Оценка эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в зарубежных государствах в современных условиях экономического развития
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Оценка эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в зарубежных государствах в современных условиях экономического развития
Ягофарова И.Д.
Уральский государственный экономический университет
Аннотация:
Актуальность темы исследования связана с тем, что последние несколько лет характеризируются весомыми сложностями в экономическом развитии, как и российского государства, так и мирового сообщества в целом. Пандемия, эконмические санкции и иные факторы сформировали абсолютно новые условия, в которых вынуждены существовать государства и к которым необходимо приспосабливаться. Последствия этого отражаются на всех сферах общественной жизни и в большой степени на развитии малого и среднего бизнеса. Целью исследования является анализ и оценка мер государственной поддержки малому и среднему бизнесу в зарубежных странах. Данный анализ позволит оценить положительные и негативные результаты используемых мер и возможность применения подобных мер в российском государстве. При проведении исследования был использован широкий круг методов общенаучного и частнонаучного характера, что позволило провести комплексный анализ. Результаты исследования позволяют говорить о том, что во многих зарубежных государствах власть предприняла максимальные усилия, направленные на поддержку хозяйствующих субъектов, понимая, что именно этот сектор способен обеспечить стабильность экономического развития. Меры поддержки носят разнообразный характер, начиная от финансовых мер, заканчивая консультационными услугами, но они тщательно проработаны и имеют положительный результат. Анализ показал, что, несмотря на отличающиеся условия развития и конечные цели, большинство зарубежных государств имеют общие тенденции в формировании мер поддержки, что позволяет говорить о сформированной теоретической модели, которая может работать на практике. В качестве выводов необходимо отметить, что представители властных структур российского государства должны провести детальный анализ зарубежной практики, в части применения мер государственной поддержки бизнеса, и сформировать пакет мер государственной помощи, который будет иметь высокую эффективность.
Ключевые слова:
субъекты малого и среднего бизнеса, меры государственной поддержки, правовое регулирование, экономические санкции
Abstract:
The relevance of the research topic is due to the fact that the last few years have been characterized by significant difficulties in the economic development of both the Russian state and the world community as a whole. The pandemic, economic sanctions and other factors have created completely new conditions in which States are forced to exist and to which it is necessary to adapt. The consequences of this affect all spheres of public life and, to a large extent, the development of small and medium-sized businesses. The purpose of the study is to analyze and evaluate measures of state support for small and medium-sized businesses in foreign countries. This analysis will allow us to assess the positive and negative results of the measures used and the possibility of applying such measures in the Russian state. During the research, a wide range of methods of general scientific and private scientific nature was used, which made it possible to conduct a comprehensive analysis. The results of the study suggest that in many foreign countries, the authorities have made maximum efforts to support economic entities, realizing that it is this sector that is able to ensure the stability of economic development. Support measures are diverse, ranging from financial measures to consulting services, but they are carefully worked out and have a positive result. The analysis showed that, despite the different development conditions and final goals, most foreign countries have common trends in the formation of support measures, which allows us to talk about a formed theoretical model that can work in practice. As a conclusion, it should be noted that representatives of the authorities of the Russian state should conduct a detailed analysis of foreign practice in terms of the application of state support measures for business, and form a package of state assistance measures that will be highly effective.
Keywords:
small and medium-sized businesses, state support measures, legal regulation, economic sanctions
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях пандемии и неблагоприятных внешних факторов, когда экономикам стран нанесен существенный урон, развитие малого и среднего бизнеса приобретает особую роль. Именно поэтому многие государства основные силы и ресурсы «бросают» на поддержку данного сектора экономики. Малый и средний бизнес, который во многих странах в последние годы стал восприниматься как отживший себя рудимент, признак неразвитости производительных сил и отношений в государстве, в настоящее время стал «панацеей» для поступательного развития экономики. Исследованием данной темы занимается широкий круг авторов, которые проводят анализ мер государственной поддержки, принимаемых в России, другие сравнивают их с зарубежной практикой и пытаются теоретически обосновать возможность использования подобных мер в экономических условиях современной России [1, 2, 3, 4]. Это подтверждает актуальность темы и необходимость исследования данного вопроса.
Целью статьи является анализ практики применения мер государственной поддержки в зарубежных государствах и возможностью дальнейшего внедрения в российскую практику.
При проведении исследования были использованы различные методы общенаучного и частнонаучного характера, которые позволили комплексно провести анализ обозначенного вопроса. Методы анализа, синтеза преимущественно использовались в работе, поскольку дают возможность рассматривать структурные элементы целостного объекта исследования. Были использованы системный и функциональный методы, позволившие рассмотреть комплекс мер государственной поддержки в целом, а также определить функциональное действие каждой из них. Социологический метод выявил наиболее эффективные с точки зрения хозяйствующих субъектов меры поддержки со стороны государства, а также мнение самих предпринимателей о необходимости принятия дополнительных мер поддержки.
Результаты обсуждения. Проведенный анализ зарубежного опыта поддержки малого и среднего бизнеса в кризисных условиях 2021-2022 гг. показал, что в качестве одной из основных мер поддержки большинство государств выбрали метод прямых субсидий бизнесу.
Наиболее масштабные меры для защиты бизнеса предпринимаются в США. Рассмотрение их опыта полезно с позиции того, что это может быть использовано в какой-то части и другими государствами в схожих экономических условиях. Тем более что это способствует обеспечению экономической безопасности государства в целом [5]. В качестве основных мер поддержки были использованы:
– для субъектов малого бизнеса открыт доступ к микрокредитам путем частичного гарантирования рискованных займов за счет бюджета фонда «Восстановительный Капитал Америки» (Ameica's Recovery Capital, ARC) [6];
– у субъектов МСП есть возможность снизить налогооблагаемую базу на сумму, израсходованную на инвестиционные цели, при условии того, что это документально доказуемо;
– расширена система кредитования малого бизнеса. Основная доля средств выделена на облегчение кредитного давления путем временного сокращения платы по кредитам МСП. Порог гарантийных обязательств со стороны SBA был увеличен до 90%;
– субъекты МСП активно привлекаются к государственным заказам.
Стоит вернуться к кризису 2008-2009 гг., когда малый бизнес в США столкнулся с тяжелой экономической ситуацией, которая во многом схожа с той, которая сейчас наблюдается на российском рынке. Агентство SBA предприняло срочные меры по кредитованию МСП. Среди них особо следует выделить следующие:
– снижение рисков кредитования МСП за счет федерального бюджета путем направления финансирования на приобретение гарантированных ссуд. В результате это позволило снизить риски кредитования МСП и облегчить вторичный рынок кредитных инструментов;
– для предотвращения массового снижения доступных оборотных средств МСП, сокращения численности работников и отказа от договоров были приняты меры по обеспечению отсрочки платежей по кредитам до определенной суммы;
– массовое размещение государственных заказов с целью поддержать частные компании. Был установлен определенный процент от общей суммы государственных закупок, которые должны быть размещены в сфере МСП.
В результате оперативного использования обозначенных мер, в первые годы окончания кризиса быстрыми темпами стали восстанавливаться те предпринимательские сферы, которые смогли воспользоваться мерами поддержки. Также надо отметить, что успех во многом был определен и тем, что разработкой и координацией мер поддержи занималось Управление по делам малого бизнеса (SBA), которое также концертировало все финансовые полномочия. Такая четкая централизация полномочий в период кризиса имела большое значение, поскольку значительно сокращался путь принятия решений, ускорялась доставка и внедрение мер поддержки конкретным адресатам.
Данный опыт был бы полезен для государств, который находятся в тяжелых экономических условиях. Создание единого централизованного органа, который будет полностью заниматься только вопросами малого и среднего бизнеса, наделение этого органа реальными властными и финансовыми полномочиями, могло бы поспособствовать выходу из кризиса с меньшими потерями.
Также интерес привлек и опыт Китая. В период кризиса в Китае используется политика экономического развития «Лювэнь – любао» [7]. Суть этой стратегии заключаются в комплексе определенных факторов:
– факторы стабильности: устойчивость финансовой сферы; активная внешняя торговля; привлечение иностранных инвестиций; капиталовложения в национальные сферы экономики; обеспечение занятости населения; эффективное государственное планирование;
– факторы гарантии: стабильность в обеспечении продовольствием и энергоносителями; предотвращение нарушений в работе инфраструктурных объектов; стабильность цепочек поставок; борьба с безработицей; сохранение финансового благополучия населения; предотвращение разорения субъектов рынка.
При реализации всех этих факторов КНР основной упор делает на собственные силы и на достижение полного самообеспечения во всех сферах деятельности.
Анализ мер государственной поддержки в зарубежных странах показал, что подходы к этой проблеме разрабатываются государствами, исходя из их уровня развитости, состояния бизнес-среды и изменений внешних экономических и политических условий.
Многие государства пришли к выводу, что быстрое восстановления сектора малого и среднего бизнеса, а также высокий уровень его развития зависят от разработки и внедрения инновационных решений. Именно поэтому государства основной упор делают на стимулирование развития предприятий, осуществляющих деятельность в стратегически важных для государства отраслях, путем поддержки использования инновационных технологий и обеспечение выхода на международный рынок.
Кроме того, во многих государствах понимают значение и перспективы развития научно-исследовательских и промышленных кластеров, от функционирования которых зависит инновационный потенциал малого и среднего предпринимательства. В связи с этим для подобных организаций строятся лаборатории, заказывается специальное оборудование, выделяются рабочие помещения и осуществляется финансовая поддержка.
Практика поддержки малого и среднего бизнеса в государствах достаточно индивидуальна, имеет свои особенности, но, как можно заметить, что есть некие общие тенденции, которых придерживается большинство современных государств в условиях кризиса:
– адресность поддержки и акцент на стратегически важные для государства сферы;
– замещение мер прямой финансовой поддержки (например, в виде невозвратных субсидий) мерами непрямой финансовой поддержки;
– упрощение доступа к государственным заказам, рост целевых направлений субсидий;
– поддержка кадровой обеспеченности и сохранения рабочих мест и т.д.
Стоит отметить также, что происходят постоянные изменения в информационной поддержке, что выражается в создании единого портала по предоставлению всех информационной поддержке, создаются онлайн-платформы (например, американская Supplier Scouting или английская Contrast Finder).
Меры, предпринимаемые зарубежными государствами в период кризиса с целью поддержки МСП, имеют следующие тенденции:
– упор делается на адресную поддержку МСП и особый акцент смещается на поддержку инновационной деятельности;
– стимулируется экспортная деятельность;
– привлечение значительного количества МСП к участию в партнерствах или консорциумах с целью осуществления предпринимательской деятельности, что повышает долю субъектов МСП в экономическом секторе.
Также интерес представляет анализ и оценка мер поддержки, которые необходимы в современный период, обозначенные самими субъектами малого и среднего бизнеса (рис. 1):
Выводы. Анализ зарубежного опыта поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мнение самих представителей бизнеса об эффективности и необходимости определенных мер, позволяет использовать подобные механизмы поддержки в политике собственного государства для восстановления и поддержки МСП в период кризиса. Основной акцент следует сделать на развитии инфраструктуры и формирование комфортных условий для ведения бизнеса. Зарубежная практика показывает эффективность тех мер, которые активно используются государствами в современный период.
Список литературы
- Наролина Т.С. Самогородская М.И., Бернар И.А., Смотрова Т.И. Исследование особенностей функционирования малых и средних предприятий в условиях пандемии // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 2 (53). С. 125-137.
- Мусинова Н.Н., Сергиенко Н.С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика // Вестник университета. 2021. № 1. С. 5-12.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления рисками таможенных органов Российской Федерации. – Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022. – 176 с. – ISBN 978-5-4499-2783-5. – DOI 10.23681/622013. – EDN SITFJL.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA.
- Колоткина О.А. Приоритеты правового регулирования экономической безопасности в условиях новых вызовов // Организационно-правовые основы экономической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Мальцева. Екатеринбург, 2022. С. 136-139.
- SBA’s America’s Recovery Capital Loan (ARC Loan) Program PROCEDURAL. – URL: www.sba.gov/sites/default/files/files/elending_rcvry_procguide(1).pdf.
- Экономика Китая в условиях пандемии quot секреты quot роста на фоне спада в других странах. – URL: imccenter.ru/ekonomika-kitaya-v-usloviyakh-pandemii-quot-sekrety-quot-rosta-na-fone-spada-v-drugikh-stranakh/.
- Non-financial support for smes in times of crisis. – URL: www.themontrealgroup.org/DATA/DOCUMENTATION/27_en~v~non-financial-support-for-smes-in-times-of-crisis.pdf.
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF