Направления совершенствования порядка администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Направления совершенствования порядка администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования
Тищенко Ю.С.
Российская таможенная академия
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с администрированием таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования. Автором проводится анализ порядка перемещения таких товаров различными способами, основные положения таможенного законодательства в отношении исчисления и уплаты таможенных платежей при декларировании товаров для личного пользования, исследуется осуществление перевода плательщиком денежных средств на счет Федерального казначейства. На основе данного анализа, а также анализа нарушений таможенных правил физическими лицами, автором делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования системы администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования путем установления четких критериев отнесения товаров к данной категории, а также усовершенствования электронного механизма уплаты таможенных платежей.
Ключевые слова:
администрирование, таможенные платежи, физическое лицо, товары для личного пользования, характер товаров, красный коридор, пассажирская таможенная декларация, интернет-торговля
Abstract:
The article discusses issues related to the administration of customs duties in relation to goods for personal use. The author analyzes the procedure for moving such goods in various ways, the main provisions of customs legislation regarding the calculation and payment of customs duties when declaring goods for personal use, and examines the transfer of funds by the payer to the account of the Federal Treasury. Based on this analysis, as well as an analysis of violations of customs rules by individuals, the author concludes that it is necessary to further improve the system for administering customs duties in relation to goods for personal use by establishing clear criteria for classifying goods into this category, as well as improving the electronic mechanism for paying customs duties.
Keywords:
administration, customs payments, individual, goods for personal use, nature of goods, red corridor, passenger customs declaration, online commerce.
Товары могут импортироваться или экспортироваться, проходить через таможенную территорию транзитом, облагаться пошлинами и налогами или ввозится (вывозиться) беспошлинно, ввозиться временно или для внутреннего потребления. В каждом конкретном случае применяется свой алгоритм действия и процедур, применяемых таможенными органами в отношении таких товаров. Основная задача таможенных органов в данной связи – упрощение процедур торговли товарами независимо от условий их перемещения [1].
Однако товары перемещаются через таможенную границу не только в целях последующей перепродажи (т. е. для экономических целей), они могут быть также ввезены физическими лицами в целях личного пользования. Таким товарам уделяется особое внимание в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Ключевым в определении данного термина в соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС является цель перемещения таких товаров – для личных нужд, а не для осуществления предпринимательской экономической) деятельности. В ст. 255 ТК ЕАЭС даются дополнительные определения, поясняющие, в частности, способы перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, перечень которых установлен ст. 256 ТК ЕАЭС [2]:
– в сопровождаемом багаже (непосредственно при фактическом въезде (выезде) физического лица на (с) таможенную(ой) территорию(и) ЕАЭС);
– в несопровождаемом багаже (переданные перевозчику по договору в связи с въездом (выездом) физического лица на (с) таможенную(ой) территорию(и) ЕАЭС);
– доставляемые перевозчиком (переданные перевозчику по договору без фактического перемещения физического лица через таможенную границу Союза);
– пересылаемые в международных почтовых отправлениях, в том числе в рамках международной электронной торговли.
Кроме того, ТК ЕАЭС предусмотрен ряд критериев, исходя из которых таможенные органы вправе отнести товары к товарам для личного пользования [1]:
1. Наличие заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации).
2. Характер и количество товаров (соответствующее установленным ограничениям).
3. Частота пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и/или перемещения товаров через таможенную границу Союза им самим или в его адрес.
Необходимо отметить, что взимание таможенных платежей при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования осуществляется двумя способами – по единым ставкам и в виде совокупного таможенного платежа.
Законодательством ЕАЭС установлены виды, ставки таможенных платежей, применяемых в отношении товаров для личного пользования, установлены два способа их уплаты, определены база и единые ставки таможенных пошлин и налогов [3]. Систему таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования можно изобразить как представлено на рисунке 1.
В целом, необходимо отметить, что за последние годы суммы таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования выросли в несколько раз, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.
Анализ данных показывает увеличение сумм таможенных платежей в 2021 году, поступивших в результате их уплаты физическими лицами в отношении товаров для личного пользования. По сравнению с предыдущим годом такой рост 14,8 млрд. 2022 год также показал существенный прирост доходов от уплаты таможенных платежей в отношении данной категории товаров – на 33,5 млрд. Такая положительная динамика может быт обоснована возросшей потребностью физических лиц в иностранных товарах, которые ввиду санкционных ограничений перестали поступать на отечественный рынок, но при этом поставляются в рамках интернет-торговли либо непосредственно путем перемещения физическими лицами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования приобретают все больший вес в современных условиях. Обусловлено это, во-первых, развитием интернет-торговли, а, во-вторых, стремлением потребителей приобретать зарубежные товары, в том числе самостоятельно. В таких условиях большая доля ответственности ложится на таможенные органы, в чьи обязанности входит администрирование таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования и проведение таможенного контроля отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию.
Так, в местах перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС может применяться система двойного коридора, предусмотренная п. 2 ст. 257 ТК ЕАЭС. В Российской Федерации определено 76 пунктов пропуска, в которых применяется данная система [5]. Система двойного коридора позволяет ускорить прохождение таможенного контроля физическими лицами и снизить административную нагрузку на таможенные органы.
На первом этапе физическое лицо выбирает коридор в зависимости от категории и характеристик товаров для личного пользования, которые он ввозит на таможенную территорию ЕАЭС. Применение системы двойного коридора заключается в выборе физическим лицом, пересекающим таможенную границу Союза, соответствующего коридора («красного» или «зеленого»). При этом, зеленый коридор предназначен для пассажиров, которые не имеют товаров, подлежащих обязательному декларированию и уплате таможенных платежей в соответствии с законодательством ЕАЭС (пп. 2, 3 ст. 257 ТК ЕАЭС). Если такие товары имеются, физическое лицо обязано проследовать через красный коридор. При его прохождении пассажиры должны предоставить пассажирскую таможенную декларацию (далее – ПТД) и пройти дополнительный таможенный контроль, включающий проверку документов и осмотр (досмотр) товаров для личного пользования. Красный коридор используется для более тщательного контроля товаров и предотвращения незаконного ввоза или вывоза товаров, а также для обеспечения соблюдения правил и требований таможенного законодательства. В случае обнаружения нарушений, пассажиры могут быть подвергнуты административной или уголовной ответственности.
При таможенном декларировании товаров для личного пользования необходимо указать цель их перемещения или нахождения на таможенной территории Союза: свободное обращение, вывоз, временный ввоз (только в отношении транспортных средств для личного пользования) или вывоз. При этом данное положение не относится к товарам, перемещаемым в МПО либо находящимся под таможенной процедурой таможенного транзита.
На последнем этапе (при условии успешного прохождения всех предыдущих) таможенным органом осуществляется выпуск товаров. При этом стоит отметить две особенности: товары, пересылаемые в МПО, могут быть выпущены до уплаты таможенных платежей, а товары в сопровождаемом багаже – до зачисления сумм уплаченных пошлин, налогов на соответствующий счет Федерального Казначейства (п. 3 ст. 262 ТК ЕАЭС) [6]. Модель порядка совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров для личного пользования в системе двойного коридора представлена на рисунке 3. Также стоит отметить, что уплата таможенных платежей производится после прохождения иных видов государственного контроля, а также подтверждении должностным лицом таможенного органа того факта, что товары действительно относятся к категории для личного пользования и не могут быть представлены к розничной продаже.
После подачи физическим лицом ПТД, должностное лицо таможенного органа на ее основе оформляет таможенный приходной ордер (далее – ТПО) и выписывает квитанцию на уплату таможенных платежей. Форма и порядок заполнения ТПО определены Евразийской экономической комиссией [7]. Квитанции содержат информацию о подлежащей уплате сумме таможенных пошлин и налогов, реквизиты ТПО и счета для перечисления платежей в текстовом виде и виде QR-кода [8, 9]. Данная квитанция также размещается в информационном сервисе оператора таможенных платежей ООО «Мультисервисная платежная система», где физические лица могут осуществлять поиск таможенных квитанций и совершать уплату удаленно посредством банковских карт платежных систем МИР, Visa или MasterCard.
Для поиска квитанций необходимо перейти по ссылке https://payservice.ippay.ru/SearchTPO.aspx и в соответствующих полях указать персональные данные (рис. 4). После входа в систему, пользователю будет доступна информация обо всех имеющихся платежных документах.
С 1 августа 2023 года начал работу новый сервис для физических лиц – «Таможенные квитанции», который интегрирован в Личный кабинет участника ВЭД по ссылке: https://edata.customs.ru. [10]. Он позволяет получить и удаленно оплатить квитанцию после прохождения физическими лицами авторизации с использованием учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (рис. 5).
При переходе на страницу сервиса «Таможенные квитанции» физическое лицо может увидеть все оформленные в отношении него квитанции. При этом плательщику будут доступны следующие действия:
– просмотр квитанции, а также ее печать либо сохранение в формате .pdf;
– оплата квитанции с помощью сервиса оператора таможенных платежей ООО «Мультисервисная платежная система»;
– оплата квитанции путем распоряжения авансовыми платежами, находящимися на едином лицевом счете данного физического лица.
После совершения действий по уплате таможенных платежей, автоматически формируется чек, реквизиты которого следует предоставить сотруднику таможенного органа, чтобы получить разрешение на выпуск товаров.
Уплата таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых в МПО, происходит по факту получения информации о заказе от иностранного поставщика посредством направления таможенным представителем уведомления в адрес физического лица с доступом в Личный кабинет для осуществления уплаты таможенных платежей.
Стоит отметить, что актуальность исследования вопроса администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в условиях развития электронной торговли, активного трансграничного перемещения физических лиц и приобретения ими товаров для личных целей возникает необходимость контроля определения стоимости таких товаров для правильного расчета таможенных платежей. Во-вторых, неэффективность системы администрирования таможенных платежей может привести к недополучению доходов государства и возникновению таможенных преступлений. В-третьих, существует необходимость в разработке справедливой и прозрачной системы администрирования таможенных платежей, которая учитывает интересы как государства, так и права самих физических лиц. Поэтому важно разработать эффективные методы и инструменты для ускорения совершения действий по уплате таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, контроля за правильностью исчисления сумм таких платежей, а также прозрачности установления критериев отнесения товаров к категории для личного пользования.
В данной связи необходимо отметить, что в связи с уплатой таможенных платежей возникает немало судебных разбирательств. В качестве примера рассмотрим Постановление от 13 августа 2021 г. по делу № 5-20-386/2020 Верховного суда РФ. Краткий обзор материалов данного дела представлен в таблице 1.
Из материалов дела следует, что Файрушин РФ., являющийся бортпроводником отделения кабинных экипажей департамента обслуживания на борту АО «Авиакомпания «Россия», прибывший на таможенную территорию ЕАЭС в аэропорт Шереметьево, для прохождения таможенного контроля проследовал в «зеленый коридор», не задекларировав ввезенные им швейно-трикотажные изделия (женскую одежду). В ходе таможенного досмотра были установлены наименования, качественные и количественные характеристики товаров, ввиду чего должностным лицом таможенного органа был сделан вывод о том, что ввезенные лицом товары не задекларированы по установленной форме, а также на них отсутствуют необходимые разрешительные документы (декларацию о соответствии или сертификат соответствия). Исходя из этого в отношении Файрушина Р. Ф. было возбуждено производство по делу об АП, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.3 КоАП РФ [1ри2].
При этом Файрушин Р.Ф. утверждал, что ввезенные товары были предназначены для его супруги, двоюродной сестры супруги, матери, родной сестры, дочери 18.10.2014 г.р. (на будущее в качестве приданого) и других родственников. Однако данный довод не был убедителен для судебных инстанций (в частности, значительное количество ввозимых названным лицом вещей и их характер). Рассмотрев жалобу, Верховный суд постановил оставить жалобу физического лица без удовлетворения и признать законным наказание в виде штрафа, принятое судом низшей инстанции.
В данном случае основанием для взимания таможенных платежей в отношении физического лица и перевозимых им товаров для личного пользования является несоблюдение им критерия характера товаров, который позволяет отнести товары к категории для личного пользования.
Итак, несмотря на довольно прозрачный и урегулированный порядок перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, наблюдаются некоторые проблемы, связанные с администрированием таможенных платежей в отношении таких товаров.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на фундаментальную проблему, которая касается большинства судебных разбирательств в отношении товаров для личного пользования, что доказывают приведенные ранее судебные постановления. При отнесении товаров к категории для личного пользования существует три критерия, по которым такое отнесение возможно:
– заявления физического лица;
– характера и количества товаров;
– частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза в его адрес.
Данные критерии, в частности характеристика товаров и частота пересечения товарами таможенной границы) представляются достаточно размытыми и исходят из оценки потребительских свойств таких товаров, их назначения и традиционной практики применения. Проблема состоит в том, что нет четких критериев, отделяющих товары для личного пользования от товаров, используемых в предпринимательских целях. Традиционная практика применения в данном случае носит достаточно широкое значение, поскольку один и тот же товар может быть по-разному использоваться людьми различных национальностей, конфессий и профессий. Например, очень ложно доказать, что ввозимая хлебопечь будет служить для домашнего использования, а не как оборудование для производства товаров на продажу. В то же время, перемещение нескольких пар обуви для потенциальной продажи можно преподнести в качестве подарка родным и друзьям.
Точно так же нет количественных ограничений по перемещению товаров для личного пользования через границу – что входит в понимание частоты перемещения? Данные факторы влияют на сбор таможенных платежей в отношении данной категории товаров, а значит должны быть сформулированы более точно.
Другой немаловажной проблемой является недостаточное упрощение процедуры уплаты таможенных платежей физическими лицами. С одной стороны, был создан удобный доступ физический лиц в кабинет участника ВЭД посредством авторизации через сервис Госуслуги, что позволяет быстро пройти этап регистрации на портале ФТС России, заполнить ПТД, уплатить необходимые таможенные платежи. Однако на этапе таможенного контроля товаров физическому лицу в любом случае необходимо ожидать проверки и подтверждения достоверности заявленных им данных у должностного лица таможенного органа, предъявлять квитанцию об оплате (в виде QR-кода, физически, через портал), предъявлять по требованию товары к таможенному досмотру. Данная мера упростила формат работы таможенного органа и физического лица посредством перехода на электронный формат подачи документов, однако оставляет потенциал для дальнейшего сокращения временных и трудовых затрат на прохождение таможенного контроля и уплату таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования.
Наконец, положение о том, что товары для личного пользования, перемещаемые в МПО, могут быть выпущены до зачисления сумм таможенных платежей на счет уплаты, а экспресс-грузы – до уплаты таможенных платежей, выглядит достаточно целесообразным с точки зрения упрощения и ускорения таможенного контроля, однако с точки зрения администрирования таможенных платежей данная мера может стать причиной нарушения таможенных правил (неуплаты таможенных платежей, занижения сумм таможенной пошлины путем указания недостоверных сведений и т.д.).
В целом необходимо отметить, что администрирование таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования урегулировано в достаточной степени, и таможенными органами предпринимаются дальнейшие действия, направленные на его упрощение и автоматизацию. При этом хотелось бы выделить по озвученным проблемным аспектам ряд рекомендаций по совершенствованию администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования. Так, усовершенствования требуют:
– критерии отнесения товаров к категории для личного пользования;
– порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования посредством Личного кабинета участника ВЭД;
– выпуск товаров для личного пользования, перемещаемых в МПО или в виде экспресс-грузов до уплаты таможенных платежей/зачисления сумм таможенных платежей на счет уплаты.
Предлагается путем разработки нормативного правового акта на уровне ЕАЭС или путем внесения изменений в Решение Совета ЕЭК № 107 установить нормированное количество перемещений различных категорий товаров через таможенную границу Союза, в рамках которых такие товары могут быть отнесены к товарам для личного пользования. Например, для бытовой техники и электроники (в адрес одного и того же физического лица или перемещаемые одним и тем же физическим лицом) до 2 раз в год, для текстиля и предметов гардероба – до 5 раз в год (в установленном количестве, например, не более трех предметов одного наименования), для парфюмерии и бытовой химии – до 5 раз в год (с учетом аналогичных количественных ограничений по однородным товарам). Количество товаров и частота перемещений должны быть определены исходя из традиционной практики употребления конкретных категорий товаров, но при этом должны быть четко закреплены в законодательстве и отслеживаться таможенными органами.
Что касается характера товаров, необходимо определить более четкие критерии отнесения таких товаров к категории для личного пользования. Например, состояние товара (бывшее в употребление), назначение, покупка в розничной сети магазинов и т.д. Такие критерии также должны быть выделены исходя из традиционной практики употребления конкретных категорий товаров, но закреплены в качестве обязательных.
Данные меры не избавят полностью от таможенных нарушений при декларировании товаров для личного пользования и уплаты таможенных платежей в их отношении, однако будут способствовать более точному подходу к отнесению товаров к данной категории. Более того, такая мера позволит выделить непосредственно те товары, которые подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами и упростит порядок их расчета.
Второй немаловажный фактор, касающийся совершенствования администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, относится к автоматизации процесса администрирования. В рамках ориентации таможенных органов (согласно Стратегии развития таможенной службы до 2030 года) на интеллектуализацию работы таможни, а также в целях ускорения прохождения таможенных формальностей на границе, предлагается полностью автоматизировать процесс взимания таможенных платежей [13]. Так, физическое лицо до момента пересечении таможенной границы Союза будет обязано внести в личном кабинете участника-ВЭД сведения о перевозимых товарах – заполнить ПТД и, получив квитанцию об оплате (суммы таможенных пошлин будут рассчитаны автоматически, исходя из заявленных сведений), уплатить таможенные платежи, после чего оно получит подтверждение об успешной регистрации ПТД и поступлении уплаченных денежных средств в виде QR-кода. При прохождении таможенного контроля через «красный» коридор, оборудованный специальным «умным» сканером на базе искусственного интеллекта и экраном-сканером для считывания QR-кодом, физическое лицо будет пропускать через сканер свой багаж и в то же время предъявлять сведения из личного кабинета путем сканирования QR-кода. Информация из ПТД будет сравниваться с фактическими данными сканера досмотра и сверяться. Затем физическое лицо получит подтверждение об успешном прохождении таможенного контроля и правильности исчисленных сумм таможенных платежей.
Аналогичным образом будет действовать таможенное оформление для несопровождаемого багажа, МПО и экспресс-грузов с той особенностью, что помещать товары на досмотр и проверку (сканирование) QR-кодов из личного кабинета будет оператор (должностное лицо таможенного органа). Это в свою очередь исключит необходимость положения о досрочном выпуске МПО и экспресс-грузов (до уплаты таможенных платежей или зачисления их сумм на соответствующий счет) и будет способствовать своевременному поступлению таможенных платежей на платежный счет Федерального казначейства.
Таким образом, предложенные меры, с одной стороны упростят таможенное оформление товаров для личного пользования для физических лиц, а с другой стороны автоматизируют процесс администрирования таможенных платежей в отношении таких товаров, снизив нагрузку на таможенные органы и сосредоточив их внимание на фактическом контроле и выявлении более опасных правонарушений (провоза контрабанды).
В условиях цифровизации таможни появляются новые возможности для улучшения администрирования таможенных платежей. Новые технологии позволяют автоматизировать процессы обработки таможенных деклараций, ускорить процесс уплаты таможенных платежей и контроля за правильностью исчисления сумм их уплаты. Кроме того, ввиду введения санкций и изменения цепочек поставок, некоторые физические лица предпочитают приобретать зарубежные товары лично во время заграничных поездок, перемещая их через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже. В данном контексте администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования также играет важную роль и заключается в минимизации рисков незаконного перемещения товаров и уклонения от уплаты таких платежей [14].
Таким образом, были выявлены проблемы и определены пути совершенствования администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, поскольку правильное администрирование таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования является актуальной и важной задачей, а развитие эффективных и современных систем и процессов в этой области будет способствовать справедливости, безопасности и развитию глобальной торговли.
Список литературы
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н. Основы применения технических средств таможенного контроля: Учебник. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, РИО Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала, 2018. – 302 с. – ISBN 978-5-9590-0950-2. – EDN TWAMVB.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 29.08.2023) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС «КонсультантПлюс».
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii
- Приказ ФТС России от 15.07.2022 № 558 «Об определении перечня мест перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которых применяется система двойного коридора».
- Гамидуллаев С.Н., Афонин Д.Н. Проблемы и перспективы осуществления государственных таможенных услуг при осуществлении таможенного контроля международных почтовых отправлений // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 5(70). – С. 905-909. – EDN TUTXWH.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 июня 2021 г. № 79 «О таможенном приходном ордере» // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ ФТС России от 25.02.2013 № 350 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера» // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Минфина России от 11.09.2020 № 190н «Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов» // СПС «КонсультантПлюс».
- С 1 августа 2023 г. начинает работу новый сервис для физических лиц – «Таможенные квитанции» // Федеральная таможенная служба. – [Электронный ресурс]. – URL: customs.gov.ru/fiz/uplata-tamozhennyx-platezhej/servis-uplaty-tamozhennyx-platezhej-fizicheskimi-liczami-v-otnoshenii-tovarov-dlya-lichnogo-pol-zovaniya/s-1-avgusta-2023-g.-nachinaet-rabotu-novyj-servis-dlya-fizicheskix-licz--tamozhennye-kvitanczii
- Постановление от 13.08.2021 по делу № 5-20-386/2020 // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ. – [Электронный ресурс]. – URL: sudact.ru/vsrf/doc/2b5FF4Gft55J/1696935103400&snippet_pos#snippet
- Афонин Д.Н. Основы расследования административных правонарушений таможенными органами: Учебник. — [б.м.] : Издательские решения, 2022. — 142 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 96-100. – DOI 10.29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. – EDN BKOSTQ.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования: Тищенко Ю.С. Направления совершенствования порядка администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7. – № 4 (28). – С. 56-64. – EDN ZQALXG.