Внешняя торговля России и Китая: некоторые вопросы таможенного контроля
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Внешняя торговля России и Китая: некоторые вопросы таможенного контроля
Кошелева О.Э., Денисов С.Г.
Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»
Аннотация:
В данной статье рассматриваются основные тренды развития отношений во внешней торговле между Россией и Китаем, производится анализ динамики и структуры товарооборота и влияние макроэкономических и политических факторов на приоритеты взаимовыгодного российско-китайского сотрудничества.
Ключевые слова:
внешнеэкономическое сотрудничество, внешнеторговая деятельность, глобализация, международные интеграционные связи, структура товарооборота
Abstract:
This article examines the main trends in the development of relations in foreign trade between Russia and China, analyzes the dynamics and structure of trade turnover and the impact of macroeconomic and political factors on the priorities of mutually beneficial Russian-Chinese cooperation.
Keywords:
foreign economic cooperation, foreign trade activity, globalization, international integration relations, structure of trade turnover.
В условиях, когда во внешнеэкономической деятельности России действуют западные санкции, особую роль имеют взаимовыгодные торговые отношения со странами восточного региона. Партнерские отношения Китая и России в сфере внешнеэкономического сотрудничества и основные проекты рассматривались в публикации [1]. В данной работе изучены проблемы, касающиеся таможенного аспекта внешнеторгового оборота.
Внешнеторговая деятельность и развитие экономики стран в рамках глобализации зависят от реализации международных интеграционных связей, которые стали важнейшим фактором экономического роста. Возрастает значимость правовых, организационных и экономических аспектов торговли. Российско-китайское сотрудничество имеет значительный опыт взаимодействия в разных сферах, в том числе в торговле, что позволяет спрогнозировать направления дальнейшего развития отношений во внешнеэкономической деятельности и его основные тренды. Анализ исследуемых проблем проводился по информационным базам международных организаций: Всемирного банка, Международного Валютного Фонда, Всемирной Торговой Организации, Всемирной Таможенной Организации и др.
Целью сотрудничества России и Китая является интеграция обеих экономик в мировую систему, создание условий для диверсификации экспорта и импорта, развитие инвестиционной деятельности, модернизация и укрепление конкурентоспособности российско-китайских компаний на мировом рынке.
К настоящему моменту российско-китайского внешнеторгового сотрудничества подписаны документы по вопросам двустороннего взаимодействия в области политики, экономики, торговли и энергетики, что обусловливает развитие стратегического партнерства между Россией и Китаем [2]. Для решения экономических задач правительства обеих стран создают базу крепких и устойчивых взаимоотношений и прочные механизмы реализации и углубления межгосударственного партнерства.
Поскольку внешнеэкономическая деятельность включает таможенное сотрудничество государств, эта область взаимоотношений является достаточно актуальной. В 2009 году в рамках Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств была создана Подкомиссия по таможенному сотрудничеству с целью совершенствования процедур таможенного оформления и контроля, по таможенной статистике и таможенному сотрудничеству во внешней торговле между главами таможенных структур ФТС России и Главного таможенного управления (ГТУ) КНР. Задачами Подкомиссии является всестороннее развитие взаимовыгодной торговли между Россией и Китаем путем упрощенной организации проведения таможенных операций, повышения эффективности контроля товаров, борьбы с контрабандой и др. [3].
В 2019 году подписаны межведомственные документы (Меморандумы о методологическом и информационном сотрудничестве в области таможенной статистики внешней торговли; о сотрудничестве между российской и шанхайской таможенными академиями; о сотрудничестве по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля) для электронного обмена информацией в торговле. В рамках Евразийского экономического сообщества в 2020 году достигнута договоренность с Китаем об обмене информацией с целью развития института предотгрузочной инспекции грузов при ввозе на территорию Евразийского экономического союза, что позволит стимулировать товарооборот.
«Положение КНР об импортно-экспортном тарифе» [4], на основе которого утверждается «Таможенный экспортно-импортный тариф КНР», является правовой основой для применения льготных торговых режимов и преференций при экспорте и импорте в Китай товаров. Комплексные беспошлинные зоны, содействующие развитию инвестиционного климата, созданы на границе России и Китая, в частности, они располагаются в пяти важных китайских портах Суйфэньхэ, Дуннин, Фуюань, Хэйхэ, Маньчжурия.
Торговые отношения между РФ и КНР насчитывают более 400 лет, что свидетельствует об эффективности приграничной торговли, постоянно увеличиваются ее объемы. Китай – один из важнейших торговых партнеров России, взаимовыгодное сотрудничество с ним способствует развитию Сибири и Дальнего Востока России. Протяженность границы между Россией и КНР составляет 4209,3 км, факторами развития отношений являются целостность трансграничных бассейновых экосистем, совпадение некоторых экономических интересов, сходство ряда реформ в РФ и КНР и другие основания.
Экономические возможности России и Китая взаимно дополняются в территориальном, инвестиционном и потребительском аспекте: для Китая Россия имеет крупные запасы энергетических, водных, пахотных и иных ресурсов, поэтому Китай заинтересован в их освоении – при наличии в КНР 9 % пахотных земель требуется обеспечить продуктами питания 21 % населения планеты, при этом на востоке России для сельскохозяйственного производства пригодны до 50 % неосвоенных территорий. Пока уровень двустороннего сотрудничества недостаточно высокий, преобладает торговля сельскохозяйственной продукцией, развитие производств за рубежом, обмен трудовыми ресурсами и технологиями.
В настоящий момент российско-китайские отношения характеризуются стремительным ростом (рис. 1) и формируются под влиянием макроэкономических и политических факторов, а также приоритетов взаимовыгодного сотрудничества между странами. Активно развиваются политические связи на всех уровнях, они охватывают законодательные, исполнительные, правоохранительные, военные и прочие институты власти; осуществляется широкий обмен между восточными регионами России и северо-восточными провинциями Китая.
Каждая из стран имеет свои интересы и приоритетные направления: Китай заинтересован в природных ресурсах, Россия - в современных моделях модернизации экономики, инновационном развитии промышленности и сельского хозяйства, где Китай занимает одну из лидирующих позиций в мировой экономике. На Дальнем Востоке имеются богатые запасы древесины, рыбы и морепродуктов, однако не удовлетворяется потребительский спрос на товары легкой и пищевой промышленности. Производимые в этом регионе России зерно, овощи и мясо не обеспечивают и половины потребностей региона, в связи с чем остальные товары ввозятся из-за границы или других областей страны. Китай же может экспортировать в Россию излишки зерна и других видов продовольствия. Торговля, развивающаяся динамичными темпами, остается ключевой формой экономического сотрудничества, в том числе в рамках международных организаций ООН, АТЭС, БРИКС, ШОС. Эти связи позволяют успешнее включиться в интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе.
По данным ГТУ КНР, в первом полугодии 2023 года российско-китайский товарооборот вырос на 40,6 % в сравнении с тем же периодом 2022 года, составил 114,54 млрд. долл. США. Экспорт из России в Китай увеличился на 19,4 % до 62,263 млрд. долл., поставки китайской продукции в Россию выросли на 78,1 % до 52,284 млрд. долл. США [5].
Большие объемы товарооборота между Россией и Китаем на протяжении последних лет увеличивают нагрузку на таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль товаров и транспортных средств, что обусловливает необходимость укрепления таможенного сотрудничества для повышения эффективности таможенного администрирования. На таможенную службу в соответствии с ее функциями возлагаются задачи по обеспечению национальной безопасности, взиманию таможенных платежей, поддержанию высокого качества таможенного администрирования, созданию конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности. О подписанных двусторонних соглашениях в сфере международных перевозок было указано выше.
Обмен информацией, полученной из таможенных документов, осуществляется в электронном виде на регулярной основе. Она не подлежит разглашению или неконтролируемому распространению, имеет конфиденциальный характер, может предоставляться в кодированном виде. Информация для обмена содержит сведения о номере декларации на товары, коде страны отправителя и получателя, перевозчике, регистрационном номере транспортного средства, идентификационном номере контейнеров и другие, включает информацию о товарной партии и перемещаемом товаре, транспортных средствах международной перевозки, товаросопроводительных, транспортных и иных документах и лицах, перемещающих товары.
Достигнута договоренность с Китаем об обмене информацией для новой структуры – института предотгрузочной инспекции в рамках Евразийского экономического сообщества. Цель этой организации заключается в осуществлении контроля за погрузочно-разгрузочными операциями российскими представители в Китае перед отправкой, что исключает повторную проверку груза на таможенной территории ЕАЭС (России).
Между Россией и Китаем действует также принцип о взаимном признании результатов таможенного контроля, согласно которому российские таможенные органы не проводят повторную проверку грузов, проконтролированных таможенными органами Китая при отправке. Во всех операциях применяются информационные технологии как наиболее действенный способ повышения результативности деятельности таможенных органов в условиях цифровизации [6].
На основе изучения опыта проведения предотгрузочных инспекций ведутся переговоры с китайскими партнерами о запуске проекта по участию сотрудников российского представительства при контроле экспортных операций, проводимых КНР. При таможенном контроле используются снимки, сделанные инспекционно-досмотровыми комплексами в момент прохождения товарной партией процедуры досмотра таможенными органами обоих государств, что позволяет идентифицировать каждую товарную партию. Ведутся переговоры по синхронизации систем управления рисками Китая и России [7].
Китай имеет самый крупный по объемам интернет-торговли рынок, который в 2022 году достиг размера 4,7 трлн. долл. США (13,79 трлн. юаней). Если в России доля интернет-торговли составила 3,8 % от офлайн-ретейла, то в Китае это более 41 %. В России наиболее популярна международная торговая площадка Aliexpress.com, хотя она не является лидером по объему трансграничных продаж. Российские участники рынка не могут осуществлять с ее помощью экспорт продукции в другие регионы мира, вызывает трудность идентификация продукции при обратном ввозе товара в целях исключения взимания дополнительных платежей, например, при возврате товара покупателем. Урегулирование рынка интернет-продаж еще требует завершения, связано с дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой базы и комплектацией экспортной инфраструктуры, легальным использованием цифровых денег (криптовалюты) для расчетов при экспорте и с другими вопросами [8].
Большое значение имеют комплексные свободные зоны. В провинции Хэйлунцзян в 2019 году была открыта зона свободной торговли с Россией, содержащая три кластера, в которых происходит сотрудничество с Россией в определенной отрасли производства. Вопрос создания единой зоны свободной торговли между Китаем и ЕАЭС находится на рассмотрении. Достоинством такой формы торговли является исключение посредников при перемещении товаров, снижение размера таможенных пошлин и сокращение сроков доставки, что требует также оптимизацию работы логистических компаний и развитие инфраструктуры по всей цепочке логистического маршрута.
В последние годы значительно увеличился объем трансграничной торговли между регионами России и Китая. На Дальнем Востоке реализуются проекты с участием китайского капитала в сфере добычи и переработки цветных и драгоценных металлов, переработки нефти, в лесной промышленности. Развивались инфраструктурные проекты: построена линия электропередач Амурская-Хэйхэ, автомобильный мост через Амур (между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ), железнодорожный мост над Амуром и другие. К 2026 году в Амурской области планируется построить газохимический комплекс по производству основных полимеров в мире для их экспорта в Китай [9]. Для этого планируется наращивание пропускной способности погранпереходов, предоставление льгот по экспортно-импортным операциям для участников ВЭД обеих стран.
Стратегические задачи требуют оптимизации при сборе платежей. Планируется использование национальных валют России и Китая при заключении контрактов в рублях или юанях. Если до 2022 года доля национальных валют во взаиморасчетах между РФ и КНР достигала 20 - 25 %, к 2026 году планируется увеличить ее до 60 %.
Россия – один из важнейших экспортных рынков для китайских компаний. Несмотря на текущие торговые ограничения, Китай увеличил товарооборот, составивший в январе-феврале 2023 года 25,781 млрд. долл. США, что на 18 процентов выше в сравнении с этим периодом 2022 года (рис. 2).
Однако структура товарооборота негативно сказывается на экономике России, поскольку подавляющее большинство вывозимых из России в Китай товаров имеют низкую степень обработки. Российские власти вынуждают компании двух стран постепенно смещать акцент товарооборота с поставок сырья на поставку товаров с достаточной степенью обработки. Проблемой является низкое качество китайского товара, таможенные органы России пресекают попытки ввоза контрафактной и сфальсифицированной продукции из Китая. Контрафактный товар (в основном одежда, сумки, бытовая техника) обычно выпускается мелкими фирмами Китая, он не проходит сертификацию, часто продается на площадках интернет-магазинов (маркетплейсов). Таможенные службы КНР и России сталкиваются также с перемещением наркотических средств, ведется борьба с их незаконным ввозом на территорию России [10].
В настоящее время между Россией и Китаем функционируют 24 таможенных поста и пунктов пропуска: 8 автомобильных, 11 смешанных, 3 железнодорожных и 2 речных. Однако многие пункты пропуска и таможенные посты не имеют современной инфраструктуры, требуется их модернизация и оснащение инструментарием для проведения оперативного таможенного контроля [11].
Можно констатировать, что межгосударственное сотрудничество России и Китая имеет хорошую перспективу для дальнейшего динамичного развития. Государства имеют схожие позиции по широкому кругу международных проблем, придерживаются принципов многополярности и полицентричности мира. Повышение уровня равноправного доверительного партнерства и стратегического сотрудничества способствует успеху проводимых в России и Китае экономических преобразований, усилению их влияния на международной арене.
Список литературы
- Кошелева О.Э., Гоголева В.С. К вопросу о развитии сотрудничества России и Китая на пространстве // Бюллетень инновационных технологий. – 2022. – Т.6. – №4(24). С. 24–28. – EDN RWPIUJ
- Межгосударственные отношения России и Китая. – URL: ria.ru/20181130/1533679097.html.
- Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс – М.: ВолтерсКлувер, 2014. – 360 с.
- Протокол между Государственным таможенным комитетом РФ и ГТУ КНР о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российско-китайскую государственную границу либо через территории третьих стран, от 28.04.2001. – URL: customs.gov.ru/activity/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnye-dogovory,-zaklyuchen/kitaj?page=2.
- Товарооборот России и Китая за первое полугодие 2023 года вырос на 40 %. – URL: www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/07/14/985260-tovarooborot-rossii-kitaya-viros.
- Булавин В. И. Умная таможня, искусственный интеллект и законопослушный бизнес // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2019. – № 9. – С.– 9.
- Афонин, Д. Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы / Д. Н. Афонин, П. Н. Афонин // Russian Journal of Management. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 96-100. – DOI 10.29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. – EDN BKOSTQ.
- Руководство по электронной коммерции в Китае. URL: marketingtochina.ru/rukovodstvo-po-elektronnoy-kommercii-v-kitae/.
- Внешняя торговля: Россия, Китай, Дальний Восток. – URL: vostokgosplan.ru/wp-content/uploads/2209-1624-dig-import-knr.pdf.
- Гасанова К.К. Российско-китайские экономические отношения; проблемы и перспективы // Закон и право. – 2012. – №7. – С. 103 – 105.
- Перечень пограничных переходов между Россией и Китаем. – URL: rcit.su/inform-pprf-ppcn.html.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования: Кошелева О.Э., Денисов С.Г. Внешняя торговля России и Китая: некоторые вопросы таможенного контроля // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7. – № 4 (28). – С. 42-47. – EDN LLWKVC