потенциал. Это позволит комплексно анализировать эффективность предпринимаемых мер в сфере реализации мер экономической безопасности.

Ключевые слова:

Человеческий потенциал, экономическая безопасность, человеческие ресурсы, национальная безопасность, мониторинг


Abstract:

The relevance of the research topic is due to the importance of the category "human potential" in ensuring the economic security of the state. The development of personality and human potential are stated as the priority goals of many strategic documents implemented in modern Russia. The purpose of this article is to determine the degree of influence of human potential on ensuring the economic security of the state. During the research, a wide range of general scientific and private scientific methods were used, which allowed for a comprehensive analysis. The conducted research has shown the lack of a uniform understanding of human potential in the scientific community, which makes it possible for ambiguous interpretation. But the position of researchers is uniform in that the creation of favorable conditions for the development of a particular personality has a positive effect on ensuring the economic security of the state. The human resource is recognized as one of the most valuable in the modern era, therefore, its influence on the components of the national security of the state cannot be denied. Conclusion. As a result of the conducted research, it should be noted that today there is a need to create at the state level a system for monitoring indicators of economic security in the social sphere, of which human potential is also a part. This will allow a comprehensive analysis of the effectiveness of the measures taken in the field of implementation of economic security measures.

Keywords:

human potential, economic security, human resources, national security, monitoring.


Введение. В последние несколько лет, в силу переориентации российской экономики, все больше стали говорить о человеческих ресурсах и их ценности и о человеческом потенциале в целом. Эта задача была поставлена президентом РФ еще в 2012 году, в своей статье он одной из приоритетных задач развития российского государства обозначил развитие человеческого потенциала [1].

Целью данного исследования является рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия человеческого потенциала как социального ресурса и экономической безопасности.

Разработанность темы. В рамках обозначенной Президентом РФ цели исследовать человеческий потенциал, были созданы различные центры, ориентированные на исследование и разработку благоприятных условий для развития человеческого потенциала, среди которых стоит упомянуть «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», координатором которого выступает НИУ ВШЭ [2]. Результаты работы данного центра очень востребованы многими организациями. Наибольший интерес, в 2023 г. вызвали исследования, связанные с разработкой интеллектуальных инструментов содействия созданию условий для формирования и гармоничного развития личности [3]. У центра огромная запатентованная база исследований, которая касается разносторонних исследований в сфере человеческого потенциала, что является огромным ресурсом в реализации поставленных государством целей.

Методология. Для проведения исследования был использован широкий круг методов, что позволило предметно сделать определенные выводы. Социологический метод позволил определить место и значимость категории «человеческий потенциал» в структуре социальных отношений и определить влияние на экономическую сферу деятельности. Функциональный метод использовался для определения степени воздействия человеческого потенциала на экономическое развитие государства и обеспечение экономической безопасности.  Метод анализа был применен в большинстве случаев, поскольку данный метод направлен на рассмотрение проблемных аспектов, аспектов взаимодействия исследуемых категорий.  

Рассуждения. Значимость исследований, связанных с человеческим потенциалом, обусловлена тем, что данная категория связана не только с удовлетворением частного интереса конкретного человека, но и с публичным интересом, прежде всего, государственным. В последнее время в современной научной литературе все чаще подчеркивается взаимосвязь человеческого потенциала и национальной экономики страны, их взаимовлияние. Учитывая, что человеческий потенциал проявляется в способности человека к трудовой, интеллектуальной, творческой и иным видам деятельности, можно с уверенностью сказать о влиянии его на экономическое развитие страны [4]. При сочетании частного и публичного интереса человеческий потенциал представляет собой уникальный производственный ресурс, характеризующийся определенным уровнем образования, квалификации и опыта конкретного человека

Таким образом, сущность человеческого потенциала заключается в его  двойственности. С одной стороны, человеческий потенциал отвечает за развитие способностей личности, самореализацию человеком своих возможностей в различных сферах общественной жизнедеятельности [5]. С другой стороны, все чаще в последнее время человеческий потенциал рассматривается в качестве необходимого условия достижения устойчивого экономического роста, смены технологических укладов, а также обеспечения национальной безопасности государства [6].  Уникальность чеховского потенциала как социальной категории заключается в сочетании публичного и частного интересов, что и вызывает большой интерес к таким исследованиям.  Так, С. Н. Бурлака отмечает, что развитие человеческого капитала напрямую зависит от объема финансирования, как самого человека, так и государства, общества в составляющие компоненты [7, с. 116].  Стоит с этим согласиться, поскольку наличие финансовых возможностей, достаточных для удовлетворения более значимых потребностей, помимо базовых, имеет свои следствием повышение интеллектуального, нравственного потенциала конкретного субъекта, что отражается, в своей совокупности, на качестве развития государства. С учетом вышесказанного, развитие человеческого потенциала должно лежать в основе современной государственной политики. Такая политика должна быть направлена на осознание эффективности вложений в развитие профессиональных качеств личности, включая повышение уровня профессионального образования, профессиональной переподготовки. Такая государственная политика, безусловно, будет способствовать увеличению эффективности трудовой деятельности человека, активизации инвестиций в человека для дальнейшего социально-экономического развития страны в целом.

Человеческий потенциал, в сфере экономики трансформируется в человеческий капитал/ресурс, способный обеспечить переход национальной экономики к инновационному развитию. Именно поэтому человеческий капитал считается одним из основных элементов, способным справиться с большинством угроз экономической безопасности государства

Соотношение человеческого потенциала и безопасности личности находят отражение в основополагающих стратегических документах в сфере национальной безопасности государства и ее отдельных сфер, включая экономическую безопасность. Одной из характерных особенностей современных стратегических документов в сфере обеспечения национальной безопасности является установление неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономического развития страны и национальной безопасности [8].

Основополагающим документом стратегического планирования в области национальной безопасности является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [9]. В данном документе развитие человеческого потенциала поставлено на первое место среди национальных интересов, перечисленных в Стратегии (п. 25) (всего в Стратегии обозначено восемь национальных интересов). Развитие человеческого потенциала является также одним из девяти стратегических национальных приоритетов, обозначенных в п. 26 Стратегии. При этом в действующей Стратегии национальной безопасности подчеркивается влияние социально-экономической политики государства на развитие человеческого потенциала. Анализ положений Стратегии позволяет сделать вывод о том, что развитие человеческого потенциала должно  способствовать, первостепенным образом, удовлетворению частного интереса — рост доходов граждан, формирование здорового образа жизни, реализацию основных конституционных прав и свобод и др.

В современной российской практике, к сожалению, влияние человеческого потенциала на  обеспечение экономической безопасности имеет, зачастую, отрицательное влияние. Причины обусловлены социальными факторами, связанными, к примеру, с низким уровнем корпоративной социальной защиты работников, отсутствие или низкий уровень гарантий в сфере обеспечения жильем, услугами здравоохранения, повышения уровня образования, условиями отдыха и т.д. Все это ведет, во-первых, к постоянной текучке кадров, во-вторых, к снижению эффективности производства в целом. И это характерно практически для всех сфер экономической деятельности.

Снижение качества человеческого потенциала затрудняет экономическое развитие государства  и обеспечение экономической безопасности, в том числе и на уровне регионов. Это является основанием для внимания со стороны представителей государственной власти как на федеральном уровне, так и в конкретном субъекта РФ, а также и на уровне муниципалитетов.

В современных условиях есть острая необходимость в разработке системы государственного мониторинга показателей экономической безопасности именно в социальной сфере, частью которой является и является развитие человеческого потенциала [10]. Но особенностью этой системы должно стать не просто информационное сопровождение, как это существует во многих случаях при проведении мониторинга в различных секторах экономики, а создание некой базы для разработки программы нейтрализации возникающих угроз в сфере экономической безопасности. Для этого нужны соответствующие инструменты, в числе которых должны быть как материальные, финансовые, так и человеческие ресурсы. Поэтому разработка данной системы должна носить комплексный характер, охватывающий собой абсолютно все социально-экономические ресурсы. Действительно, это масштабная работа, но она заслуживает вложений и внимания в силу того, что большая часть развитиях государств идет по пути ориентации на ценность конкретного человека и его потенциала для обеспечения государственных интересов.

Сложность разработки данной системы мониторинга связана с отсутствием методики обработки показателей уровня экономической безопасности, их систематизацией и оценки. Более того, на сегодняшний день не существует универсальной системы оценки экономической и национальной безопасности государства, что ведет к противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Нет также и единой нормативной основы, которая бы регламентировала материальную и процессуальную сторону данной деятельности.

Вопрос о разработке универсальной системы мониторинга экономической безопасности в социальной сфере нуждается в приоритетном исследовании, поскольку он напрямую оказывает воздействие на формирование стратегии экономической безопасности государства. По мнению исследователей, экономическая безопасность напрямую влияете на уровень экономического развития государства, его конкурентоспособность и производительность. В условиях формирования полного цикла экономического производства это особенно важно [11, с. 278].

Анализ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 [12], дает возможность определить место человеческого потенциала в сфере обеспечения экономической безопасности. Среди целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности указано повышение уровня и качества жизни населения, а одним из направлений государственной политики является развитие человеческого потенциала (подп. 8 п. 15).

Стратегия экономической безопасности акцентирует внимание на публичном интересе развития данной категории. Так, основными задачами государственной политики, направленной на развитие человеческого потенциала, являются:

- совершенствование системы общего и профессионального образования с использованием технологических и научных достижений;

- создание и развитие национальной  системы квалификации кадров и требований к работникам;

- профессиональная профориентация граждан;

- информирование граждан об изменениях в системе требований к работникам различных сфер деятельности и т.д. (п. 23 Стратегии).

Вывод. В заключении хотелось бы отметить, что развитие человеческого потенциала должно стать приоритетной задачей современного государства и реализовываться в рамках проводимой государственной политики [13] в области стратегического планирования и обеспечения национальной безопасности. Развитие человеческого потенциала, формирование высококачественного человеческого ресурса положительным образом скажется на обеспечении экономической безопасности государства, отдельных регионов и национальной безопасности в целом.

Список литературы

  1. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // URL: www.kspu.ru/upload/documents/2012/02/14/a5a5b18fc2b425ab77c96976ad9c782e/v-putin-stroitelstvo-spravedlivosti-sotsialnaya-politika-dlya-rossii-komsomolska.pdf (дата обращения 17.02.2024).
  2. Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала // URL: ncmu.hse.ru/ (дата обращения 17.02.2024).
  3. Научный проект «Гармонично развитая и социально ответственная личность: концептуализация с учетом роли самостоятельности и ценностных ориентаций, определение условий формирования и создание специализированного информационного ресурса» // URL: ncmu.hse.ru/programme-1-6-1 (дата обращения 17.02.2024).
  4. Моргунов Е.В., Чернявский С.В. Основные методологические подходы изучения человеческого развития как важнейшего приоритета обеспечения национальной безопасности России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2023. – № 61. – С. 32-39.
  5. Sen A. K. Capability and well-being // The quality of life. – New York: Oxford University Press, 1993. – P. 30−53.
  6. Плотникова Т.В., Пучнин В.М. Стратегические национальные приоритеты национальной безопасности российской федерации: теоретико-правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 12 (216). – С. 23-26.
  7. Бурлака С. Н. Инвестирование в человеческий капитал как фактор экономического роста // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 20−21 ноября 2018 г.). – Екатеринбург: УрГЭУ, 2019. – С. 116−120
  8. Афонин Д. Н., Афонин П. Н. Экономическая безопасность на таможенной границе // Таможенные чтения - 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела: (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии) Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2014 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2014. – С. 18-23. – EDN TKEXML.
  9. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 5 июля 2021 г. – № 27 (часть II). – ст. 5351
  10. Мантусов В. Б., Афонин Д. Н., Афонин П. Н., Данько Д. Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
  11. Ягофарова И. Д. Правовое регулирование экономической безопасности в России: проблемы и перспективы // Организационно-правовые основы экономической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения: сб. материалов Междунар. 73 науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 12 апреля 2022 г.). – Екатеринбург: УГГУ, 2022. – С. 278−283
  12. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
  13. Курдюмов А. В. Классификация молодых государств, особенности их экономического развития и политического устройства // Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства: монография. – Екатеринбург: Урал. изд-во, 2022. – С. 117−125.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Колоткина О.А. Значение человеческого потенциала для обеспечения экономической безопасности государства // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 2(30). – С. 14-18. – EDN DXRLSI.