Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров

Агапова А.В., Кочкаров Р.Х.

Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

Аннотация:

В статье проанализированы современные тенденций развития посттаможенного контроля. Также проанализированы направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова:

ЕАЭС, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, формы таможенного контроля.


Abstract:

The article analyzes the current trends in the development of post-customs control. The directions of improving customs control after the release of goods were also analyzed.

Keywords:

EAEU, customs control, customs control after the release of goods, forms of customs control.


Ускорение совершения таможенных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, повышение эффективности таможенного контроля, и сокращение временных издержек таможенного декларирования, является одной из основ совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ТКПВТ). А также способствует соблюдению баланса между развитием внешнеторговых отношений государств-членов ЕАЭС и обеспечением экономической безопасности государств в современных условиях. Автоматизируя процессы осуществления таможенного контроля, появляется возможность выявлять большее количество нарушений законодательства ЕАЭС за меньший период времени, а также, применяя современные технологии и программные средства, появляется возможность отслеживать незаконное перемещение товаров и транспортных средств на территории государств-членов ЕАЭС.
В Распоряжении Правительства РФ [1] отражены основные цели формирования новых подходов к организации и проведению ТКПВТ (рис.1)
Эффективность деятельности таможенных органов (далее - ТО) осуществляется путем надзора и контроля правоприменительной деятельности ТО с целью оценки выполнения, поставленных задач согласно стратегии развития. В Стратегии выделяют четыре основных направления совершенствования таможенного контроля.
Так, одной из первостепенных задач является минимизировать риски нарушения таможенного законодательства, путем применения автоматизированных технологий, которые, в свою очередь способствуют автоматическому выбору объектов ТКПВТ, что снижает нагрузку с должностных лиц таможенных органов (далее - ДЛТО) [2].
Электронный документооборот производится на базе таких программных средств, как ЕАИС и АИСТ - М. Таможенный мониторинг применяется в качестве помощи участникам ВЭД в определении их уровня риска, таким образом проверяемые лица могут самостоятельно оценивать свой уровень риска и следить за соблюдением законодательства и обеспечивать своевременную уплату таможенных платежей. Функционирование системы прослеживаемости товаров позволяет отследить движение товара после его выпуска и обеспечить сбор, хранение и учет сведений об этих товарах с целью сокращения ввоза и движения товаров с нарушением таможенного законодательства. Таможенный аудит минимизирует риски внешнеэкономических сделок, проверяет подлинность и законность финансовой отчетности, а также способствует усилению надзорной экономической деятельности, в рамках которой ТО повышают эффективность административных подразделений [3]. Наиболее подробно задачи реализации новых подходов представлены на рисунке 2.
Исходя из анализ применения форм таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ФТК ПВТ), таможенная проверка является единственной формой таможенного контроля, которая применяется исключительно после выпуска товаров, именно поэтому ТО уделяют много внимания на совершенствование данной формы контроля.
Проведя анализ результатов применения ФТК ПВТ на уровне ФТС России согласно стратегии развития до 2030 года, установлено, что основной формой 2017-2022 г. являлась именно ТП (рис. 3). Поэтому, далее подробно проведем анализ проведения такой формы таможенного контроля.
Проанализируем результаты проведения ТКПВТ за периоды 2017-2021 гг. Проведя анализ, установлено, что в среднем на одну таможенную проверку приходится примерно 9 357 454 миллиона руб., взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов.
Несмотря на то, что количество ТП снижается, доля сумм взысканных таможенных платежей увеличивается прямо пропорционально снижению количеству проводимых проверок
Таможенные проверки бывают двух видов: камеральная (далее – КТП) и выездная. Исходя из анализа нормативно-правовой базы проведения таких проверок разработана таблица, отражающая основные отличия таких проверок (таблица 1)
КТП назначается начальником ТО, проводившего проверку, проверяемому лицу направляется уведомление о проведении данной формы контроля.
Выездная таможенная проверка (далее – ВТП) проводится непосредственно с выездом к проверяемому лицу. ТО выезжает к месту нахождения юридического лица, а также на его фактический адрес осуществления деятельности.
На рисунке 4 представлены шаги, направленные на упрощение торговли и ведение бизнеса участниками ВЭД (рисунок 4).
Реализация изложенных выше шагов позволяет повысить эффективность таможенного контроля в целом.
К таким направлениям относятся: автоматизация выбора объектов ТКПВТ, внедрение таможенного аудита и таможенного мониторинга, использование системы управления рисками (далее – СУР) и применение технологии «цифрового двойника» (далее – Модель). Помимо ключевых направлений совершенствования и повышения результативности ТКПВТ следует также выделить и сложности в реализации электронного взаимодействия ТО с участниками ВЭД в рамках ТП, которые способствуют возникновению цифровых технологий в деятельности подразделений ТКПВТ и электронного взаимодействия с заинтересованными лицами. Одной из проблем совершенствования ТКПВТ является проблема по выбору объектов таможенного контроля, поэтому в 2021 году была разработана и утверждена модель по выбору объектов таможенного контроля на основе технологии «цифровой двойник» участников ВЭД. В настоящее время проводится работа по ее автоматизации [5].
Также необходимо отметить, что создается национальная система прослеживаемости движения товаров от их ввоза на территорию государств-членов ЕАЭС и их убытия с этой территории. Данная система позволяет обеспечить качественно новый уровень ТКПВТ.
Развитие информационных технологий является одним из целевых направлений усовершенствования деятельности таможенной службы.
Необходимость совместной и слаженной работы ФТС России с другими государственными контролирующими органами необходима с целью минимизации рисков нарушения законодательства в различных сферах. В рамках межведомственного электронного взаимодействия ФОИВов на данном этапе уже прослеживаются взаимосвязанные выявления нарушения законодательства.
Взаимодействие ФТС и ФНС России имеет особое значение в общей системе межведомственного взаимодействия ФОИВов. ФНС России выявляет нарушения налогового законодательства, а с точки зрения таможенных нарушений – недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости при ввозе товаров. В свою очередь Росинфомониторинг также выявляет нарушения в части контроля таможенной стоимости. Нарушения в области безопасности продукции иностранного оборота и правомерность ее нахождения на территории государств-членов ЕАЭС контролирует Роспотребнадзор [6]. Каждый ФОИВ в условиях развития технологий ориентирован на максимальную автоматизацию и цифровизацию.
Информация, предоставляемая от различных ФОИВов, может также использоваться в справочниках, в программном средстве АИС «ЦРСВЭД», а также поспособствует улучшению методик выбора объектов ТКПВТ. В сегменте успешной реализации проводимых СКМ уровень совместной работы, сбор и анализ поступающей информации о лицах и проводимых проверках имеют ключевое значение. Применяя данные, полученные от Минпромторга относительно ГИС МТ, данные проверок ФНС России и Роспотребнадзора, можно построить алгоритм анализа по выбору объектов ТКПВТ. Также одной из проблем, с которой сталкиваются не только ТО, но ФНС России является существование фирм-однодневок, а база данных МВД России может поспособствовать их выявлению и устранению.
Таким образом, на порядок применения ФТКПВТ оказывает влияние степень развития сотрудничества ФТС России с иными контролирующими органами, уровень их доверия друг другу, уровень технического и технологического развития информационных технологий государств, способность обеспечения безопасности серверных данных.
Целесообразно отметить, что каждая ФТКПВТ является неотъемлемой частью совершения таможенных операций, несмотря на общую цель, является уникальной и заслуживает отдельного внимания и разработки предложений по их совершенствованию. При этом, проведение ТП является одним из наиболее перспективных направлений развития ТКПВТ. Помимо этого, практическая реализация «Цифрового двойника», кросс-бордерных проверок, программ по защите данных ФТС России и участников ВЭД не может в полной мере осуществляться без взаимных Протоколов, Соглашений и комплексного подхода к осуществлению деятельности всеми участниками процесса, в том числе, в соответствии со Стратегией развития таможенных органов до 2030 года в нескольких аспектах.
Таким образом, в статье проанализированы современные тенденций развития посттаможенного контроля. Выявлены направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
  2. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 96-100. – DOI 10.29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. – EDN BKOSTQ.
  3. Agapova A.V. Possibilities of application of foreign experience of post-clearance customs control in Russia // Proceedings of the 29th I IBIMA - Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, Vienna, 03–04 мая 2017 года. – Vienna: IBIMA, 2017. – P. 918-923.
  4. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
  5. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019, 2020, 2021 годах году. – [Электронный ресурс]. – URL: customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/
  6. Афонин Д.Н. Пути совершенствования системы управления рисками в практике осуществления отдельных видов государственного контроля таможенными органами // Бюллетень инновационных технологий. – 2018. – Т. 2, № 4(8). – С. 5-7. – EDN YNUHCH.
  7. Денисов С.Г. Технологии сбора и обработки данных для создания цифровых двойников // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т.7. – № 2(26). – С.12– 17. – EDN ZKGLQC
  8. Improving edge computing using the power of digital twin technology. – URL: www.challenge.org/ insights/digital-twin-edge-computing.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF




Ссылка для цитирования: Агапова А.В., Кочкаров Р.Х. Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7. – № 4(28). – С. 16-21. – EDN TKUVGL.