Особенности финансирования таможенных органов в 2022-2023 гг.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Особенности финансирования таможенных органов в 2022-2023 гг.

Каранец С.М.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В публикации рассмотрен сложившийся финансовый механизм распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств единой федеральной централизованной системе таможенных органов в 2022 г. Автор исследовал влияние инфляции на финансирование ФТС России, дал определения РБС, ГРБС применительно к таможенным органам.

Ключевые слова:

инфляция, дефлятор ВВП, финансирование таможенных органов, получатель бюджетных средств, главный распорядитель бюджетных средств, система таможенных органов


Abstract:

The author studied the financial mechanism for the distribution of budgetary appropriations in 2022. The article considers the impact of inflation on the financing of the Federal Customs Service of Russia.

Keywords:

inflation, GDP deflator, financing of customs authorities, recipient of budgetary funds, main manager of budgetary funds, customs system


Вопрос финансирования государственных учреждений является одном из актуальных, особенно в условиях дефицита государственного бюджета.
В начале 2020-х гг. проблему финансового обеспечения таможенных органов исследовали такие экономисты как Г.П. Геращенко, Е.С. Недосекова, О.А. Кузминова, В.Ю. Дианова, Е.Э.Толикова, С.М.Каранец [1-5]. Вопросы, связанные с финансовыми рисками, рассматривали такие ученые как Д.Н. Афонин, А.А. Ворона [6].
Согласно статье 253 ФЗ № 289 единая федеральная централизованная система таможенных органов включает региональные таможенные управления (на начало 2023 г. насчитывалось 12 таких управлений, в том числе восемь территориальных таможенных управлений, четыре специализированных региональных таможенных управления), «76 таможен, 513 таможенных постов» [7, 8]. К числу подведомственных ФТС России организаций относятся:
- Российская таможенная академия и ее филиалы,
- медицинские и оздоровительные учреждения (10 единиц: поликлиники, пансионат, санатории, госпиталь).
На современном этапе каждый элемент федеральной системы таможенных органов является получателем бюджетных средств, девять из них (дополнительно) имеют бюджетный статус распорядителя бюджетных средств и один орган исполнительной власти - статус главного распорядителя бюджетных средств (см. рис. 1).
Рисунок 1 иллюстрирует особенности движение финансового потока от ГРБС (в лице Федеральной таможенной службы России) к ПБС.
Ежегодно объемы финансовых ресурсов для ФТС России определяются на уровне федерального закона о федеральном бюджете. Для обеспечения ФТС России финансивыми ресурсами в 2022 г. был принят Федеральный закон N 390-ФЗ от 06.12.2021, в 2023 г. - Федеральный закон N 466-ФЗ от 05.12.2022 [9, 10].
Министерство финансов РФ утверждает сводную бюджетную роспись в разрезе бюджетной классификации (по регламенту до начала очередного финансового года).
Согласно п. 4 второго раздела Приказа Минфина России от 27.08.2018 N 184н «утвержденные показатели сводной росписи должны соответствовать закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период [11].
Из 14 разделов сводной бюджетной росписи федерального бюджета финансирование ФТС России осуществляется по пяти (см. рис. 2).
Основу финансирования каждого раздела составляют законодательно определенные бюджеты государственных программ. ФТС России ежегодно принимает участие в реализации семи и более государственных программ.
На лицевой счет ФТС России бюджетные ассигнования доводятся казначейским уведомлением (см. табл. 1).
Рассмотрим полномочия ФТС России как главного распорядителя бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета в таможенной системе представляет собой орган исполнительной власти, который напрямую получает средства из федерального бюджета, распределяет полученные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распределителями (РБС), а также получателями бюджетных средств.
Как главному распорядителю бюджетных средств ФТС России были выделены ресурсы, на содержание и развитие таможенной системы в размере 0,06% ВВП России по состоянию на 31 декабря 2022 г. (0,085% в 2015 г.), что соответствует 91,6 млрд. рублей (70,5 млрд. рублей в 2015 г.) (см. рис. 3) [8, С. 76].
Линия треда представляет собой полиноминальную линию пятой степени. Величина достоверности аппроксимации составила 0,96, что позволяет с высокой степенью точности спрогнозировать реальные бюджетные ассигнования ФТС для 2023-2025 гг.
Темп роста ежегодно выделяемых финансовых ресурсов для ФТС России значительно отстает от темпа инфляции в стране (см. табл. 2). Исключение составляют 2017 г. и 2019 г.
Исследование влияния инфляции на бюджетные ассигнования, выделенные ФТС России, является очень важным, т.к. от 58 до 60% всех ассигнований (в зависимости от года) приходится на оплату трудовых ресурсов, материальное поощрение (см. рис. 4).
Структура бюджетных ассигнований за последние 5 лет кардинально не изменилась: инвестиционные расходы не превышают 2% от всех выделенных ФТС России средств, более половины ассигнований финансирует оплату труда и материальное стимулирование. С 2007 г по настоящее время стимулирование должностных лиц территориальных таможенных органов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611.
Активное использование искусственной нейронной сети, автоматизация таможенных процедур и другие цифровые трансформации приведут к изменению сложившейся структуры бюджетных ассигнований, выделенных на развитие таможенной системы, замещению трудовых ресурсов.
Тенденция сокращения численности занятых в ФТС России (с 2014 по 2019 гг.) и в других странах-членах ВТамО была исследована в публикации 2021 г. [12].
Вся ответственность за выполнение полномочий «главного распорядителя, получателя, иного получателя средств федерального бюджета» возложена на Финансово-экономическое управление.
Основные полномочия ФЭУ в области ГРБС представлены на рис. 5.
Помимо финансово-экономического управления, отдельные функции ГРБС выполняют ГУИТ и ГУТО (см. рис. 5). Разделение полномочий ГРБС между ФЭУ, ГУИТ и ГУТО описано в Регламенте Федеральной таможенной службы [13].
При осуществлении своих функций главный распорядитель средств федерального бюджета подготавливает реестр расходных обязательств с учетом методических рекомендаций, разработанных Минфином.
В 2023 г. для главных распорядителей средств федерального бюджета были изданы соответствующие «Методические рекомендации…», необходимые для составления реестров расходных обязательств [14].
«Реестр расходных обязательств формируется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» [14].
Таможенные органы как распорядители бюджетных средств
Распорядителями бюджетных средств (со стороны таможенных органов) выступают таможенные управления и казенное учреждение, напрямую получающие средства от ГРБС и имеющие право их перераспределить по подведомственным получателям бюджетных средств.
В 2022 г. бюджетный статус распорядителя средств федерального бюджета был закреплен за региональными таможенными управлениями, РТА (см. рис. 1). Как видно из данных таблицы № 2 в системе таможенных органов наблюдается тенденция сокращения общего списка РБС.
Так в сентябре 2020 г. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) лишалось бюджетного статуса распорядителя бюджетных средств со вступлением в силу Приказа ФТС России от 08.09.2020 №770 и отменой Приказа ФТС России от 15.06.2017 N 982 [15, 16]. Его отмена повлекла за собой изменение полномочий ЦЭКТУ. Актуальность потеряли такие полномочия ЦЭКТУ как финансовый контроль за подведомственными получателями бюджетных средств; … контроль за достоверностью представляемой ими отчетности; … анализ бюджетных отчетов и иной финансовой отчетности региональных филиалов ЦЭКТУ» и др. [15].
Аналогичная бюджетная реорганизация произошла и в Региональном оперативно-поисковым управлением (РОПУ). Вступивший в силу с 01.09.2020 Приказ ФТС России от 20.06.2017 N 1022 (ред. от 30.06.2020), лишил бюджетного статуса «распорядителя» РОПУ.
Важно отметить, что список распорядителей бюджетных средств постоянно обновляется. Происходит не только выбытие (лишение статуса) РБС, но и его пополнение.
Перечень распорядителей бюджетных средств составляется Финансово-экономическим управлением, а затем утверждается Приказом ФТС России (рис. 5). В 2021 г. и 2022 г. была актуальна редакция Приказа ФТС от 19 августа 2020 г. N 723 с изменениями, внесенными Приказом ФТС России от 29 июля 2021 г. N 642 [17].
В 2009 г. полный перечень РБС был опубликован в Приказе ФТС России от 8 октября 2009 г. N 1849 [18].
В статье 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены бюджетные полномочия распорядителей бюджетных средств (см. рис. 5) [19].
Поведем итог. На фоне сокращения реальных бюджетных расходов ФТС России до 0,06% ВВП (см. табл. 2) наблюдается лишение бюджетного статуса «распорядителя бюджетных средств» у 34% РСБ (по сравнению с 2014-2019 гг.).
Финансовый механизм системы таможенных органов построен таким образом, что направление движения бюджетных средств к ПБС зависит от их уровня подчиненности.
Большинство ПБС (порядка 80% таможенных органов) получают бюджетные ассигнования от соответствующего распорядителя бюджетных средств, а оставшиеся 20% от ГРБС, т.е. органа исполнительной власти.

Список литературы

  1. Недосекова Е.С. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации. М.: РТА, 2017. – 150 с.
  2. Каранец С.М. Участие таможенных органов в осуществлении государственных программ // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7. – № 1(25). – С. 22-29.
  3. Каранец С.М. Особенности реализации государственных программ Федеральной таможенной службы России на современном этапе // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии». 2022. – № 4 (84). – С. 23.
  4. Толикова Е.Э. Финансовые аспекты деятельности таможенных органов: монография. М.: РТА, 2020. – 238 с.
  5. Каранец, С. М. ФТС России как главный администратор доходов федерального бюджета: пятнадцатилетний итог // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7, № 2(26). – С. 57-62
  6. Афонин Д.Н. Финансовые риски таможенно-логистических терминалов, приближенных к государственной границе Российской Федерации / Д. Н. Афонин, А. А. Ворона // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021. – № 1(77). – С. 9-14.
  7. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 28.04.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023)
  8. Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году. М.: ФТС, 2023. – С. 72.
  9. Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
  10. Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
  11. Приказ Минфина России от 27.08.2018 N 184н (ред. от 28.02.2023) «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2018 N 52119).
  12. Каранец, С.М. Международные таможенные конвенции и соглашения: практикум// С. М. Каранец. – Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2021. – C. 13, 23.
  13. Приказ ФТС России от 04.09.2018 N 1380 (с изм. от 19.04.2022) «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 N 52242).
  14. Методические рекомендации по составлению реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (утв. Минфином России).
  15. Приказ ФТС России от 15.06.2017 N 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // Таможенные ведомости. 2017. N 10, октябрь.
  16. Приказ ФТС России от 08.09.2020 N 770 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».
  17. Приказа ФТС от 19 августа 2020 г. N 723 «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю средств федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России» (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 29 июля 2021 г. N 642).
  18. Приказ ФТС России от 8 октября 2009 г. N 1849 «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю средств федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России».
  19. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) .

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF