Технология взаимодействия структурных подразделений Северо-Западной электронной таможни и таможен фактического контроля
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Технология взаимодействия структурных подразделений Северо-Западной электронной таможни и таможен фактического контроля
Логвиненко И.В., Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В статье рассмотрена технология взаимодействия структурных подразделений Северо-Западной электронной таможни и таможен фактического контроля, которая строится на основе удаленного выпуска. Основными сферами взаимодействия являются: проверка присутствия товаров в зонах таможенного контроля или на складах временного хранения на этапе регистрации декларации на товары, проведение фактических проверочных мероприятий в целях выпуска товаров, в том числе сканирование документов, представленных на бумажных носителях.
Ключевые слова:
электронная таможня, таможня фактического контроля, таможенный контроль, удаленный выпуск товаров, таможенные операции
Abstract:
The article considers the technology of interaction of structural units of the North-Western Electronic Customs and customs of actual control, which is based on remote release. The main areas of interaction are: checking the presence of goods in customs control zones or temporary storage warehouses at the stage of registering a declaration for goods, carrying out actual verification measures for the release of goods, including scanning documents submitted on paper.
Keywords:
electronic customs, customs of actual control, customs control, remote release of goods, customs operations.
При взаимодействии структурных подразделений Северо-Западной электронной таможни (далее – СЗЭТ) и таможен фактического контроля реализуется механизм, находящийся в основе технологии удаленного выпуска [1].
На рис. 1 представлен алгоритм взаимодействия СЗЭТ и таможен фактического контроля при ситуации ввоза товаров на территорию РФ на этапе регистрации декларации на товары (далее – ДТ).
На этапе регистрации ДТ взаимодействие СЗЭТ и таможен фактического контроля осуществляется по вопросу определения присутствия товаров в зоне таможенного контроля (далее – ЗТК) или на складе временного хранения (далее – СВХ). Для этого формируется в электронной форме формализованное сообщение в виде запроса информации о нахождении товаров на СВХ или ЗТК. Для этого используются данные, которые заявлены декларантом в графе 30 ДТ, сведения о таможенном органе на уровне восьми знаков, в регионе деятельности которого находится товар. В запросе также указываются сведения о номерах и датах выдачи транспортных (перевозочных) документов, указанных в графе 44 ДТ. Запрос подписывается электронной подписью (далее - ЭП) лица, сформировавшего запрос. Операции выполняются с применением «РМ СТО» [2].
В свою очередь, таможенный орган фактического контроля подтверждает получение запроса. В течение 30 минут проводится проверка факта размещения товаров на СВХ (ЗТК) с использованием отчетной документации, представленной в электронном виде таможенному органу СВХ (ЗТК). В течение 10 минут после завершения проверки в СЗЭТ по электронным каналам связи направляется формализованное сообщение, подписанное, содержащее информацию о размещении товаров на СВХ (ЗТК), проставляя отметку: «Указанные товары размещены на СВХ (ЗТК)» либо «Указанные товары на СВХ (ЗТК) отсутствуют». Присутствие товаров на СВХ (ЗТК) определяет возможность дальнейшего совершения таможенных операций по определению возможности выпуска товаров и их помещения под заявленную таможенную процедуру.
Если товары отсутствуют на СВХ (ЗТК), то это делает невозможным регистрацию ДТ. На основе полученных данных в СЗЭТ проводится проверка сведений и определяется возможность для регистрации ДТ. В случае соблюдения требований, установленных ст. 111 ТК ЕАЭС, ДТ присваивается регистрационный номер и ДТ считается поданной. На сегодняшний день, для минимизации в ЦЭД также формируют письменные запросы в структурные подразделения таможен фактического контроля, с конкретными формулировками, связанными с таможенным декларированием [3].
Следующий этап взаимодействия СЗЭТ и таможен фактического контроля – проверка возможности выпуска товаров [4]. На рис. 2 представлен алгоритм взаимодействия СЗЭТ и таможен фактического контроля при ситуации ввоза товаров на территорию РФ на этапе выпуска ДТ.
На данном этапе взаимодействия предполагается, что в случае необходимости проведения проверочных мероприятий Северо-Западный ЦЭД (Балтийский ЦЭД) направляет соответствующую информацию в таможенный орган фактического контроля. В частности, можно рассмотреть на примере проведения таможенного досмотра.
Таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного поста фактического контроля (далее - ТПФК) [5]. Должностное лицо ЦЭД передает сообщение в ТПФК, полученное сообщение обрабатывается, уточняются характеристики таможенного досмотра. С учетом этого обеспечивается расположение товаров в ЗТК – декларант должен обеспечить местонахождение товаров в ЗТК. ТПФК при этом определяет оснащенность места для проведения таможенного досмотра, о выбранном в итоге месте сообщается декларанту. Структурный отдел ТПФК, ответственный за проведение таможенного досмотра, определяет круг должностных лиц, которые будут участвовать в таможенном досмотре. Затем должностные лица ТПФК изучают имеющиеся сведения о определяют необходимость проведения операций в отношении товаров и транспортных средств, а также необходимость участия специалистов и должностных лиц вышестоящих таможенных органов.
На этапе проведения таможенного досмотра на территории ЗТК проводится подготовительная работа (проверка полномочий и оснований присутствия у участников, устанавливается факт предъявления товаров, проверка наличия специалистов и должностных лиц вышестоящих таможенных органов, проверка разделения товаров) [5]. Далее осуществляются проверочные действия: визуальный осмотр, вскрытие упаковки, применение технических средств таможенного контроля, средств измерений, фотографирование и др. [6] Так определяется, имеются ли нарушения таможенного законодательства, расхождения со сведениями, которые были заявлены при таможенном декларировании [7]. Результаты таможенного досмотра оформляются в акте таможенного досмотра, его данные передаются в Северо-Западный ЦЭД (Балтийский ЦЭД). При этом в процессуальном плане важно, чтобы акт таможенного досмотра (акт любого вида фактического контроля) был подписан декларантом товара или таможенным представителем, который представляет интересы декларанта в таможенных органах [8].
Данные положения позволяют сделать вывод, что взаимодействие СЗЭТ и таможенных органов выступает необходимым условием, которое обеспечивает проведение проверки соблюдения участниками ВЭД требований таможенного законодательства. Тем не менее, взаимодействие СЗЭТ и таможенных органов фактического контроля необходимо также для получения информации о соблюдении запретов и ограничений, потому что в современной практике сохраняется необходимость взаимодействия с бумажными документами в деятельности таможенных органов. Эту практику можно продемонстрировать следующим примером.
Допустим, СЗЭТ необходимо получить информацию о выданном сертификате о происхождении товаров, который представлен в бумажной форме. Для этого реализуется алгоритм, показанный на рис. 3.
При необходимости получения сертификата о происхождении товаров, представленного в бумажном виде, должностное лицо Северо-Западного ЦЭД (Балтийского ЦЭД) направляет соответствующий запрос в таможенный орган фактического контроля, где находится товар. Должностным лицом таможенного органа фактического контроля, в который был представлен документ, производится его сканирование в целях размещения в электронном архиве документов декларанта. При этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа фактического контроля проводит проверку правильности заполнения сертификата о происхождении товара в соответствии с Правилами определения страны происхождения товара, в том числе: сравнение бланка сертификата, образцов подписей, оттисков печатей, наименований и адресов уполномоченных органов с соответствующими образцами, доведенными до таможенных органов в установленном порядке, наличие подчисток, помарок, факсимиле подписей лиц. По итогам проверки в Северо-Западный ЦЭД (Балтийский ЦЭД) направляется авторизованное сообщение, содержащее результат анализа и информацию о возможности использования данного документа для таможенных целей. С учетом этих сведений в Северо-Западном ЦЭД (Балтийском ЦЭД) совершаются таможенные операции.
Таким образом, технология взаимодействия структурных подразделений СЗЭТ и таможен фактического контроля строится на основе удаленного выпуска. Основными сферами взаимодействия являются: проверка присутствия товаров в ЗТК или на СВХ на этапе регистрации ДТ, проведение фактических проверочных мероприятий в целях выпуска товаров, в том числе сканирование документов, представленных на бумажных носителях. Для взаимодействия должностные лица обмениваются электронными сообщениями с применением ПЗ «РМ СТО». Данное взаимодействие необходимо для того, чтобы получить информацию об объектах таможенного контроля и совершить таможенные операции согласно требованиям таможенного законодательства ЕАЭС и РФ.
Список литературы
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO.
- Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года / Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Том 1. – Казань: Издательство "Познание", 2022. – С. 30-34. – EDN TWPFAP.
- Софьянникова И.Ю. Центры электронного декларирования: формирование, развитие и проблематика функционирования // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС – 2021. – № 4 (51) – С. 253-257.
- Полякова А.А., Афонин Д.Н., Яргина Н.Ю. Перспективы внедрения автоматизированной системы мониторинга контейнерных перевозок // Бюллетень инновационных технологий. – 2017. – Т. 1, № 3(3). – С. 34-41. – EDN ZGPNKZ.
- Афонин Д.Н. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2020. – 124 с. – ISBN 978-5-4365-6331-2. – EDN JNUTQB.
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н. Основы применения технических средств таможенного контроля: Учебник. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, РИО Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала, 2018. – 302 с. – ISBN 978-5-9590-0950-2. – EDN TWAMVB.
- Афонин Д.Н. Расследование административных правонарушений таможенными органами при проведении таможенного досмотра: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2022. – 172 с. – ISBN 978-5-4383-0252-0. – EDN CARGCJ.
- Барсегян Д.Э. Анализ распределения полномочий между электронными таможнями и таможнями фактического контроля при помещении товаров под различные таможенные процедуры // E-MANAGEMENT. – 2022. – № 1 – С. 24-31.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF