Организационные и правовые аспекты безопасности труда должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле фумигированных товаров
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Организационные и правовые аспекты безопасности труда должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле фумигированных товаров
Саченко А.Л., Афонина А.Д., Афонина К.Д.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Аннотация:
В статье рассматриваются правовые и организационные проблемные вопросы обеспечения безопасности труда должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими профессиональных функций по таможенному контролю фумигированных товаров.
Ключевые слова:
безопасность труда, должностные лица таможенных органов, таможенный досмотр, фумиганты, морской порт
Abstract:
The article deals with legal and organizational problematic issues of ensuring the safety of work of customs officials in the exercise of their professional functions for customs control of fumigated goods2.
Keywords:
labor safety, customs officials, customs inspection, fumigants, seaport
В соответствии с российским законодательством (Ст. 8.1. Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ) обеспечение безопасности труда в морских портах осуществляется капитанами морских портов и, в пределах их компетенции, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти [1].
Безопасность труда при работе с опасными грузами в морских портах осуществляются с учетом Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (далее – МКМПОГ) [2]. Там же представлена классификация опасных грузов. Кроме того, классификация опасных грузов установлена гл. 2.1 Европейских соглашений «О международной дорожной перевозке опасных грузов» [3] и «О международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям» [4].
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации [5] с 1.01.2022 в России действуют Правила по охране труда в морских и речных портах [6], которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению работ в морских и речных портах.
Особенностью профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра товаров, перемещаемых морским транспортом, является часто недостаточная информация о фумигации перевозимых товаров. Если при перемещении через таможенную границу опасных товаров информация всегда есть, на товарах присутствует соответствующая маркировка и т.д., то при использовании вредных химических соединений для обеспечения сохранности иных товаров и грузов такая информация часто отсутствует, а маркировка о фумигации если и есть, то присутствует не более, чем на 5% товаров. Проверка деклараций о фумигации не входит в компетенцию должностных лиц таможенных органов.
В настоящее время в атмосфере до 70% морских контейнеров содержатся вредные химические вещества, причем в 36% случаев их концентрация превышает предельно допустимую. В половине подобных случаев наличие вредных химических соединений определяется характером перевозимых товаров (клеи, полимерные изделия, ламинаты, лакокрасочная продукция и т.д.) и может быть вызвано, в том числе, повреждением целостности упаковки соответствующих товаров. Чаще всего в подобных контейнерах выявляются формальдегиды. Вторая половина случаев обнаружения вредных химических соединений в воздухе морских контейнеров определяется применением фумигантов [7]. Наиболее популярными веществами, применяемыми для обеспечения сохранности товаров, являются бромистый метил и фосфин [8].
Оба вещества являются газами. Если бромистый метил применяю обычно из баллонов, то фосфин образуется при взаимодействии с влагой воздуха фосфида алюминия и фосфида магния, которые в виде таблеток или гранул помещаются в фумигируемый объект (трюм, контейнер и т.д.).
Особенностью данных веществ является отсутствие у них запаха и часто отсроченные (до 48 часов) клинические проявления отравления. Т.е. должностное лицо таможенных органов только через двое суток после осуществления таможенного досмотра такого объекта может почувствовать признаки отравления и, соответственно, быть госпитализированным. Для адорации бромистого метила часто используют хлорпикрин (боевое отравляющее вещество, обладающее в малых дозах раздражающим, а в больших – удушающим действием), которое также внесено в список фумигантов [9].
Безопасность труда при работе с морскими контейнерами, в том числе и содержащими опасные грузы и фумиганты определяется «Правилами перевозки грузов в контейнерах морским транспортом» [10]. Однако, в них не приводится никаких конкретных рекомендаций при выявлении «опасности повреждения грузовых мест или присутствия фумигантов», а рекомендуется обратиться «за консультацией к специалисту».
Опасность отравления подстерегает должностных лиц таможенных органов и при досмотре морских судов, перевозящих в трюмах различные товары, обработанные фумигантами. Всё зерно, перевозимое морским транспортом, обязательно подвергается фумигации, а также многие другие товары растительного происхождения, например трюмные партии лесоматериалов [11].
Конкретные правила по технике безопасности при применении фумигантов (проведение инструктажа, наличие инструкций и средств индивидуальной защиты) на морских судах представлены в «Правилах техники безопасности на судах морского флота» [12], но в современных «Правилах по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта» [13] данные требования отсутствуют. Согласно СП 2.2.3670-20 [14] допуск людей в помещения, подвергнутые фумигации, возможен после дегазации и при содержании фумиганта в воздухе не выше гигиенических нормативов.
В связи с современной санкционной политикой значительно изменилась логистика перемещения ряда товаров. Так, например, начался экспорт лесоматериалов из Северо-Западного региона в Китай морским транспортом в контейнерах (Рис. 1). Очевидно, что для сохранности товара. Который должен будет пересечь три океана, прежде чем попадет в страну назначения и по требованию национальной организации Китая по карантину и защите растений такие «контейнерные» партии лесоматериалов будут подвергаться фумигации.
Впервые на международном уровне о безопасности должностных лиц таможенных органов, осуществляющих досмотр товаров, перевозимых морским транспортом и подвергнутых фумигации, заговорили на Конференции Всемирной таможенной организации в Каире в 2010 году. На Конференции обсуждались не только результаты массового обследования на наличие фумигантов морских контейнеров (которое проводилось во всем мире после гибели от отравления фумигантами в 2007 нескольких офицеров таможенной и пограничной службы Австралии), но и технологии выявления фумигантов и методы дегазации фумигированных объектов перед таможенным досмотром [15].
Формами таможенного контроля, при которых должностные лица таможенных органов могут получить отравление фумигантами являются таможенный досмотр и осмотр фумигированных товаров при осуществлении ими таможенного контроля, а также осмотр помещений и территорий, поскольку там может осуществляться обработка бромистым метилом древесных упаковочных материалов, используемых как тара и упаковка, в соответствии с 15 Международным фитосанитарным стандартом [16].
В настоящее время в отечественной правовой базе отсутствуют правила охраны труда должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенных досмотра и осмотра фумигированных грузов. Отмененный в 2021 году Приказ ФТС России № 403 от 15.04.2008 [17] также не содержал подобной информации. В морских портах России нет инструкций по работе с фумигированными контейнерами и отсутствуют специально оборудованные площадки для их размещения и дегазации (как, например в порту Гамбурга). Хотя, для этой цели теоретически можно использовать специальные площадки для опасных грузов, имеющиеся в каждом морском порту. В Перечне технических средств таможенного контроля [18] отсутствуют устройства для индикации фумигантов и вредных химических соединений, предназначенных для информирования должностных лиц таможенных органов об опасности [19, 20].
Таким образом,
1. Риск отравления фумигантами должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра и осмотра товаров, перевозимых морским транспортом достаточно высок, и усугубляется отсутствием у них информации о применении данных веществ (декларации о фумигации, маркировка).
2. Необходимо разработать инструкции по работе с фумигированными товарами в морских портах и довести их до сведения должностных лиц таможенных органов, которые в силу своих профессиональных обязанностей осуществляют таможенные досмотр и осмотр таких товаров.
3. Необходимо оборудовать морские порты специальными площадками для хранения (под таможенным наблюдением) и дегазации фумигированных контейнеров, оснастив их всем необходимым оборудованием для газоанализа и дегазации.
4. Необходимо ввести в России требование обязательной маркировки фумигированных емкостей (трюмы, контейнеры и т.д.) и товаров и предоставления деклараций о фумигации должностным лицам таможенных органов вместе с транспортыми и перевозочными документами.
5. Необходимо обеспечить должностных лиц таможенных органов, которые потенциально могут осуществлять те или иные формы таможенного контроля фумигированных товаров индивидуальными индикаторами вредных химических веществ и в т.ч. фумигантов.
Список литературы
- Федеральный закон от 08.11.2007№261-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс.
- Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209010005
- Постановление Правительства РФ от 03.02.1994№76 (ред. от 24.07.2021) «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» // СПС «КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства РФ от 12.08.2002№590 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям» // СПС «КонсультантПлюс.
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001№197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // СПС «КонсультантПлюс.
- Приказ Минтруда России от 15.06.2020№343н «Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах» // СПС «КонсультантПлюс.
- Афонин Д.Н. Обеспечение безопасности должностных лиц таможенных органов при досмотре морских контейнеров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2018. – № 1(65). – С. 7-11. – EDN XSLQJV.
- Афонин Д.Н. Разработка организационного и технического обеспечения безопасности должностных лиц таможенных органов при досмотре морских контейнеров // Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 2(49). – С. 57. – EDN YATETZ.
- Афонин Д.Н. Токсичные вещества в морских контейнерах, представляющие опасность для должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра // Бюллетень инновационных технологий. – 2018. – Т. 2, № 1(5). – С. 56-58. – EDN YOKCYX.
- Приказ Росморфлота от 22.10.1996№39 «Об утверждении и введении в действие «Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом»
- Афонин Д.Н. Особенности организации и проведения таможенного контроля товаров, относящихся к категории опасных грузов, перевозимых международным сообщением // Бюллетень инновационных технологий. – 2019. – Т. 3, № 4(12). – С. 5-13. – EDN DVEZDI.
- РД 31.81.10-91. Правила техники безопасности на судах морского флота (утв. Минморфлотом СССР 17.09.1991) (ред. от 18.04.1995) // СПС «КонсультантПлюс.
- Приказ Минтруда России от 11.12.2020№886н (ред. от 05.10.2021) «Об утверждении Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта» // СПС «КонсультантПлюс.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020№40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» // СПС «КонсультантПлюс.
- Афонин Д.Н. Разработка технического и информационного обеспечения экологического мониторинга морских контейнеров при таможенном контроле // Системы контроля окружающей среды. – 2017. – № 10(30). – С. 54-57. – EDN YNXAGM.
- Международный стандарт по фитосанитарным мерам (МСФМ) № 15 «Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле». URL: https://fsvps.gov.ru/fsvps-docs/ru/laws/standarts/ispm/ispm15.pdf
- Приказ ФТС России от 07.08.2020№686 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов ФТС России» // СПС «КонсультантПлюс.
- Приказ Минфина России от 01.03.2019№33н (ред. от 10.10.2022) «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // СПС «КонсультантПлюс.
- Афонин Д.Н. Индивидуальный индикатор для выявления фумигантов и вредных химических соединений при досмотре морских контейнеров // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2-х томах, Санкт-Петербург, 19–23 ноября 2018 года / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. Том 1. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2018. – С. 21-26. – EDN XBSIBV.
- Афонин Д.Н. К вопросу о безопасности проведения таможенного досмотра // Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18–22 ноября 2019 года / Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. Том III. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2019. – С. 4-9. – EDN LYGLKL.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Ссылка для цитирования: Саченко А.Л., Афонина А.Д., Афонина К.Д. Организационные и правовые аспекты безопасности труда должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле фумигированных товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7. – № 3(27). – С. 42-46. – EDN ADECSQ.