Влияние санкций на экономическую безопасность России
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF
Влияние санкций на экономическую безопасность России
Колоткина О.А.
Уральский государственный экономический университет
Аннотация:
Актуальность темы исследования заключается в том, что уже достаточно долгое время в России применяются санкции как мера давления со стороны ряда государств. Целью ограничений является политическое давление, направленное на принудительное изменение политического курса и политического режима в целом. Целью данной статьи является проведение анализа понятия и сущности санкций, а также их влияния на экономическую безопасность России. При проведении исследования был использован широкий круг методов общенаучного и частнонаучного характера, что позволило провести комплексный анализ. Экономическая безопасность государства и вопросы ее обеспечения являются предметом дискуссией представителей различных сфер деятельности, которые сообща пытаются найти наиболее эффективные способы защиты. Россия в рамках обеспечения национальной безопасности также предпринимает многочисленные меры экономического характера с целью защитить собственную экономику от иностранного влияния и давления. Санкции, как инструмент международного воздействия, могут иметь двоякий характер, что зависит от различных обстоятельств и факторов. Положительные стороны санкционного воздействия выражаются в развитии ответственного производства и новых экономических сфер деятельности. Однако, что подчеркивается в исследовании, в большей степени санкционные меры носят отрицательный характер, поскольку значительно замедляют экономическое развитие государства и снижают социальную защищенность населения. Вывод. В результате проведенного исследования необходимо отметить, что необходимо научное и практическое изучение характера и результатов влияния санкций на развитие экономики, а также выработка эффективных мер защиты экономической безопасности государства, без чего невозможно посткупальное развитие государства в целом.
Ключевые слова:
санкции, экономическая безопасность, национальная безопасность, правовое регулирование, государственная политика.
Abstract:
The relevance of the research topic lies in the fact that sanctions have been applied in Russia for quite a long time as a measure of pressure from a number of states. The purpose of the restrictions is political pressure aimed at forcibly changing the political course and the political regime as a whole. The purpose of this article is to analyze the concept and essence of sanctions, as well as their impact on Russia's economic security. During the research, a wide range of methods of general scientific and private scientific nature was used, which made it possible to conduct a comprehensive analysis. The economic security of the state and the issues of its provision are the subject of discussion by representatives of various fields of activity, who together are trying to find the most effective ways of protection. Russia, within the framework of ensuring national security, is also taking numerous economic measures to protect its own economy from foreign influence and pressure. Sanctions, as an instrument of international influence, can have a twofold character, which depends on various circumstances and factors. The positive aspects of the sanctions impact are expressed in the development of responsible production and new economic spheres of activity. However, as emphasized in the study, to a greater extent, sanctions measures are negative in nature, since they significantly slow down the economic development of the state and reduce the social security of the population. Conclusion. As a result of the conducted research, it should be noted that it is necessary to scientifically and practically study the nature and results of the impact of sanctions on the development of the economy, as well as the development of effective measures to protect the economic security of the state, without which the post-coup development of the state as a whole is impossible.
Keywords:
sanctions, economic security, national security, legal regulation, state policy
Введение. Сегодняшний мир возвращается к многополярности и на этом фоне крайне изменчив. Большинство государств находятся в тесном контакте, но не все и не всегда эти отношения являются позитивными. Это привело к тому, что с течением времени были выработаны различные средства давления друг на друга. Одним из них являются санкции, которые сейчас активно используются зарубежными государствами против России для осуществления жесткого экономического и политического давления.
Необходимо признать, что санкции оказывают серьезное воздействие на экономику России, ограничивая доступ к разработке новых технологий добычи энергии, что тормозит открытие новых нефтяных месторождений, оттягивают введение в оборот новейших видов военной техники из-за повышения цен на комплектующие элементы, ограничивают импорт продовольствия, что приводит к подорожанию отечественного продукта и т.д.
Соответственно, все эти последствия непосредственно отражаются на экономической безопасности государства.
Вопросам обеспечения экономической безопасности уделяется большое значение как в практике зарубежных государств, так и в России. Некоторые государства не отделяют понятие экономической безопасности от национальной безопасности, считая это неотъемлемой частью (к примеру, США, Великобритания). Поэтому, разрабатывая стратегии обеспечения национальной безопасности, эти государства предусматривают и меры экономического характера, позволяющие обеспечить высокий уровень экономической безопасности. Часть других государств выделяет это в отдельную категорию (к примеру, Германия, Франция) и более детально прорабатывает меры экономического характера, создавая различные программы и стратегии.
Россия также не выделяет отдельно понятие экономической безопасности, включая ее в стратегию национальной безопасности России, что определено Указом Президента от 02.07.2021 № 400 [1].
Целью данного исследования является рассмотрение вопросов влияния санкций на экономическое развитие государства и обеспечение экономической безопасности России в новых геополитических условиях.
Разработанность темы. Вопросы о причинах санкций, характере их влияния на Россию являются предметом постоянных дискуссий специалистов в сфере экономики, политики, права. Такой же интерес вызывают и меры, предпринимаемые Россией в противовес санкциям с целью защиты собственной экономической безопасности. Проблематика достаточно новая, поэтому научных исследований в этой сфере не так и много. Вопросами структуры и механизма воздействия экономических санкций на национальную экономику занимаются такие авторы, как Гурвич Е.Т. [2]., Елецкий Н.Д. [3]., Качан С.Д. [4], Коломейцева А. А. [5]., Прилепский И.В. и т.д.
Методология. Для проведения исследования был использован широкий круг методов, что позволило предметно сделать определенные выводы. Исторический метод исследования использовался для определения поэтапного введения различных санкций и их привязку к политическим события, что объясняет их закономерность и целеполагание. Функциональный метод позволил увидеть те изменения, которые происходили в структуре российской экономики при введении ограничительных мер. Анализ был применен в большинстве случаев, поскольку данный метод иллюстрирует в целом происходящие события и реакцию на них государства и общества.
Рассуждения. Санкции – это инструмент международной политики, который может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую и национальную безопасность в целом.
С одной стороны, санкции могут помочь укрепить национальную безопасность, например, если они направлены на предотвращение распространения оружия массового поражения, терроризма или нарушения прав человека. Эти санкции могут помочь уменьшить угрозу для национальной безопасности и создать более безопасную международную среду.
С другой стороны, санкции могут нанести ущерб национальной безопасности, особенно если они направлены на секторы экономики, которые важны для национальной безопасности. Например, если санкции направлены на экономику, связанную с обороной или энергетикой, они могут нанести ущерб национальной безопасности, так как это может привести к обеспечению режима или к увеличению зависимости от иностранных поставщиков энергоресурсов.
Таким образом, влияние санкций на национальную безопасность зависит от целей, на которые они направлены, и от того, как они будут реализованы.
В случае же с Россией, целью санкций является политическое давление, направленное на изменение политического курса, политического режима, основ внутренней и внешней политики. В сущности своей, экономические санкции предполагают, что государства-инициаторы ставят государство-мишень в такие условия, что причиняемый эконмический ущерб, последствия для общества и политической системы настолько значительны, что государство вынуждено пойти на уступки.
Теоретически, понятие «санкция» используется в международном праве как мера ответственности в отношении страны-правонарушителя. Г.И. Тункин рассматривает международные санкции в качестве последствия совершения государством международно-противоправного деяния [6]. Кроме того, санкции могут вводиться государством, чьи интересы были нарушены или международными организациями и группами государств. С.Ю. Марочкин понятия «санкции» и «контрмеры» считает тождественными, определяя их как общий комплекс принудительных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности [7].
Аналогичной точки зрения придерживается К.А. Бекяшев, который определяет санкции как весь комплекс мер принуждения, выполняющих функцию защиты государственной безопасности [8].
Приведенные позиции говорят о том, что ученые сводят содержание санкций к обязательной реализации их в том или ином виде через задействование механизма международных организаций - либо как субъекта непосредственного их применения, либо как субъекта, принимающего решение о введение санкций, непосредственная имплементация которого возлагается на государства [9].
Санкции бывают результативными, когда государство, на которое их налагают, недооценивает противника и наоборот, если инициатор переоценивает ожидания, то они безрезультативны.
Несмотря на то, что в научных исследованиях уделено много внимания санкционному воздействию, до сих пор не конкретизирован механизм и этапность их воздействия [10]. На основании изученной теории и практики, можно представить механизм воздействия экономических санкций по порядку введения и воздействия:
- если на первом этапе страна-мишень соглашается с выдвинутыми требованиями – то программа завершается – санкционная война заканчивается;
- если страна-мишень сопротивляется, то переходят к следующему этапу. Цель - продемонстрировать стране-мишени серьезность намерений Санкции носят предупредительный (демонстрационный) характер. Формальный отказ от бездействующих сфер сотрудничества.
Применяемы в этом процессе санкции могут носить различный характер (таблица 1).
Основываясь на историческом опыте санкций, существует два варианта развития событий:
- страна-мишень в результате соглашается на все выдвинутые условия и санкционная война прекращается;
- после исчерпания всех воздействующих механизмов страна-инициатор применяет силовое воздействие.
Немаловажный вопрос, к каким последствиям приводит введение экономических санкций, как для страны инициатора, так и для страны-мишени. В специализированной литературе эффективность санкций определяется достигнутым результатом – достижением поставленных политических целей, причинением серьезного экономического ущерба и т.д. В идеале предполагается, что итогом применения экономических санкций является существенное ухудшение дел в государстве, что вынуждает правительство государства принять диктуемые решения. При этом страны-инициаторы никакого ущерба не несут, а даже наоборот остаются в плюсе [11].
В реальности же результаты могут быть иные (таблица 2).
Таким образом, можно отметить, что санкции могут носить двойственный характер. Они могут иметь положительный и негативный эффект как на государство-мишень, так и государство-инициатора. И это всегда нужно учитывать при прогнозировании возможных результатов и степени риска.
Следует признать, что сегодня цели санкций труднодостижимы, ибо, зачастую, государства-мишень постепенно приспосабливаются к новым обстоятельствам, ищут альтернативные варианты осуществления своих экономических задач.
Но в любом случае необходимо признать, что любые виды санкций серьезно отражаются на экономической безопасности конкретного государства [12].
Россия, в данном случае, также не является исключением, и введенные санкции двояко отразились на экономической безопасности государства.
С одной стороны, санкции отрицательно сказались на развитии экономики. Результатом ограничений стало падение цен на нефть, иные ресурсы, что привело к подорожанию кредитов, обесцениваю рубля, банкротству многих предприятий. Особенно это затронуло сектор малого и среднего бизнеса. Выросли цены на продовольственные товары, увеличилась безработица и т.д.
Одновременно с этим начался отток иностранного капитала из России, объем инвестиций сократился, специалисты из высокотехнологичных отраслей стали спешно покидать государство. Эти факторы существенно затормозили экономическое развитие государства.
Все это привело к резкому падению уровня жизни населения, замедлению темпов роста экономического развития, что является базовыми показателями социально-экономической безопасности государства [13].
С другой стороны, можно отметить и положительный эффект ограничительных мер, что выразилось в вынужденном наращивании производственных мощностей, к активному развитию обрабатывающей промышленности. Началось прогрессивное развитие продовольственных отраслей, стали развиваться торговые отношения со странами Востока и БРИКС. Экспортные пути изменили свое направления, ориентируясь на страны Востока, Азии и Африки [14, 15].
Изменение формата экономической политики требует временных и финансовых затрат, но результатом является возвращение к прежним темпам экономического развития, к скорейшему импортозамещению, что позволит «залатать» дыры в механизме обеспечения экономической безопасности России.
Современные обстоятельства свидетельствуют также о том, что государства-инициаторы санкций не предусмотрели замену рынков сбыта для собственной продукции. Они рассчитывали, что уже на первом этапе воздействия санкций Россия вынуждена будет пойти на уступки, но сценарий стал развиваться иначе, что привело к формированию внутренних угроз в самих государствах-санкционерах. Это демонстрирует то, что в условиях международного разделения труда, санкции, связанные с ограничением поставок товаров промышленного производства, несут негативные последствия для всех участников санкционного процесса [16].
Вывод: Влияние экономических санкций на экономическую безопасность государства неоднозначно. Последствия могут иметь двоякий характер – положительный и негативный. Оценивая воздействие санкций на обеспечение экономической безопасности России, стоит признать, что отрицательные результаты преобладают.
Для минимизации отрицательных последствий и для эффективной защиты экономической безопасности, необходима сбалансированная экономическая политика. Необходимо переориентировать экономику государства на развитие высокотехнологичных производств, привлекать инвестиции в эту сферу, увеличивать объемы обрабатывающего производства. Также будут иметь положительный эффект развитие торговых отношений с дружественными государствами и введение продуманной денежно-кредитной политики.
Обеспечение экономической безопасности России зависит от множества факторов, но применение научно и практически обоснованной стратегии может в значительной степени ускорить этот процесс.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – URL: publication.pravo.gov.ru от 03.07.2021. № 0001202107030001
- Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики.2016. № 1.
- Елецкий Н.Д. Столбовская А.Г. Импортозамещение в России: не проблема, а задача // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 406-408.
- Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику российской федерации, контр-санкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. – 2017. – № 3. – С. 179-180.
- Коломейцева А.А. Возможные последствия экономических санкций ЕС и США для энергетической отрасли России // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 8. С. 104-115.
- Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983. С. 37.
- Марочкин С.Ю. Проблема эффективности норм международного права. - Иркутск; Изд-во Иркут. ун-та, 1998. – 146 с. – ISBN 5-7430-0002-6
- Профессор Бекяшев напомнил ЕС об универсальности международного права в теме санкций. – URL: riafan.ru/23350513-professor_bekyashev_napomnil_es_ob_universal_nosti_mezhdunarodnogo_prava_v_teme_sanktsii.
- Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр «Интермедия», 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-4383-0145-5. – EDN DQRTLO.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 96-100. – DOI 10.29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. – EDN BKOSTQ.
- Булатова А. И. и Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – №. 3. – С. 26-37.
- Шаралдаев Б.Б., Юмова Ц.Ж., Юмова А.Б. Государственная политика экономической безопасности в условиях санкций // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – №. 7. – С. 123-129.
- Климина К.В., Богуслав Е.Н., Архипов Э.Л. Влияние санкций на экономическую безопасность // Экономика и экология территориальных образований. – 2021. – Т. 5. – № 2. – С. 51-58.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления рисками таможенных органов Российской Федерации. – Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022. – 176 с. – ISBN 978-5-4499-2783-5. – DOI 10.23681/622013. – EDN SITFJL.
- Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Анализ и оценка рисков в таможенной деятельности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2021. – 110 с. – EDN WPKAKA.
- Ягофарова И.Д. Правовое регулирование экономической безопасности в России: проблемы и перспективы // Организационно-правовые основы экономической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2022 года / Под общей редакцией Н.В. Мальцева. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2022. – С. 278-283. – EDN UKSTDP
Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF