ФТС России как главный администратор доходов федерального бюджета: пятнадцатилетний итог

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


ФТС России как главный администратор доходов федерального бюджета: пятнадцатилетний итог

Каранец С.М.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В статье рассматриваются бюджетные полномочия ФТС России. Автор выделил основные полномочия в области бюджетной политики, закрепленные за управлениями центрального аппарата ФТС России, сравнил плановые и прогнозные показатели бюджетных доходов.

Ключевые слова:

управление, администратор доходов, главный администратор доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, получатель средств федерального бюджета.


Abstract:

The author considered the areas of participation of customs authorities in the budget process. The author singled out the main areas of activity in the field of budget policy assigned to the Federal Customs Service of Russia.

Keywords:

spending income administrator, chief budget revenue administrator and sources of financing the budget deficit, chief manager of federal funds


Несмотря на то, что доля доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, за последние 10-15 лет заметно сократилась, вопросы связанные с выполнением ФТС России планового задания по сбору таможенных платежей, составлению среднесрочного прогноза и прогноза продолжают оставаться актуальными. От качественного таможенного администрирования зависит полнота и своевременность поступления таможенных платежей в бюджет [1].
Впервые свой правовой статус главного администратора доходов федерального бюджета ФТС России получила пятнадцать лет назад (в 2008 г.).
Структурными подразделениями, функциональная обязанность которых состоит в осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета (ГАДБ) от осуществления таможенными органами и организациями, финансово-хозяйственной деятельности, являются:
– Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР);
– Финансово – экономическое управление (ФЭУ).
Разделение полномочий между ФЭУ и ГУФТДиТР представлено на рис. 1.
Если финансово – экономическое управление центрального аппарата ФТС России обладает всеми компетенции, закрепленными в Бюджетном кодексе за ГАДБ, то полномочия ГУФТДиТР на практике ограничиваются составлением переченья администраторов дохода бюджета и видов взимаемых ими таможенных платежей.
Ежегодно начальник ГУФТДиТР ФТС России актуализирует перечень территориальных органов, казенных учреждений, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета. Шесть лет назад (согласно приказу ФТС России от 29.12.2017 № 21380) список включал 90 администраторов, но издание приказа ФТС России от 05.11.2020 N 963 сократило число таможенных органов до 52, в т.ч. 8 территориальных таможенных управлений [5, 6]. Практическая востребованность данных направлений работы отдела не нашла отражение в «Положении о Главном управлении федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования» [5].
Полный список источников доходов федерального бюджета, закрепленных за территориальными органами, состоит более, чем из 100 пунктов, в том числе:
– Поступления от уплаты налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (КБК 153 1 04 01000 01 0000 110);
– Акцизы на товары, ввозимый на территорию РФ (КБК 153 1 04 02000 01 1000 110);
– Поступления от уплаты вывозной таможенной пошлины (153 1 10 11150 01 1000 110);
– Поступления от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования (153 1 10 05000 01 1000 180);
– Таможенные сборы (КБК 153 1 10 02000 01 1000 110 -1 10 02000 01 5000 110).
По итогам 2022 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, превысила 6 трлн. рублей [7].
Более половины таможенных платежей приходятся на вывозные таможенные пошлины и косвенные налоги. (см табл. 1).
За устранения причин и условий, препятствующих максимальному пополнению доходной части государственного бюджета, несут ответственность Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК) и Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК). Как видно из таблицы №1 процент перевыполнена планового задания составлял от минус 0,1 до плюс 43% (с 2019 по 2022 гг.). Основные причинами отклонений собранных таможенных платежей от запланированного уровня являются:
– изменение направлений движения товаропотоков по транспортным коридорам;
– изменение внешнеторгового оборота;
– изменение ставок вывозной таможенной пошлины (например, в текущем году изменились ставки на уголь);
– изменение объемов налогооблагаемого импорта;
– сложившаяся конъюнктура на мировых рынках энергоносителей;
– изменение курса проводимой Правительством РФ налогово-бюджетной политики;
– увеличение с 2019 г. предельной ставки НДС с 18 до 20%, ежегодное изменение средней ставки НДС (на 2022г. она составила 17,3%);
– изменение обменного курса доллара США по отношению к рублю и др.
Об эффективности принятой методики прогнозирования можно судить, сравнивая фактические и прогнозные показатели (см. табл. 1). Несмотря на то, что принятая ФТС России методика, по мнению аудитора Батуркина А.Н., «соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 574», прогноз на плановый 2020 год более чем на 0,7 трлн руб. отличался от фактических показателей (см. рис. 2) [10].
Перевыполнение планового задания в этот год можно объяснить тем, что в основе планирования был заложен консервативные сценарий.
Однако, уже в 2021 г. ФТС России вошла в список ГАДБ с «наибольшим объемом отклонения фактических показателей от прогнозных (в абсолютном выражении)», уступив первенство ФНС России (см. рис. 3).
Такой резкий переход от недовыполнения прогнозного значения (в 2020 г.) до лидера перевыполнения прогнозного значения в (2021 г.) показывает о необходимости доработки принятой ФТС России методики прогнозирования при выходе экономики страны из фазы кризиса экономического цикла.
Вклад региональных таможенных управлений (РТУ) в пополнение доходной части федерального бюджета можно увидеть в табл. 2. Лидерами по объему собранных таможенных платежей выступают СЗТУ, ЦТУ, ДВТУ. На их долю приходиться порядка 30% всех собранных доходов. Как показывает более детальный анализ, весомый вклад вносят Центры электронного декларирования.
Поведем итог.
Исполняя роль главного администратора доходов федерального бюджета, ФТС России продолжает обставиться одним из лидеров по объёму собранных денежных средств, уступая (с 2015 г.) только ФНС, на долю которой приходится более половины собираемых стране доходов. Суть администрирования как функции управления сводится к планированию, прогнозированию, организации, руководству, бюджетному учету и анализу, таможенному контролю.
На качественное исполнение бюджетных полномочий ГАДБ влияют как внутренние, так и внешние факторы (например, сложившаяся конъюнктура на мировых биржах, смена проводимой дискретной фискальной политики). Проводимый мониторинг качества финансового менеджмента (на 01.01.2022) оценил работу ГАДБ ФТС России в 77,9 баллов (по группе управление доходами) и 60 баллов (по группе ведение учета и составление бюджетной отчетности).

Список литературы

  1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // URL: www.consultant.ru/document/
  3. Приказ ФТС России от 08.02.2022 № 77 «Об утверждении Положения о Финансово-экономическом управлении» // URL: customs.gov.ru/
  4. Приказ ФТС России от 02.07.2020 № 605 (ред. от 26.10.2022) «Об утверждении Положения о Главном управлении федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования» // URL: customs.gov.ru/
  5. Приказ ФТС России от 29.12.2017 № 2138 «Об осуществлении таможенными органами, находящимися в ведении Федеральной таможенной службы, отдельных бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» // URL: www.alta.ru/tamdoc/17pr2138/
  6. Приказ ФТС России от 05.11.2020 № 963 «об осуществлении таможенными органами, находящимися в ведении Федеральной таможенной службы, отдельных бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» // URL: customs.consultant.ru/documents/1152772
  7. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году. М.: ФТС, 2023.
  8. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году. М.: ФТС, 2022.
  9. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. М.: ФТС, 2020.
  10. Батуркин А.Н. Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год в Федеральной таможенной службе (153) (руководитель Федеральной таможенной службы В.И. Булавин). Утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 23 июля 2020 года. // URL: ach.gov.ru/upload/pdf/budget/ФТС.pdf.

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF