Анализ особенностей взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими органами при таможенном контроле после выпуска товаров в Республике Беларусь
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Анализ особенностей взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими органами при таможенном контроле после выпуска товаров в Республике Беларусь
Пашкович К.И., Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Республике Беларусь. Основное внимание уделяется межведомственному взаимодействию в рамках таможенного контроля после выпуска товаров. Подробно рассмотрены вопросы обмена информацией и проведения совместных мероприятий контролирующим органами Республики Беларусь в рамках таможенного контроля после выпуска товаров.
Ключевые слова:
таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, мобильные группы, межведомственное взаимодействие
Abstract:
The article deals with the organization and conduct of customs control after the release of goods in the Republic of Belarus. The main attention is paid to interdepartmental interaction within the framework of customs control after the release of goods. The issues of information exchange and joint activities by the regulatory authorities of the Republic of Belarus within the framework of customs control after the release of goods were considered in detail.
Keywords:
customs control after the release of goods, customs inspection, mobile groups, interdepartmental interaction.
Под понятием таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС понимается совокупность мер, которые осуществляются таможенными органами в отношении товаров, которые утратили статус находящихся под текущим таможенным контролем, проводимых в целях проверки соблюдения требований, установленных национальным и наднациональным таможенным законодательством ЕАЭС [1, 2, 3]. Совместная деятельность таможенных и иных контролирующих органов позволяет не только обнаружить факт неуплаты таможенных платежей, но и выявить контрафактные товары и товары, использующиеся с нарушением указанной при ввозе таможенной процедуры [4, 5, 6].
В современных условиях особое значение приобретает противодействие незаконному ввозу товаров в рамках деятельности мобильных групп, как следствие, предотвращение реализации таких товаров на территории Беларуси [7]. В этом аспекте, как и в Российской Федерации, таможенными органами во взаимодействии с другими органами проводятся проверочные мероприятия вблизи государственной границы Республики Беларусь. Контроль за реализацией запрещенных товаров осуществляется в торговых объектах, на рынках, выставках, ярмарках.
Во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел, органов пограничной службы, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, подчиненных ему государственных организаций, органов государственной ветеринарной службы, мобильные группы таможенных органов Республики Беларусь выявляют и пресекают незаконный ввоз товаров на территорию страны в целях реализации Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2021 № 700 «О применении специальных экономических мер в отношении отдельных видов товаров», а также Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 240 «О применении специальных мер» и ряда других нормативно-правовых актов, устанавливающих запрет на ввоз отдельных товаров. Совместные специальные мероприятия организовываются на основе плана-задания, утверждаемого руководителем таможенного органа.
Во взаимодействии с Госавтоинспекцией таможенными органами выявляются транспортные средства, осуществляющие перевозки с нарушением законодательства. Например, должностными лицами Витебской таможни на белорусско-российском участке границы во взаимодействии с ГАИ ОВД Лиозненского райисполкома было остановлено транспортное средство с товаром «груши свежие» неизвестного происхождения. При проведении проверочных мероприятий было установлено, что товар перемещается без товаросопроводительных документов. По факту нарушения законодательства было возбуждено дело по ст. 13.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, что влечет собой наложение штрафа.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь является одним из контролирующих органов, осуществляющим взаимодействие с таможенными органами Республики Беларусь при обмене информацией.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь на постоянной основе предоставляет:
– информацию, содержащуюся в Государственном реестре лекарственных средств Республики Беларусь;
– информацию, содержащуюся в Государственном реестре изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь.
С организациями, подведомственными Министерству здравоохранения (санитарно-эпидемиологическая служба), проводятся совместные мероприятия по проверке фактов незаконного хранения и реализации продукции, запрещенной к ввозу на территорию Республики Беларусь в связи с несоответствием санитарно-эпидемиологическим нормам.
Так, например, при проведении совместных специальных мероприятий таможенными органами во взаимодействии с санитарно-эпидемиологической службой Республики Беларусь был установлен факт незаконного хранения и реализации более 1,2 тыс. литров стеклоомывающей жидкости, которая запрещена к ввозу на территорию Беларуси в связи с выявленным несоответствием Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам.
Таможенные органы Беларуси взаимодействуют с Министерством налогов и сборов Республики Беларусь и его территориальными инспекциями на основе предоставления информации и организации контрольной деятельности. Таможенные органы и налоговые инспекции имеют самостоятельные информационные базы и производят накопление и обработку набора данных, поступающих друг от друга. С учетом своих задач и функций обмен информацией может осуществляться по субъектам хозяйствования, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, материалам проводимых проверок, выявленным результатам, принятым мерам по пресечению преступлений в сфере налогового и таможенного законодательства.
На основании разрабатываемых планов взаимодействия Министерства налогов и сборов и таможенных органов можно выделить следующие мероприятия (Рис.1).
Совместные планы работы утверждаются на текущий год начальником таможни совместно с Министерством налогов и сборов с указанием перечня мероприятий, сроков исполнения, исполнителей и отметках о выполнении.
Обмен информацией может быть периодическим, т.е. регламентирован сроками (1 раз в полугодие, 1 квартал, год), а может быть организован на постоянной основе, при наличии информации по определенному вопросу и в форме направления запросов установленной формы. Сроки обработки запроса зависят от рассматриваемого вопроса и необходимости получения информации от других структур. Так, например, если по запросу от налоговых органов у таможенных органов возникает необходимость получения дополнительной информации из других учреждений, то срок запроса продлевается по согласованию с Министерством налогов и сборов.
Кроме того, таможенные органы имеют доступ к некоторым базам данных Министерства налогов и сборов и получают информацию об электронных счетах-фактурах, установочных данных участника внешнеэкономической деятельности
Министерство налогов и сборов Республики Беларусь в оперативном порядке предоставляют в таможенные органы:
– информацию о лицах, осуществляющих реализацию иностранных товаров с целью последующего установления каналов их незаконного ввоза и вовлечения в экономический оборот;
– сведения о лицах, обладающих статусом УЭО в целях контроля за достоверностью совершаемых сделок;
– информацию, полученную при осуществлении контрольных мероприятий, о проведении субъектами хозяйствования оплаты за ввозимые товары вне рамок договоров на их поставку и соответствующих товаросопроводительных документов;
– информацию, полученную при осуществлении контрольных мероприятий, об уменьшении прибыли за счет перечисления за границу платежей, связанных с импортируемыми товарами;
– данные по субъектам хозяйствования, в отношении которых установлено необоснованное применение ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль процентов.
В свою очередь, таможенные органы предоставляют налоговым органам:
– данные о субъектах хозяйствования, осуществляющих ввоз и реализацию товаров без наличия подтверждающих документов, с целью контроля за уплатой «ввозного» НДС;
– информацию о субъектах хозяйствования, осуществляющих приобретение, хранение, транспортировку и реализацию на территории Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков;
– копии первичных документов, подтверждающих приобретение и реализацию товарно-материальных ценностей, в отношении плательщиков, по которым имеются подозрения о вовлечении ТМЦ в теневой оборот с неуплатой причитающихся налогов.
Взаимный обмен как с одной, так и, с другой стороны, организован по:
– фактам необоснованного применения плательщиками льгот при уплате таможенных или налоговых платежей;
– обмену информацией о ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС в адрес индивидуальных предпринимателей легковых транспортных средствах и мотоциклах, в целях минимизации рисков неполной уплаты таможенных или налоговых платежей;
– обмену информацией о субъектах хозяйствования, причастных к незаконному обороту товаров, подпадающих под действия специальных экономических мер (санкционные товары), а также подакцизных товаров.
Организационные мероприятия между ведомствами проводятся по следующим направлениям:
1. Формирование рабочей группы для координации действий по обмену информацией и проведению контрольных мероприятий, обобщения результатов совместной работы.
2. Проведение совещаний рабочей группы.
3. Осуществление анализа деятельности субъектов хозяйствования с учетом риск-ориентированного подхода на основании имеющейся информации.
По результатам проведения контрольных мероприятий таможенными и налоговыми органами подводятся итоги по исполнению плана и анализируются результаты взаимодействия.
Таким образом, взаимный оперативный обмен информацией о готовящихся или совершенных противоправных деяниях и причастных к ним лицах, а также проводимые мероприятия между Следственным комитетом и таможенными органами Республики Беларусь позволяют предупреждать, выявлять и пресекать преступную деятельность.
Между Министерством налогов и сборов и таможенными органами Республики Беларусь налажен обмен информацией в форме направления сведений на основе утверждаемых планов взаимодействия и запросов по определенным вопросам, при необходимости организуются рабочие встречи и совместные контрольные мероприятия. Проводя совместные контрольные мероприятия и обмен информацией на плановой и постоянной основе, таможенные и налоговые органы обеспечивают пополнение республиканского бюджета доначисленными и взысканными таможенными платежами, а также предотвращают возникновение нарушений в налоговом и таможенном законодательстве Республики Беларусь.
Немаловажное значение имеют и другие структуры, такие как Комитет государственного контроля, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации, от которых таможенными органами может быть получена информация для аналитической и подготовительной работы в целях организации и проведения таможенной проверки.
На основании вышеизложенного можно отметить, что контролирующие органы играют важную роль для таможенных органов в ходе осуществления проверочных мероприятий. Оперативно получая необходимую информацию из баз данных друг друга, таможенные органы и иные контролирующие органы Республики Беларусь выполняют возложенные на них задачи и функции.
Список литературы
- Афонин П.Н., Кузьмичева Р.А. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – № 3 (15) – С. 54-60.
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO.
- Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики / Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Борякин А.В. и др. // Бюллетень инновационных технологий. – 2018. – Т. 2, № 4(8). – С. 17-24. – EDN YNUHDF.
- Борисова Е.М., Гончаров В.В. Анализ эффективности взаимодействия таможенных и иных государственных контролирующих органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Теория и практика мировой науки – 2022. – № 5 – С. 16-19.
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Поль-Мари А.Л., Билик В.В. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: Учебник. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Троицкий мост", 2014. – 336 с. – ISBN 978-5-4377-0031-0. – EDN THTJMD.
- Афонин, Д. Н. Пути совершенствования системы управления рисками в практике осуществления отдельных видов государственного контроля таможенными органами // Бюллетень инновационных технологий. – 2018. – Т. 2, № 4(8). – С. 5-7. – EDN YNUHCH.
- Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF