Таможенный контроль после выпуска товаров в современных реалиях цифровизации

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF


Таможенный контроль после выпуска товаров в современных реалиях цифровизации

Матвеева Н.В., Сивцова В.Ю.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация:

В данной статье рассматриваются новые цифровые инструменты, применяемые при таможенном контроле после выпуска товаров, производится анализ технологии «цифрового двойника» как основы для выбора объектов контроля после выпуска товаров, внедрение которой позволит анализировать и сопоставлять внешнеэкономическую и финансово-хозяйственную деятельность участника ВЭД. Основной акцент ставится на том, что технология «цифрового двойника» должна обеспечить точность и необходимую скорость выбора объектов контроля за счет применения автоматизированного алгоритма, позволяющего оценивать как сам объект, так и его поведение, включая критические, важные с точки зрения последствий изменения в этом поведении.

Ключевые слова:

таможенный контроль после выпуска товаров, международный опыт, таможенный мониторинг, таможенная проверка, цифровизация, цифровой двойник, технология цифрового двойника.


Abstract:

This article discusses new digital tools used in customs control after the release of goods, analyzes the technology of the "digital twin" as the basis for the selection of objects of control after the release of goods, the introduction of which will allow analyzing and comparing the foreign economic and financial and economic activities of a foreign trade participant. The main emphasis is placed on the fact that the technology of the "digital twin" should ensure the accuracy and the necessary speed of selecting objects of control through the use of an automated algorithm that allows evaluating both the object itself and its behavior, including critical, important changes in this behavior from the point of view of consequences.

Keywords:

customs control after the release of goods, international experience, customs monitoring, customs inspection, digitalization, digital double, digital double technology.


В рамках полномасштабной реформы таможенных органов за последнее десятилетие произошли серьезные изменения, в том числе в структуре и в подходах к выбору объекта проверки в Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ГУТКПВТ). Можно констатировать, что таможенные проверки стали более предсказуемыми и прозрачными для проверяемых лиц. Во многом этому способствовало создание системы, при которой возрастает точность выбора объектов контроля, что, в свою очередь, позволяет уменьшить нагрузку на бизнес за счет ухода от массовых проверочных мероприятий.
Стоит обратить внимание, что перечень задач, которые ставили перед ГУТКПВТ за последние десять лет не был статичен, а напротив подвергался постоянному пересмотру с тем, чтобы актуализировать их и пополнить новым функционалом с учетом стратегии развития ФТС России [1]. Новые вызовы привели к постановке новых задач, среди которых можно особо отметить пресечение незаконного ввоза санкционных товаров и товаров изъятия при трансграничном перемещении с территории государств-членов ЕАЭС и контроль при обороте в условиях расширения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Частично основные изменения в ТКПВТ за период с 2013 по 2021 годы показан на рис. 1.
Комплекс программных средств (далее – КПС) «Постконтроль» помогает автоматизировать процессы сбора, обработки, хранения и анализа информации о проверочных мероприятиях таможенных органов, на основе интеграции информационно-программных средств единой информационной системы таможенных органов (далее – ЕАИС ТО). На рис. 2. показаны функции, которые автоматизированы в КПС «Постконтроль».
Лицам, в отношении которых осуществляются проверки предоставляется возможность ознакомиться с результатами ТК и подать возражения посредством использования личного кабинета, и при необходимости направить документы в ответ на требования таможенного органа. На сегодняшний день протестирован в режиме онлайн механизм получения сведений из систем учета товаров УЭО с использованием удаленного доступа. Преимущество использования этого способа получения сведений состоит в осуществлении автоматической сверки сведений с данными, указанными при таможенном декларировании.
Важно обратить внимание на то, что для получения информации, необходимой при проведении ТК осуществляется взаимодействие с информационными системами ФОИВ. Можно констатировать, что подразделения ТКПВТ обладают значительными информационными ресурсами, которые не ограничены только своим ведомством, но и имеют доступ к ресурсам иных контролирующих органов, что позволяет им комплексно подходить к оценке наличия признаков нарушений и в автоматизированном режиме осуществлять выборку объектов для постконтроля. Важное место в вопросах межведомственного взаимодействия занимает обмен данными с Федеральной налоговой службой (далее – ФНС). В этом контексте, важно подчеркнуть необходимость трансформации межведомственного взаимодействия таможенных органов с налоговыми органами с помощью «облачных» технологий [2, 3].
Как известно, для выбора объектов контроля используется информация, которая имеется в распоряжении таможенных органов, с применением информационно-программных средств ЕАИС ТО. При этом, стоит отметить, что в КПС «Постконтроль» уже реализовано несколько технологий автоматизированного выбора объектов ТКПВТ, в основе которых заложены результаты категорирования участников ВЭД.
Несмотря на значительные достижения в рамках реализации рассматриваемых технологий они не лишены недостатков, например, они не содержат определенной и единой карты рисков нарушения таможенного законодательства, а также сведений о применении необходимых форм и мер таможенного контроля, функционируют отдельно друг от друга и, в связи с этим требуют частичного пересмотра с целью оптимизации [4].
Внедрение в российскую практику такой формы таможенного контроля как таможенный мониторинг позволит приблизиться к международным стандартам проведения ТКПВТ [5]. Целью такого мониторинга является установление наличия либо отсутствия признаков нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства России [6]. Вместе с тем, стоит обратить внимание на то, что международные стандарты не содержат жестких предписаний в отношении организации и проведения таможенного аудита и однозначно указывают лишь на необходимость активного участия таможенной администрации в разработке института таможенного аудита [7]. При этом, нельзя не отметить, что передовым мировым опытом является факт действующего принципа добровольного признания ошибки, который означает, что участник ВЭД может исправить нарушения, при этом санкции к нему не применяются [8].
В России проверка документов, связанных с ВЭД, на этапе ТКПВТ осуществляется в рамках таможенной проверки, как основной формы ТКПВТ. Так как при проведении ТКПВТ проверки могут быть проведены совместно с ФНС, стоит отметить, что ФНС может в своей деятельности применять такой инструмент, как инвентаризация.
Представляет интерес тот факт, что в 2016 году в России проводился эксперимент по установлению возможности использования таможенными органами РФ аудиторских заключений для целей ТК. По результатам эксперимента было установлено, что аудиторские заключения могут использования в качестве дополнительного источника информации при условии раскрытия в этом заключении вопросов по общему и специализированному разделам. В этой связи, можно сделать вывод, что ФТС России следует ориентироваться не на российскую практику проведения коммерческими организациями аудита, а на международные нормы по проведению таможенного аудита. Иными словами, в российской практике аудит – это проверка отчетности, проводимая коммерческой организацией, тогда как в международной таможенной практике аудит – это проверка отчетности таможенными органами.
Примечательной особенностью проведения пост-аудита в странах ЕС является то, что, когда проверяемое лицо проинформировано о проверке, ему предоставляется возможность на добровольной основе, до начала проверочных мероприятий, в течение 15 дней представить в таможенные органы сведения о совершенных данным участником ВЭД правонарушениях. При этом если участник ВЭД в ходе внутренней проверки обнаружит и исправит нарушения, то санкции к нему применятся не будут. Однако, если данная возможность не используется, то выявленные таможенными органами нарушения приводят к дополнительным санкциям. Стоит отметить, что при проведении внутренней проверки участник ВЭД может запрашивать консультации у таможенных органов. Неоспоримым преимуществом такого подхода является то, что участники ВЭД самостоятельно стали исправлять свои ошибки, благодаря чему ТКПВТ приводит к результатам еще на этапе предварительного уведомления о его проведении.
В России участник ВЭД информируется о том, что в его отношении проводится ТКПВТ только в том случае, если проводится выездная таможенная проверка. По п. 6 ст. 229 ФЗ-289, уведомление направляется либо почтой, либо через сеть «Интернет», либо иными способами. При камеральной таможенной проверке информирование не происходит.
Своеобразным аналогом нормы, по которой участник ВЭД может исправить имеющиеся нарушения без применения санкций, является примечание 2 к ст. 16.2 КоАП РФ. В соответствии с ним участник ВЭД освобождается от административной ответственности по данной статье, если самостоятельно внес изменения в ранее поданные данные, доначислил таможенные платежи. Однако эта норма действует только до получения декларантом уведомления о проведении выездной проверки. Если проводится камеральная проверка, то участник ВЭД уже не может претендовать на освобождение от административной ответственности
Еще одна особенность таможенного аудита – его непосредственное проведение. Так, например, при таможенном аудите проводится проверка и оценка и проводится анализ договоров купли-продажи, платежных документов, определяются и проверяются условия поставки, отслеживаются журналы учета покупок.
Можно констатировать, что при таможенном аудите акцент делается на проверку бухгалтерской и прочей количественной информации, тогда как задача ТКПВТ – представляет сопоставление сведений. Бухгалтерская информация входит в число направлений, по которым может быть проведен анализ в ходе таможенной проверки. Таким образом можно сделать заключение, что таможенная проверка может по своему содержанию включать анализ бухгалтерской информации, однако не ограничивается ею. При этом и задачей таможенного аудита является проверка соответствия сведений. Однако в более прикладном плане имеются существенные различия. Так в ходе аудита аудиторы тесно взаимодействуют с участниками ВЭД. Наглядным может быть следующее абстрактное сравнение. Если достоверность заявленного кода ТН ВЭД в рамках таможенного аудита участники ВЭД и таможенные органы выявляют в ходе прямой дискуссии, то в рамках ТКПВТ таможенный орган принимает решение о классификации, а если участник ВЭД не согласен с ним, что достоверность кода устанавливается уже в судебном порядке. Поэтому таможенный аудит предполагает разработку рекомендаций для участника ВЭД по улучшению соответствия деятельности участника ВЭД установленным правовым нормам. Под рекомендациями могут пониматься, например, советы по классификации сложных или многокомпонентных товаров. В свою очередь, участник ВЭД может выразить несогласие с результатами проверки в виде специального документа в порядке, предусмотренном частями 16 – 19 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Общие черты и различия международной и российской практики проведения таможенного аудита/ТКПВТ приведены на рис.3.
Общим можно назвать то, что в любом случае таможенные органы после выпуска товаров проводят исследование документов и сведений, чтобы выявить нарушения со стороны участников ВЭД, которые могли быть на этапе выпуска товаров, либо после выпуска товаров. Различия заключаются в том, что таможенный аудит предполагает более лояльное отношение со стороны таможенных органов по отношению к участникам ВЭД. Это выражается в возможности самостоятельно выявить имеющиеся ошибки без штрафных санкций и в возможности обсуждения результатов проверки непосредственно в ходе ее проведения.
Так как таможенный контроль на основе стандартов аудита является одной из траекторий развития в Стратегии развития ФТС до 2030 года, то в этой связи, можно выделить следующие направления развития российской практики ТКПВТ на основе международного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров:
Во-первых, следует внести изменение в примечание 2 к ст. 16.2 КоАП РФ, касающееся удаления фразы «либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется». В случае проведения камеральной проверки участник ВЭД не информируется о том, что в его в отношении проводится контроль. Поэтому он может добровольно внести изменения в ранее поданные данные, однако все равно понести административную ответственность. Так как основное число таможенных проверок проводится в виде камеральной проверки, существующая норма не соответствует международным подходам, по которой у участника ВЭД есть возможность добровольно исправить имеющиеся ошибки без штрафных санкций.
Во-вторых, стоит ввести в порядок проведения выездной таможенной проверки еще один этап в 15 дней, в рамках которого у участника ВЭД будет возможность самостоятельно исправить имеющиеся ошибки без применения административных мер наказания. Международная практика показала, что такой подход является эффективным, в связи с чем он может быть применен и в российской практике.
В-третьих, целесообразно внедрить в порядок проведения выездной таможенной проверки этап обсуждения результатов таможенных проверок между участниками ВЭД и таможенными органами. В рамках этого этапа у участника ВЭД должна появиться возможность доказать свою правоту, например, как было указано ранее, по классификации товара. Благодаря этому должно снизиться число судебных разбирательств. Поскольку судебная практика по многим направлениям для таможенных органов на сегодня является отрицательной, то вполне резонным решением для таможенных органов будет предварительное обсуждение вынесенных решений.
Бесспорно, в современных реалиях цифровизации всех сфер жизни должны подвергнуться изменениям и бизнес-процессы ТКПВТ. Так, например, в рамках реализации Стратегии – 2030 важным моментом является разработка новой модели выбора объектов контроля с учетом технологии «цифровых двойников» (далее – ЦД) на основе критериев оценки поведения участников ВЭД [9].
В рамках концепций, предшествующих понятию ЦД, уже обсуждались вопросы, которые стали актуальными и для современных ЦД: как обеспечить обмен данными между потребителями ЦД, как управлять данными и придать ЦД интеллектуальные функции [10, 11].
Позитивный опыт работы с цифровыми технологиями у России уже есть [12, 13]. Внедрение ЦД позволит производить анализ и сопоставлять показатели финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, использующих известные схемы ухода от уплаты налоговых и таможенных платежей, и сравнивать ее с деятельностью нарушителей таможенных правил, которые представлены в цифровом виде. Таким образом в отношении каждого подконтрольного лица системой будет производиться автоматическая оценка его деятельности, а динамика изменений исследуемых показателей станет основой, на которой система смоделирует поведение подконтрольного лица, оценит, насколько критичны показатели выявленных отклонений и спрогнозирует показатели, отражающие вероятность нарушения подконтрольным лицом таможенного законодательства. Изменение подходов к организации ТКПВТ обусловлено необходимостью реализации ФТС России концепции цифровой трансформации таможенного администрирования.
На основании вышесказанного, применение технологии ЦД может быть реализовано с помощью автоматизированной системы определения объектов ТКПВТ путем доработки ключевых компонентов в КПС «Постконтроль» и их интеграции с АИС «ЦРС ВЭД» как это показано на рис.4.
Можно констатировать, что первый и второй компоненты в составе технологии ЦД в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска в КПС «Постконтроль» к настоящему времени частично реализованы. Более того, представляется целесообразным распространить область применения мониторинга на остальные категории участников ВЭД, и таким образом расширить состав показателей мониторинга.
Разработку прогнозного компонента, который основан на использовании статистических и математических методов и моделей можно выделить в качестве новаций в области автоматизации ТКПВТ.
Следующим шагом автоматизации является подготовка системой рекомендаций по выбору формы проведения ТК и реализации возможности экспертной поддержки принятия решений таможенным инспектором при проведении аналитической работы.
Таким образом технология ЦД должна обеспечить точность и необходимую скорость выбора объектов контроля за счет применения автоматизированного алгоритма, который позволит оценить, как сам объект, так и его поведение, включая критические, важные с точки зрения последствий изменения в этом поведении.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»// Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
  2. Кошелева О.Э., Кулекин М.В. Внедрение методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных как инструмент совершенствования службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления // Бюллетень инновационных технологий. – 2022. – Т.6. – № 2(22). – С.36–41.
  3. Афонин Д.Н. Виртуализация, классификация и области применения в ФТС России. Возможности виртуализации. Системы и среды виртуализации: Учебное пособие. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2020. – 104 с. – ISBN 978-5-4365-5385-6. – EDN MMJJRO.
  4. Афонин Д.Н. Возможности, перспективы и проблемы виртуализации в Федеральной таможенной службе России // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – Т. 4, № 2(14). – С. 52-55. – EDN HMKSVT
  5. Зиманова М.А. Исследование международного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2022. – Т.6. – № 4(24). – С.63–67. – EDN: LCZTYB
  6. Куроптев Н.Б. Перспективы применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Бюллетень инновационных технологий. – 2021. – Т.5. – № 3(19). – С.23–27.
  7. Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д. Перспективы использования в Евразийском экономическом союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. – 2019. – Т.3. – № 2(10). – С.40–44.
  8. Иванова Ю.Ю., Куроптев Н.Б. Опыт и особенности таможенного контроля после выпуска товаров в зарубежных странах // Бюллетень инновационных технологий. – 2021. – Т.5. – № 1(17). – С.24–29.
  9. Денисова Н.А. Роль технологии цифрового двойника в процессах цифровой трансформации таможенного администрирования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала. С.34–38.
  10. Прохоров А., Лысачев М. Научный редактор профессор Боровков А. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт. Издание первое, исправленное и дополненное. М.: ООО «АльянсПринт». 2020. 401 с.
  11. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. – Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-9590-1113-0. – EDN FERUEO.
  12. Кошелева О.Э., Павлова А.О. Роль интеллектуальных ресурсов России в расширении сферы применения цифровых двойников и ускорении цифрового прогресса // Бюллетень инновационных технологий. – 2022. – Т.6. – № 4(24). – С.29–33. – EDN: RPXNIB
  13. Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года / Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Том 1. – Казань: Издательство "Познание", 2022. – С. 30-34. – EDN TWPFAP

Вернуться на страницу статьи
Скачать статью в PDF