Несовершенства антидопингового законодательства WADA: защищенные лица
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Несовершенства антидопингового законодательства WADA: защищенные лица
Демеш В.П., Афонина А.Д., Дудус А.Н.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В статье рассматривается несовершенство законодательной политики Всемирного антидопингового агентства (WADA) на фоне все не прекращающихся претензий к Российскому антидопинговому агентству (РУСАДА), изучается введенная во Всемирный антидопинговый кодекс концепция «Защищенного лица», современная уязвимость несовершеннолетних, реальные угрозы и юридические последствия, возникающие вследствие данного нововведения.
Ключевые слова:
допинг, Всемирное антидопинговое агентство, WADA, Защищенные лица, Всемирный антидопинговый кодекс, РУСАДА.
Abstract:
The article examines the imperfection of the legislative policy of the World Anti-Doping Agency (WADA) against the background of continuing claims against the Russian Anti-Doping Agency (RUSADA), examines the concept of a "Protected Person" introduced into the World Anti-Doping Code, the modern vulnerability of minors, real threats and legal consequences arising from this innovation.
Keywords:
doping, World Anti-Doping Agency, WADA, Protected persons, World Anti-Doping Code, RUSADA.
Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) продолжает не соответствовать Всемирному антидопинговому кодексу [1].
Претензии WADA к РУСАДА заключаются в трех несоответствиях – несоответствие количества антидопинговых нарушений, которые указаны в федеральном законе, количеству, указанном во Всемирном антидопинговом кодексе; несоответствие определения «соревновательный период»; несоответствие в вопросе вывоза допинг-проб. WADA утверждает, что в российском законодательстве присутствуют несоответствия с Всемирным антидопинговым кодексом, включая различия в определениях антидопинговых правил, сроков давности нарушений и процедур обжалования [2].
Кроме того, по результатам независимого расследования WADA были обнаружены нарушения в вывозе допинг-проб из России, которые являются частью обязательств РУСАДА по следующим международным стандартам. WADA утверждает, что РУСАДА не выполнила эти обязательства, что также привело к претензиям.
Генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова подчеркнула, что РУСАДА считает эти претензии неправомерными и работает над их урегулированием. Она выразила уверенность в том, что РУСАДА сможет решить все вопросы с WADA и вернуться к полноценной работе в международном антидопинговом сообществе в 2024 году, поскольку РУСАДА уже направило информацию о том, что все пункты, указанные в решении CAS по российскому делу, выполнены [3]. Однако, вместе с тем, РУСАДА заявило, что не имеет права издавать какие-либо законодательные акты и не обладает правом законодательной инициативы для того, чтобы привести их в соответствие всемирному антидопинговому кодексу [4].
Непрекращающиеся претензии WADA к РУСАДА привели к приостановке аккредитации РУСАДА и временному отстранению российских спортсменов от участия под национальным флагом на международных соревнованиях [5]. При этом сложно до сих пор назвать слаженной и гармоничной действующую систему самого WADA, взять хотя бы нововведенную концепцию «Защищенных лиц», о которой пойдет речь далее.
WADA (Всемирное антидопинговое агентство) было создано в 1999 году для защиты спорта от допинга. Его основной документ, Всемирный антидопинговый Кодекс (далее – Кодекс), преследует две цели: обеспечить гармонизацию антидопинговых программ и защитить фундаментальное право спортсменов на участие в спорте, свободном от допинга, и, таким образом, способствовать укреплению здоровья, справедливости и равноправия спортсменов во всем мире.
Несоблюдение процедур и принципов Кодекса подвергает спортсменов потенциальным санкциям в виде проведения Политики Антидопингового Контроля (Anti-doping control policy, ADVR), и эти санкции применяются ко всем спортсменам независимо от их возраста. Пересмотренная версия Кодекса вступила в силу в 2021 году. В список изменений включена концепция Защищенных лиц, которая распространяется на несовершеннолетних спортсменов и определяется как [6]:
«Спортсмен или другое физическое лицо, которое на момент нарушения антидопинговых правил:
- не достигло возраста шестнадцати (16) лет;
- не достигло возраста восемнадцати (18) лет и не включено ни в один зарегистрированный пул тестирования и никогда не участвовало в соревнованиях в любом международном мероприятии в открытой категории;
- или по причинам, отличным от возраста, было установлено, что он не обладает дееспособностью в соответствии с применимым национальным законодательством».
- Санкции в отношении Защищенных лиц имеют три основных отличия от наказаний, применяемых в отношении взрослых [6]:
- сокращение срока дисквалификации за незначительную провинность не зависит от факта применения Особой Субстанции, как это требуется для взрослых спортсменов. Под «Особыми» WADA понимает вещества и методы, которые, с большей вероятностью, были употреблены Спортсменом в целях, отличных от повышения спортивных результатов;
- Защищенные лица, а также Спортсмены-любители освобождаются от обязанности устанавливать, каким образом вещество попало в их организм. Обе группы имеют право на признание незначительной вины;
- обязательное публичное раскрытие личности, требуемое для всех взрослых спортсменов, не требуется для спортсмена, являющегося защищенным лицом.
Более того, Защищенному лицу предписывают максимум два года дисквалификации или, как минимум, выговор и отсутствие срока дисквалификации, в зависимости от степени вины защищаемого лица.
Взрослый спортсмен может получить дисквалификацию максимум на 4 года за нарушение статей 2.1 (Наличие Запрещенной субстанции, или ее Метаболитов, или Маркеров в Пробе, взятой у Спортсмена), 2.2 (Использование или Попытка Использования Спортсменом Запрещенной субстанции или Запрещенного метода) и 2.6 (Обладание Спортсменом или Персоналом Спортсмена Запрещенной субстанцией или Запрещенным методом) Кодекса. В случае возникновения таких нарушений статья 10.6 Кодекса предусматривает сокращение срока дисквалификации в случае признания незначительности вины или совершения правонарушения на основании халатности. Конкретно в этих трех вышеупомянутых статьях, после обращения к статье 10.6.1 спортсмен может уменьшить основную санкцию, наложенную Политикой Антидопингового Контроля.
Статья 10.6.1 содержит три подпункта, которые отвечают за сокращение срока дисквалификации [6]:
- если неблагоприятный результат анализа связан с Особой Субстанцией (кроме Субстанции, вызывающей зависимость) или Особым методом (статья 10.6.1.1);
- если спортсмен или иное лицо смогут доказать то, что выявленная Запрещенная субстанция содержалась в Загрязненном продукте (статья 10.6.1.2);
- если нарушение антидопинговых правил, не связанное с Субстанцией, вызывающей зависимость, совершено Защищенным лицом или Спортсменом-любителем, (статья 10.6.1.3).
Кроме того, каждый из данных подпунктов устанавливает немало значимое условие возможности указанными лицами доказать незначительную вину или халатность.
Чтобы защитить несовершеннолетних от притеснений и жестокого обращения, Кодекс предусматривает серьезные санкции в отношении персонала спортсменов. Такая политика играет центральную роль в защите несовершеннолетних от опасностей жестокого обращения, а также от потенциального вреда, связанного с их положением в качестве «подопытных кроликов» для преступников. Применение WADA жестких мер к нарушителям является важным вкладом и согласуется с международными требованиями по защите детей. Однако, к сожалению, защищенные лица подвержены другой угрозе: самим санкциям WADA. Как было описано ранее, концепция защищенных лиц ограничивается смягчением самих санкций. Следовательно, понимание этой корреляции может раскрыть двусмысленный, расплывчатый и неясный подход к защите, который WADA представляет с помощью этой концепции. Этот сценарий позволяет интерпретировать, что, согласно Кодексу, несовершеннолетние спортсмены подпадают под действие той же Политики Антидопингового Контроля, что и взрослые спортсмены, за исключением очень специфических обстоятельств, упомянутых выше.
Тот факт, что несовершеннолетние наказываются на тех же основаниях, что и взрослые, демонстрирует, насколько неясна Политика Антидопингового Контроля, когда речь заходит о Защищенных лицах, и что WADA не удается согласовать концепцию данных лиц с другими элементами Кодекса. Поскольку роль Защищенных лиц в смягчении санкций весьма ограничена, можно было бы задаться вопросом, служит ли данный статус интересам несовершеннолетних и были ли хорошо продуманы последствия его применения. Несмотря на то, что такие жесткие санкции необходимы для защиты несовершеннолетних от различных видов злоупотреблений, связанных с допингом, из этого не следует, что WADA предлагает защиту несовершеннолетним, когда речь заходит об обоснования введения в Кодекс концепции Защищенных лиц: сама по себе защита этой конкретной группы спортсменов от санкций WADA. Принимая во внимание, что наличие концепции защищенного лица в Кодексе призвано смягчить потенциальные санкции и защитить несовершеннолетних от наказаний WADA, можно видеть, что эта концепция не последовательно используется во всех статьях Кодекса [7].
Применение санкций к несовершеннолетним спортсменам скрывает тот факт, что в соответствии с концепцией строгой ответственности несовершеннолетние спортсмены парадоксальным образом являются подозреваемыми и жертвами одновременно. В то время как WADA подтверждает, что защищает несовершеннолетних, признавая их уязвимость, отсутствие у них дееспособности и необходимость пожизненных дисквалификаций для персонала защищенных лиц, оно по-прежнему применяет санкции к самой данной категории спортсменов. Нынешняя дилемма обнажает непоследовательность в применении санкций к несовершеннолетним с целью их защиты – или, другими словами, она демонстрирует непоследовательность в превращении их из жертв в подозреваемых.
На основании проведенного в данной статье анализа концепции Защищенных лиц можно сделать вывод, что:
- WADA применяет санкции к несовершеннолетним на тех же основаниях, что и к взрослым;
- концепция защищенных лиц, ответственная за смягчение санкций (или поддержание уровня санкций), не обеспечивает никакой защиты.
Более того, посредством своей политики WADA превращает несовершеннолетних из потерпевших в подозреваемых и не предлагает морального оправдания для этого. Хотя включение концепции Защищенных лиц в Кодекс демонстрирует некоторую попытку адаптации, очевидно, что ограничение данной концепции самими санкциями WADA не обеспечивает последовательной гармонизации всего Кодекса.
Список литературы
- WADA рассмотрит вопрос статуса соответствия РУСАДА 17 ноября [Электронный ресурс]. – URL: www.forbes.ru/sport/499628-wada-rassmotrit-vopros-statusa-sootvetstvia-rusada-17-noabra.
- Consequences of non-compliance for National Anti-Doping Organization of Russia (RUSADA) [Электронный ресурс]. – URL: www.wadaama.org/sites/default/files/2023-09/230922%20RUSADA%20consequences.pdf.
- «Надеемся, в 2024 году вопрос восстановления РУСАДА будет закрыт» — гендиректор агентства Логинова [Электронный ресурс]. – URL: news.sportbox.ru/.
- РУСАДА заявило ВАДА об отсутствии полномочий менять российские законы [Электронный ресурс]. – URL: www.sport-interfax.ru/922377.
- World anti-doping agency files compliance cases against Russia, South Africa to CAS [Электронный ресурс]. – URL: swimswam.com/world-anti-doping-agency-files-compliance-cases-against-russia-south-africa-to-cas.
- Всемирный антидопинговый кодекс (ред. от 01.01.2021) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: www.consultant.ru.
- WADA’s Concept of the ’Protected Person’ – and Why it is No Protection for Minors [Электронный ресурс]. – URL: www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17511321.2022.2091014?tab=permissions&scroll=top.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования:
Демеш В.П., Афонина А.Д., Дудус А.Н. Несовершенства антидопингового законодательства WADA: защищенные лица // Бюллетень инновационных технологий. – 2024. – Т. 8. – № 1(29). – С. 60-63. – EDN UDHYMY.